Автоматизация - одна из главных тенденций развития современного управления предприятиями. Настоящий уровень развития автоматизированных систем управления предприятиями можно обозначить как уровень интегрированного управления.
Интегрированная система управления предприятиями - это набор интегрированных приложений, которые позволяют создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций в масштабе предприятия [1].
К преимуществам систем управления предприятиями можно отнести:
- сокращение времени выпуска продукции,
- снижение уровня товарно-материальных запасов
- улучшение обратной связи с потребителем при одновременном сокращении административного аппарата и т.д.
ИСУП включает следующие элементы:
- модель управления информационными потоками (ИП) на предприятии;
- аппаратно-техническая база и средства коммуникаций;
- СУБД, системное и обеспечивающее ПО;
- набор программных продуктов, автоматизирующих управление ИП;
- регламент использования и развития программных продуктов;
- IT-департамент и обеспечивающие службы;
- собственно пользователи программных продуктов.
В настоящее время на российском рынке информационных систем управления предприятием можно выделить три группы.
Первая группа - это крупные интегрированные пакеты зарубежных разработчиков класса MRP II/ERP, ориентированные на управление на основе бизнес-процессов.К данной группе относятся продукты SAP AG (R/3), ORACLE (OracleApplication), BAAN (BAAN IV), Navision-Microsoft (AXAPTA) и др.
Вторая группа - это средние интегрированные пакеты отечественных разработчиков (Галактика, Парус, БОСС-Корпорация).
Третья - малые интегрированные и локальные пакеты отечественных разработчиков.
Часто предприятия, не получив должного эффекта от внедрения ИСУ, переходят из первой группы во вторую и третью. По мнению специалистов, происходит это в силу следующих причин:
- неготовность предприятия к внедрению ИСУ (отсутствие стратегии развития ИСУ, ее несогласованность с целями бизнеса предприятия, недостаточный уровень знаний у сотрудников предприятия для восприятия IТ и т.д.);
- отсутствие управления внедрением проекта (ошибки планирования, отсутствие процедуры решения проблем, низкое качество услуг по внедрению);
- неправильный выбор (ошибка в выборе класса ПО, поставщика или внедряющей организации).
Объём российского рынка интегрированных систем управления предприятием (по данным исследования компании IDC) в 2011 году составил 927,05 млн. долл., что на 42,8% больше результатов предыдущего года (в 2010 г. - 649,4 млн. долл.). Рост рынка был обусловлен значительным спросом на бизнес-приложения со стороны бюджетных организаций, банковского сектора, малого и среднего бизнеса.
Лидером российского рынка ИСУП в 2011 году осталась компания SAP, доля которой составила 47,8%. Значительно увеличила свою долю 1С, заняв второе место с 31,6%. Места с третьего по пятое заняли Oracle (7,5%), MicrosoftDynamics (6,9%) и «Галактика» (1,8%).
Ведущей отраслью для российского рынка ИСУП в 2011 году осталось непрерывное производство, второе место- розничная торговля, на третьем месте расположилось дискретное производство, банковский сектор занял четвертую позицию, а пятую - профессиональные услуги.
По мнению аналитиков компании IDC, российский рынок ИСУП в ближайшие пять лет будет ежегодно расти в среднем на 17,8%. Рост будет обусловлен высоким спросом на бизнес-приложения среди компаний банковского сектора, розничной торговли, правительственных организаций.
Литература
1.Адамадзиев К.Р., Гаджиев Н.К. Информационные системы управления предприятиями: Учебное пособие – Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГУ, 2007. – 139 с.
2. Системы управления предприятиями (рынок России). - http://www.tadviser.ru/index.php/
3. Краткий обзор российского рынка систем управления предприятием. - http://pitportal.ru/new_articles/8570.html
3