ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ

Пиркина В.Г. 1, Назарова С.А. 1
1Марийский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный человек достаточно часто встречается с трудными ситуациями, что обусловливает актуальность изучения критических ситуаций в науке и практике. Не смотря на то, что изучением трудных критических ситуаций занимались многие отечественные и зарубежные психологи, педагоги, социологи (Л.А. Александрова, Е.Е. Данилова, М.И. Дьяченко, А.А. Осипова, Л.Р. Правдина, А.М. Столяренко, Л.К. Чаусова), до сих пор нет точного определения этого явления.

В словаре социальной педагогики критическую ситуацию определяют как ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно [3]. В психологическом словаре критическая ситуация – это тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или резкое изменение статусов персональной жизни [1]. Обобщая разные подходы к определению критической ситуации в психологии можно сделать следующий вывод: критическая ситуация есть вид социальных ситуаций, складывающийся в результате одномоментного сильного или слабого, но длительного психологического травматизирования совокупностью событий внешнего и внутреннего мира, преломленных в психике человека.

Большой интерес вызывает изучение представлений о критических ситуациях на этапе юности. Юношеский возраст определяется как стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь [2].

Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше социальных взрослых ролей. Как считают, Д.Б. Эльконин и А.Н. Леонтьев ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность. Это отражается в избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз, о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах. По мнению И.В. Шаповаленко, на юношеский возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступить в брак. Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. В юности изменяется основная направленность личности, которая может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего пути, выбор профессии [4].

Таким образом, юность - это период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Центральным новообразованием юности является учебно-профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение.

Целью эмпирического исследования стало изучение особенностей представлений о критической ситуации современных старшеклассников. Для реализации цели была разработана авторская анкета. Анкета состояла из 10 вопросов открытого характера, направленных на изучение представлений о критической ситуации через такие переменные, как:

  1. определение понятия критической ситуации;

  2. переживания, которые вызывают критические ситуации;

  3. события, которые можно назвать критической ситуацией;

  4. наиболее значимые критические ситуации;

  5. влияние критической ситуации на личность.

Экспериментальную выборку составили 58 учащихся 10 класса МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы».

Далее перейдем к анализу представления о критической ситуации старшеклассниками.

1. Охарактеризуем понимание старшеклассниками критической ситуации. В основном старшеклассники определяют критическую ситуацию, как ситуацию, требующую немедленного решения; ситуацию из которой нет выхода; также как ситуацию, в которой человек начинает нервничать и сильно переживать. Для некоторых критическая ситуация - это период жизни, когда возникает множество проблем, опасная ситуация для жизни и здоровья. Немногие старшеклассники критическую ситуацию определяют как ситуацию криминального характера; экстремальную ситуацию.

Приведем несколько примеров наиболее полного определения критической ситуации юношами и девушками: «Это ситуация, с которой сталкивается человек в процессе своей деятельности, которая вызывает стресс и переживания»; «Экстремальная ситуация, когда у человека возникают отрицательные эмоции»; «Это переломный момент в жизни человека, который влияет на человека либо положительно, либо отрицательно».

2. Остановимся на переживаниях, которые вызывают критические ситуации у старшеклассников. Для большинства респондентов это отрицательные эмоциональные переживания. По ответам юношей и девушек можно сказать, что наиболее часто (у 45% опрошенных) в критических ситуациях возникает паника и сильное волнение. 12% отметили, что в ходе переживания критических ситуаций возникает стресс. Встречались и такие варианты ответа, как «апатия», «потеря себя», «злость», «агрессивность» и другие.

3. Далее рассмотрим события, которые старшеклассники называют как критические. Наиболее часто юноши и девушки называли следующие события: примерно 31% респондентов относят учебную деятельность; более 15% учащихся - общение со сверстниками и друзьями; 9% - связывают критическую ситуацию с взаимоотношением с родителями; столько же (9%) - с угрозой для жизни и смертью близких людей.

Итак, критические ситуации в жизни старшеклассников преимущественно возникают в учебной сфере и межличностных отношениях. Реже критические ситуации связаны со спортивной деятельностью и здоровьем близких людей.

