РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР КАК ИНДИКАТОРА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР КАК ИНДИКАТОРА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Смагулов А.Ж. 1
1Карагандинский государственный университет им. академика Букетова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Прошло 20 лет с обретения независимости Республики Казахстан. В отличие от предыдущего периода государственности, когда процесс развития находился в руках руководящих и направляющих структур, современный этап предполагает активное политическое и общественное участие социума, который будет предпринимать собственные шаги по самоорганизации и регуляции происходящих процессов, то есть наличие «гражданского общества». По мнению ряда специалистов, гражданское общество является фундаментом для существования демократии и открытого общества. [1, c.102] Коснемся смежной темы: Роберт Патнэм, американский политолог, утверждает что «социальный капитал», согласно Ф.Фукуяме «определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат наличия доверия между его членами» [2, c.53], играет одну из ключевых ролей для благополучия общества. Исследования Патнэма и его коллег в Италии эмпирическим путем продемонстрировали, что именно гражданское общество и социальный капитал делают демократию работающей, а также стимулирует экономическое процветание [3]. То есть реализуют именно то, к чему стремится нынешнее государство.

Рассмотрим предпринятые шаги формулирующие признаки и проявления гражданского общества в Казахстане. В частности, закрепленные в нашей Конституции основные права и свободы, наличие различных партий, неправительственных организаций, парламента, СМИ, профсоюзов, судов, гражданских протестов. Все это действительно связанно с гражданским обществом, но это форма. Например, «наличие основных прав и свобод» - это только предпосылка их развития. Закрепление таких прав в конституции государства, отсутствие препятствий для их осуществления - все это автоматически не приводит к формированию гражданского общества, но всего лишь создаёт для этого благоприятные возможности. Далее, необходимо подчеркнуть различие между существующими устойчивыми организационными формами и реальным объединением людей. То есть на базе гражданских учреждений (политических партий, экономических и социальных предприятий и так далее) формируются объединения людей, позволяющие реализовать общие интересы. Не менее важную часть потенциального гражданского общества составляют государственные учреждения – парламент и суд. Не смотря на такую особенность гражданского общества как «самоорганизация», законодательная и судебная ветви власти могут, как форсировать, так и существенно помещать процессу формирования и развития общества.

Внутри гражданского общества разные группы неоднородны, напротив, разнообразны, зачастую имеют различные интересы. Но их объединяет одно – деятельность, посредством которой реализуется стремление людей осуществить собственные узаконенные права и свободы. Но социально активные граждане не могут просто возникнуть из воздуха. Принято утверждать, что в странах Запада традиции борьба за права и свободы были получены в процессе исторического развития, но для живущих в современном гражданском обществе – это дело прошлого. Можно предположить, что именно молодежные субкультуры являются «местами приложения» усилий и самореализации, которая в дальнейшем, в связи с обретением статусной определенности в «большом» обществе, преобразуется в существенный элемент активности в гражданском обществе, в социальных связях.

Положение и роль молодежи в обществе, отношение молодежи к обществу и наоборот – это детектор современного общества, позволяющий оценить его гибкость и готовность прогрессировать. Молодежь концентрирует в себе все происходящие изменения в обществе, также аккумулируя критические взгляды и настроения, новые идеи и инициативы, бездонную энергию и готовность действовать. И огромным влиянием на данный слой населения имеет молодежная субкультура.

Под молодежной субкультурой понимается совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, символику, модели поведения, жизненный стиль и внешнюю атрибутику какой-либо группы молодёжи, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры нации. При этом молодёжная субкультура далеко не всегда антагонистична по отношению к другим формам культуры, она может включать в себя многие общекультурные элементы, создавая их оригинальные комбинации и дополняя материальными артефактами и духовными составляющими. [4]

Возникая на базе маргинального слоя молодежи, а, так или иначе, основная масса проходит через данный этап, субкультурные образования объединяют людей, которые уже вышли из-под влияния родительской семьи и школы, не обретя еще постоянного статуса во взрослом мире, своей собственной семьи и профессии. Таким образом, эти люди оказываются вне сферы действия большинства общественных институтов – в зоне аномии (нормативной неопределенности), всегда связанной с промежуточным положением в социальной – репродуктивной, профессиональной – структуре. Идущие в этой среде процессы самоорганизации приводят к образованию субкультурных сообществ, со своими нормами, символикой и границами. [5]

Собственно, в ходе культурной социализации молодой человек осваивает социальные роли гражданина, идентифицирует себя с конкретной социальной группой, определяющих его позиции и поведение в системе общественных отношений – это означает он становиться участником социально-политической жизни как активный субъект. Учится отстаивать права и свободы, сам определять свою жизненную позицию и совершать выбор, нести ответственность за свое поведение, т.е. становится полноценным социально активным гражданином, готовый в полной мере участвовать в ныне текущих процессах гражданского обществе. Ну а выбранная им субкультура – это поле его социальной активности, где он самореализуется.

Фактически, субкультура – это ответная реакция самоорганизующихся групп молодежи на свою маргинализацию. И исходя из того, что субкультура является частью породившей ее «основной» культуры, можно вполне разумно предположить, что она складывается под влиянием множество текущих субъективных и объективных факторов для данного конкретного сообщества.

