СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное общество находится под влиянием информационных технологий, которые проникли во все сферы человеческой деятельности, таких как архитектура, машиностроение, образование, банковская структура, медицина, государственный сектор.

Наиболее активным потребителем информационных и коммуникационных технологий является государственный сектор. Информатизация государственных органов способна повысить качество государственных услуг и вывести на новый уровень эффективность управления во всех органах власти. В последние годы в нашей стране делается многое для перехода на полномасштабное использование ИКТ в государственных организациях. Этот процесс проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях.

По мнению специалистов, уровень информатизации госсектора в России имеет положительную динамику. Так, согласно рейтингу уровня развития электронного правительства, подготовленного ООН по итогам 2011 г., Россия поднялась на 32 позиции вверх, а в рейтинге развития информационных технологий она поднялась с 77 на 56 строчку. В особенности этому способствовали такие государственные проекты, как переход к оказанию электронных государственных услуг, подключение госведомств к системе межведомственного электронного взаимодействия, внедрение межведомственного электронного документооборота, начало работ по созданию национальной облачной платформы и универсальной электронной карты. Реализация этих проектов также дало толчок к использованию облаков в госсекторе, способствовала росту числа аутсорсинговых контрактов.

Но существует ряд объективных проблем, таких как:

- неравномерность развития информационных технологий в госорганах как министерств и ведомств, так и в регионах;

- недостаточное развитие ИКТ инфраструктуры;

- дефицит квалифицированных кадров на местах;

- проблемы в нормативно-правовом и организационно-методическом обеспечении.

Несмотря на вышеуказанные проблемы, имеются довольно успешные проекты по информатизации госсектора. Таковыми, по мнению экспертов, являются: создание Единой медицинской информационно-аналитической системы Минздрава, создание электронного кадастра недвижимости Росреестра, внедрение систем видео-конференц-связи для удаленного судопроизводства Верховного суда РФ и арбитражных судов РФ. ГИБДД обеспечила запись граждан на техосмотр и регистрацию через портал госуслуг, а московская ГИБДД — доступ к информации о штрафах через портал. Система электронного обслуживания охватила все региональные подразделения ГИБДД и была создана на имеющихся ИТ-ресурсах без дополнительных затрат на приобретение серверного оборудования и ПО.

Решение вопросов взаимодействия ведомств между собой и с гражданами, по мнению экспертов, является основным стимулом развития ИТ в органах власти как регионального, так и федерального уровня. Несмотря на все усилия, полноценный запуск СМЭВ пока не состоялся. По официальным данным, к СМЭВ подключились все субъекты, и средняя готовность региональных ведомств к такому переходу, по данным Минкомсвязи, составляет около 60%.

Согласно статистике обращения субъектов РФ к электронным сервисам с 1 июля по 30 сентября 2012 года, общее количество обращений составило 9 513 989, причем 99,99% обращений приходится на 48 регионов из 83, а на пятерку регионов-лидеров (Челябинская область, Москва, Ямало-Ненецкий АО, Еврейская АО, республика Мордовия) - около 70% общего числа обращений. Причина низкого использования возможностей, по мнению экспертов, не только в неготовности органов управления, низком уровне финансирования, проблемах взаимодействия с Ростелекомом, но и в том, что лишь небольшая часть населения страны готова к переходу на электронные способы взаимодействия с государством.

В госсекторе большое внимание уделяется безопасности данных. Отечественный рынок информационной безопасности вырос в 2012 г. за счет государственной политики, так как правительство активно развивает инициативы в области защиты персональных данных и электронной цифровой подписи. Эти две технологии обеспечили до половины выручки всех работающих в отрасли компаний, и данный тренд сохранится, по ожиданию многих экспертов, и в 2013 г.

По данным аналитиков IDC, российский рынок аппаратных решений информационной безопасности за 2011 г. вырос на 73% и составил $205 млн. К этим продуктам относятся решения по защите внешнего периметра организации от атак извне и решения по аутентификации, которые помогают более надежным образом идентифицировать пользователей при обращении к различным информационным ресурсам.

Также госсектор активно начинает использовать облачные технологии. Наиболее масштабным государственным SaaS-проектом является "Национальная облачная платформа", запущенная в мае 2012 г. Он создается в рамках программы "Информационное общество (2011 - 2020)". На разработку сервиса в ближайшие 3 года должно быть выделено из государственного бюджета 476 млн руб.

Национальная облачная платформа представляет собой комплекс интегрированных информационных систем, предназначенный для предоставления услуг по облачной модели органам исполнительной власти различного уровня, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и физическим лицам. Для государства и граждан это информатизация основных социальных сфер, таких как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и безопасность.

Реализация этого проекта свидетельствует о заинтересованности государственного сектора в облачных технологиях. Но имеются проблемы технологического и правового характера, в решении которых уже сделаны определённые шаги. Так, с 2009 г. в законодательстве появились изменения, сделавшие возможным электронный документооборот в секторе B2B: снят запрет с использования электронного счета-фактуры, утверждены форматы электронных первичных документов и т.д.

Эксперты признают, что СЭД, средства виртуализации, централизованные ЦОД и многие другие технологии уже используются государственными структурами. Но объемы использования электронных документов все нарастают, поэтому потребуется решить проблему долговременного хранения юридически значимых документов, создать государственные и муниципальные электронные архивы.

Среди перспективных направлений развития систем — поддержка работы мобильных сотрудников и создание портальных ИТ-решений, которые позволяют руководителям органов власти и самоуправления работать на расстоянии. В частности, над мобильным клиентом сегодня работает Минэнерго РФ.

Специалисты считают, что все чаще будут востребованы облачные технологии, связанные с использованием централизованных инфраструктурных ресурсов, сокращением затрат на ПО, и аутсорсинг.

Литература

1. Полякова М. ИТ в госсекторе:проекты тормозят. - http://www.osp.ru/cio/2012 /10/ 13 021573/

2. Чумарова Н. Госсектор устремился в облака. - http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2 012/articles/articles21.shtml

3. Кризис для аутсорсинговых компаний – это время новых возможностей. - http://

www.cnews. ru/reviews/free/gov2009/int/rosservis/index.shtml

4. ИТ в органах государственной власти 2012. - http://www.cnews.ru/reviews free/ gov2012/

4

Просмотров работы: 1737