РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В жизни каждого человека есть несколько сказок, которые он слышал от старших в раннем детстве. Поэтому их русских народных сказок на всю жизнь запоминаются фразы: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «утро вечера мудренее», «много будешь знать, скоро состаришься», «в тридевятом царстве, тридесятом государстве», «полетят клочки по закоулочкам», «жить поживать да добра наживать», «по усам текло, да в рот не попало», «повернись к лесу задом, а ко мне передом». Они входят в душу и систему образов ребенка как самое глубинное знание о жизни еще до того, как он понимает содержательный смысл этих слов и выражений.

Главной отличительной чертой русских народных сказок является то, что в них много глубинной духовности. Русский менталитет в народных сказках.

Нельзя быть по-настоящему русским, если в детстве тебе не читали русские народные сказки. Потому что фразы «утро вечера мудренее», «много будешь знать, скоро состаришься», «жить поживать да добра наживать»,», «повернись к лесу задом, а ко мне передом» входят в душу и систему образов ребенка как самое глубинное знание о жизни еще до того, как он понимает содержательный смысл этих слов и выражений.

Русские волшебные сказки создают целостную и весьма многогранную картину мира. При этом, на мой взгляд, эта картина весьма достоверна, так как в ней присутствуют все типажи окружающей человека жизни. Благородства и подлости в сказках поровну. Ведь представление о добре и зле – основа ментальности народа, под которой понимается специфика его психологии, особенность присущей ему картины мира, хода и логики размышлений, мотивов решений и поступков.

Емеля сидит на печи, перепачканный золой, «сопит и в золе копается», отказывается идти за водой и рубить дрова, но делает это только когда ему угрожают, что он не получит обещанных «красной рубашки, красной шапки и красных сапог». Разъезжая на печи, он пренебрежительно относится к людям: «…В городе по улицам народ постоянно ходит, дурак не кричит: «берегись» – и передавил в городе много народу». И только молодая жена вносит гармонию в использование могущественных возможностей Емели. произносить заветные слова «по щучьему велению. а счастье у тебя в руках; с умом сумеешь им и

В русских сказках четко различаются Иван-дурак, он же Иванушка-дурачок, и набитый дурак. Первые – герои, их дурость – форма гениальности, созерцательности и фатализма. Их решения не очевидны для здравого смысла их братьев и сестер, деньги потратят на собаку или кошку, а не на лепешку. Рыбу и орла отпустят, медведя и волка пощадят. А те потом из беды выручат, слово заветное скажут. Набитым дураком выступает обычно персонаж, которого обводит вокруг пальца тот самый Иванушка- дурачок. Иванушка весь создан из противоречий. Он ленивый и пассивный, но в решающий момент, деятельный и активный, беспечный и заботливый, доверчивый и хитрый. И по этому случаю анекдот. Спрашивает Баба Яга Змея Горыныча: - Ты кого больше всего боишься?- Угадай.- Илью Муромца?- Нет. Здоровый, но ленивый и тупой.- Добрыню Никитича?- Нет. Сил много, но прямолинейный.- А кого?- Ивана крестьянского сына.- Почему?- Дурак-дураком, стреляет куда попало, с жабами целуется. Беспредельщик непредсказуемый.

Вообще добры молодцы в сказках – удивительны. Никогда не могут подождать всего один день – обязательно шкурку лягушки в печку бросят, а потом гоняют по всему свету, чтобы жену свою, красавицу, вызволить и получить то, что уже имел или почти имел. Создание самим себе рукотворных трудностей с последующим героизмом в их преодолении – распространенный сюжет не только в сказках.

В русских сказках богатство и жажда власти, с одной стороны, осуждаются («Сказка о рыбаке и рыбке»), а с другой – все к этому приходят. То есть богатство – конечно же, идеал, но идти к нему надо хитро. Это как при формулировке миссии современных корпораций: писать, что целью является прибыль, – нельзя. Надо писать, что целью является удовлетворение потребности клиента, подразумевая при этом, что уж он-то заветную прибыль и принесет.

В общем сказки, правдиво отражая распространенные отношения между персонажами, являются попыткой сформулировать идеальную модель жизни, мечты, психологического утешения человеку в беде. Главный смысл волшебства показать, что люди не должны отчаиваться даже в безнадежных ситуациях, потому что жизнь – богаче наших представлений о ней, а нетривиальные поступки – более верный путь к окончательному успеху.

Просмотров работы: 3952