Зрелые общества имеют сложившиеся субкультуры – «хиппи», «битники», «босодзоку», «когяру», «стиляги», «русский рок» и так далее. Это ответы на вызовы своего времени, способ преодолеть определенные препятствия – культура, и субкультура, живет своей жизнью: возникает, растет и умирает, выковывая гражданскую инициативу и подпитывая общество.

Тогда как казахстанская молодежь является потребителями и в определенной степени последователями (или подражателями) зарубежной духовной продукции, как дальнего, так и ближнего зарубежья. Есть художники, певцы, писатели, последователи, но нет своих субкультур – они являются либо заимствованными, либо глобалисткими (рокеры, толкинисты, реконструкторы). В целом для молодежного неформального движения в Казахстане свойственно субкультурная диффузия, смешение различных направлений мод и идеологий. На сегодняшний день среди казахстанской молодежи преобладают субкультуры гедонистически - развлекательного толка (рэйверы, роллеры, скейтеры и т.п.).

Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что субкультура является одним из важнейших элементов воспроизводства гражданской культуры, но в Казахстане молодежная субкультура вторична относительно западных или восточных, следовательно, стоит вопрос о возможности стабильном росте и репродукции гражданского общества в ближайшее поколение. Но даже при наличии инициативы со стороны властных структур и общества, проблема заключается не в желании и административных возможностях, а в культуре, образовании и готовности молодежи, что является спорным вопросом для Казахстана. И важную роль в решении этой проблемы должны сыграть педагоги.

Собственно, за редким исключением, молодые люди увлечены субкультурами в старшем школьном возрасте и в период студенчества, когда авторитет преподаватель имеет определенный вес в принимаемых решениях. Задача грамотного преподавателя, стремящегося воспитать всесторонне развитую гармоничную личность, стимулировать творческие способности и устремления своих подопечных, чтобы активизировать возможное создание уникальных субкультур, присущих для казахстанского общества, учитывающих все особенности синкретической культуры. Следовательно, ключевая задача педагога, на наш взгляд, не «отвратить» от субкультуры, как сейчас принято считать, а помочь создавать новые субкультуры.

Исходя из социально-педагогической концепции А.В. Мудрика [6], социально-педагогическую помощь можно трактовать как внешнее действие, которое придает личности ресурс, недостающий в какой-либо конкретной социальной ситуации. И такая помощь становится движущей силой процесса активизации ресурсов, управления его использованием.

Социально-педагогическая помощь старшеклассникам и студентам - представителям неофициальных юношеских субкультур, а также не придерживающихся определенных субкультур, возникает на границах стихийной, относительно управляемой и относительно социально-контролируемой социализации, и более или менее сознательного самоизменения человека при:

  • безусловном принятии воспитанника, какие бы идеи он ни разделял, информировании его о реальном положении дел в обществе;

  • выстраивании диалога между культурой и субкультурой на основе предъявления общепринятых образцов, на которые следует ориентироваться и от которых следует отталкиваться,

  • оснащение воспитанника недостающими средствами понимания и самовыражения.

Изучение и анализ идей И.Д. Демаковой [7] позволяет сформулировать еще одно условие социально-педагогической помощи старшеклассникам - представителям субкультур, которое заключается, как мы полагаем, в адекватности имиджа педагога, владении им референтной для старшеклассников деятельностью. Мы уверены, что внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Умения словом и действиями настроить человека на себя также являются важными составляющими имиджа педагога. В нашем случае необходимо говорить о так называемой стилизованной коммуникации. Это умение педагога использовать адекватные для субкультуры способы передачи информации, получения ответов, налаживания взаимоотношений, обмена мнениями. Стиль поведения педагога не должен вступать в противоречия с основной целью оказания социально-педагогической помощи. Его манера действий должна внушать воспитанникам доверие, чувство безопасности, ощущение порядочности педагога, компетентности. Социально-педагогическая помощь будет осуществляться эффективно, если педагог владеет каким-либо видом занятий значимым для представителей юношеской субкультуры (игра на гитаре, какой-либо вид спорта, ролевые игры и т.д.).

Таким образом, молодое поколение призвано играть основополагающую роль в социокультурном воспроизводстве общества. Необходимо видеть в молодежи обновляющую силу, интеллектуальный и духовный резерв общества, способный воспринять и реализовать инновацию и быстро адаптироваться в новых реалиях жизни. Субкультуры играют важную роль в генерации «гражданского общества», ключевого элемента в построение стабильного и гармоничного общества. У Казахстана нет собственных «нативных» субкультур, что ставит под сомнение возникновение и развитие «гражданского общества», следовательно, задача педагогов Казахстана, как элементов социальной системы, имеющих солидный авторитет, всячески поддерживать и стимулировать во всех начинаниях появление собственных субкультур.

Список использованной литературы

  1. Буренко В.И., Журавлева В.В. Политология. М.: Экзамен, 2004. – 320 с.

  2. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ACT, 2004. – 730 c.

  3. Р. Патнэм. Чтобы демократия сработала. М., 1996

  4. Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы. 2010.

  5. Щепанская Т.Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. с.34 – 85

  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2013. – 240 с.

  7. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. М.: Каро, 2007. – 160 с.

Просмотров работы: 2175