Главной отличительной чертой русских народных сказок является то, что в них много глубинной духовности. Русский менталитет в народных сказках.
Нельзя быть по-настоящему русским, если в детстве тебе не читали русские народные сказки. Потому что фразы «утро вечера мудренее», «много будешь знать, скоро состаришься», «жить поживать да добра наживать»,», «повернись к лесу задом, а ко мне передом» входят в душу и систему образов ребенка как самое глубинное знание о жизни еще до того, как он понимает содержательный смысл этих слов и выражений.
Русские волшебные сказки создают целостную и весьма многогранную картину мира. При этом, на мой взгляд, эта картина весьма достоверна, так как в ней присутствуют все типажи окружающей человека жизни. Благородства и подлости в сказках поровну. Ведь представление о добре и зле – основа ментальности народа, под которой понимается специфика его психологии, особенность присущей ему картины мира, хода и логики размышлений, мотивов решений и поступков.
Емеля сидит на печи, перепачканный золой, «сопит и в золе копается», отказывается идти за водой и рубить дрова, но делает это только когда ему угрожают, что он не получит обещанных «красной рубашки, красной шапки и красных сапог». Разъезжая на печи, он пренебрежительно относится к людям: «…В городе по улицам народ постоянно ходит, дурак не кричит: «берегись» – и передавил в городе много народу». И только молодая жена вносит гармонию в использование могущественных возможностей Емели. произносить заветные слова «по щучьему велению. а счастье у тебя в руках; с умом сумеешь им и
В русских сказках четко различаются Иван-дурак, он же Иванушка-дурачок, и набитый дурак. Первые – герои, их дурость – форма гениальности, созерцательности и фатализма. Их решения не очевидны для здравого смысла их братьев и сестер, деньги потратят на собаку или кошку, а не на лепешку. Рыбу и орла отпустят, медведя и волка пощадят. А те потом из беды выручат, слово заветное скажут. Набитым дураком выступает обычно персонаж, которого обводит вокруг пальца тот самый Иванушка- дурачок. Иванушка весь создан из противоречий. Он ленивый и пассивный, но в решающий момент, деятельный и активный, беспечный и заботливый, доверчивый и хитрый. И по этому случаю анекдот. Спрашивает Баба Яга Змея Горыныча: - Ты кого больше всего боишься?- Угадай.- Илью Муромца?- Нет. Здоровый, но ленивый и тупой.- Добрыню Никитича?- Нет. Сил много, но прямолинейный.- А кого?- Ивана крестьянского сына.- Почему?- Дурак-дураком, стреляет куда попало, с жабами целуется. Беспредельщик непредсказуемый.
Вообще добры молодцы в сказках – удивительны. Никогда не могут подождать всего один день – обязательно шкурку лягушки в печку бросят, а потом гоняют по всему свету, чтобы жену свою, красавицу, вызволить и получить то, что уже имел или почти имел. Создание самим себе рукотворных трудностей с последующим героизмом в их преодолении – распространенный сюжет не только в сказках.
В русских сказках богатство и жажда власти, с одной стороны, осуждаются («Сказка о рыбаке и рыбке»), а с другой – все к этому приходят. То есть богатство – конечно же, идеал, но идти к нему надо хитро. Это как при формулировке миссии современных корпораций: писать, что целью является прибыль, – нельзя. Надо писать, что целью является удовлетворение потребности клиента, подразумевая при этом, что уж он-то заветную прибыль и принесет.
В общем сказки, правдиво отражая распространенные отношения между персонажами, являются попыткой сформулировать идеальную модель жизни, мечты, психологического утешения человеку в беде. Главный смысл волшебства показать, что люди не должны отчаиваться даже в безнадежных ситуациях, потому что жизнь – богаче наших представлений о ней, а нетривиальные поступки – более верный путь к окончательному успеху.