УЗБЕКСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

УЗБЕКСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В каждом народе, есть высокообразованные интеллектуалы своего времени, люди думающие только о своём народе, работающие не покладая рук за процветание родины и даже отдающую жизнь ради спокойствия народа и имеющее в народе уважение и почёт. Где имеется добро и там всегда находится зло. Менталитет народа и есть те совокупности вместе взятые. Менталитет накапливается веками при зависимости от культурно-религиозного уклада жизни народа, а также зависит от внешних и внутренних факторов. Менталитет каждого народа, разный по течению обстоятельств.

Для узбекского менталитета характерны такие черты, как трудолюбие, уважением к старшим, приверженность семейным устоям и этническим традициям, а так же гостеприимство.

Важным для узбекским понятием является «ангиша», смысл которого заключается в изначально миролюбивом восприятии человеческих ошибок, мудром и терпимом отношении к агрессии или негативации в свой адрес. Подобная восточная толерантность, обусловленная узбекской ментальностью, дает возможность оппонентам обдумать свои действия и придти к компромиссу.

Для представителей узбекского этноса характерна высокая релевантность родственных отношений, так как по их мнению: «любые родственные связи от Бога». Независимо от социального положения родственника и интенсивности общения с ним, члены «семейного клана» всегда помогут узбеку решить проблему. Подобная сплоченность связана с тем, что семья является основой узбекского этноса, а семейные ценности – ценностями всего народа. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений.

Общественный и семейный уклад жизни узбеков - определяется исламской традицией. Уважение к старшим и безусловное подчинение главе семьи являются фундаментом узбекской семьи. Как правило, каждый мусульманин добровольно отчисляет часть заработанных денег (по-узбекски такое пожертвование именуется «закят») в пользу нуждающихся или на богоугодные дела.

Узбекскую культуру, как и китайскую, японскую, казахскую, относят к культурам коллективистского типа, в отличие от многих европейских, например, немецкой, французской или испанской культур индивидуалистического типа. Так, в каждом узбекском селе или городе традиционно существует соседская община (на узбекском «махалля»), наделенная определенными функциями самоуправления на местном уровне. Обычно на территории каждой махалли есть действующая мечеть. Понятие «махалля» восходит к арабскому «часть города, квартал» и представляет собой не только территориальное объединение семей, проживающих поблизости, но и социальное явление. Общее число махаллей в Узбекистане превышает 10 000.

Раньше махаллями управляли аксакалы и старейшины, в современном Узбекистане председатель махали (по-узбекски «раис») – должность выборная, его избирают на 2,5 года на общем собрании жителей. Центром махали и «резиденцией» раиса обычно является чайхана (чайхона), являющаяся примерным «аналогом» английского клуба. В чайхане собираются старейшины и участники махали среднего возраста, чтобы обсудить насущные проблемы и пути их решения. Женщинам там появляться не принято. Спектр вопросов, которые решает махалля, очень широк - от организации важнейших для узбеков событий (свадеб, похорон, национальных обрядов), воспитания подрастающего поколения и разрешения семейных конфликтов до распределения пособий нуждающимся семьям и сиротам, благоустройства территории и сбора коммунальных платежей. Финансирование махалли осуществляется на спонсорских началах, а решения махалли обычно исполняются ее участниками неукоснительно. В Узбекистане существует поговорка: «Человек рождается и живет в махалле, и махалля провожает его в последний путь».

Следует упомянуть и древний узбекский обычай взаимопомощи «хашар» (в переводе с арабского и персидского (фарси) – «совместный труд, благотворительность»). Это мусульманская традиция добровольного безвозмездного труда, чтобы помочь определенной семье построить дом или благоустроить свой квартал, район, улицу. Решение о «хашаре» обычно принимает вся махалля.

Бадалова Камола Мирсалиевна

Адрес: г.Шымкент, отд.Тельман,ул.Спатаева №35

Тел: 87781865283

Просмотров работы: 8765