4. Необходимо рассмотреть наиболее значимые критические ситуации в жизни старшеклассников. Большинство респондентов (48%) указали сдачу экзаменов, трудности в учебе и подготовке домашнего задания. Реже встречались такие ответы как угроза здоровью и жизни себе и родным людям. Также встречаются описания критических ситуаций возникающих в общении со сверстниками (17%), конфликтами в семье (15%), выбором профессии (13%) и другими ситуациями. В качестве примеров можно привести следующие описания критических ситуаций старшеклассниками: «Критические ситуации возникают в школе, сдача зачетов и экзаменов»; «Смерть мамы, очень сильные переживания»; «Критические ситуации возникают в школе, когда не понимаешь материал и нужно сдавать зачет»; «Критические ситуации возникают в общении с друзьями, когда они не понимают тебя».

Достаточно много респондентов не ответили на данный вопрос (26% опрошенных). При этом некоторые из респондентов указали, что не сталкивались с подобными ситуациями, а 9% учеников причиной этого назвали отрицательные эмоции, которые возникают при ответе.

Можно сделать вывод, что наиболее значимыми критическими ситуациями старшеклассники называют отдельные аспекты учебной деятельности, потерю близкого человека, конфликты во взаимоотношениях с друзьями и родителями.

5. Перейдем к анализу последствий переживания критических ситуаций старшеклассниками в различных сферах жизни:

- в учебной деятельности переживание критической ситуации, по мнению респондентов, приводит к следующим последствиям: снижению успеваемости; появлению вредных привычек, волнения, разочарования и стресса. А также встречались ответы о положительных последствиях. Например: «Стала лучше учиться и тщательнее готовиться к урокам»; «Хорошо сдала экзамены в 9 классе»; «Укрепился характер».

- в отношении с близкими наиболее часто встречались такие ответы как: «стали доверительными отношения со сверстниками»; «появилась толерантность к близким». Отрицательные последствия, такие как стресс, ссоры, разочарование и недоверие в отношении с близкими людьми были отмечены реже.

- в отношении к будущему переживание критических ситуаций приводят либо к серьезности и вере в свои силы, либо к неуверенности и разочарованию в своих возможностях. Приведем примеры наиболее типичных ответов: «Неуверенность в своих силах»; «К наиболее серьезному отношению к своему будущему и вере в то, что я смогу справиться со всеми проблемами»; «Поменять планы и наметить цели».

Рассмотрим влияние критических ситуаций на личность старшеклассников. Достаточно многие опрошенные (67%) ответили, что критические ситуации оказали положительное влияние. Приведем примеры, иллюстрирующие данное утверждение: «Стала относиться к людям с пониманием и добротой, помогать близким в трудных ситуациях»; «Развивается умение найти выход и благополучный исход в любой ситуации, формирование опыта и навыков в решении проблем»; «Я стала серьезнее смотреть на мир, дорожить каждой минутой жизни, строить планы»; «Возможно, начала ко многим вещам относиться проще, добиваться своей цели, ценить близких людей»; «Критическая ситуация сделала меня более ответственной».

Примерно 29% респондентов ответили, что критические ситуации оказали отрицательное влияние на их личность. Встречались такие ответы: «Остался страх за жизнь и здоровье близких людей»; «Появилось недоверие к людям»; «Стал более грубым, не прощаю ничего и никому, абсолютно безразличным к чужим проблемам».

Можно сказать, что в большинстве случаев критические ситуации оказывают положительное влияние на личность. В ходе ее переживания происходит личностный рост, появляется решительность и повышается стрессоустойчивость.

Таким образом, эмпирическое исследование представлений старшеклассников о критических ситуациях позволило сделать следующие выводы:

- критическая ситуация в представлении старшеклассников – это ситуация, требующая немедленного решения, из которой нет выхода, в которой человек начинает нервничать и сильно переживать;

- к критическим ситуациям учащиеся относят отдельные аспекты учебной деятельности (государственная итоговая аттестация, плохие оценки, нехватка времени при подготовке к урокам); связывают с общением со сверстниками и друзьями (конфликты с лучшим другом, предательство близких людей) и взаимоотношениями с родителями (недоверие близких людей, ссоры с родителями); угрозой для жизни и смерти близких людей.

- во время переживания критических ситуаций у юношей и девушек возникают негативные эмоциональные состояния и поведенческие реакции, такие как страх, волнение, паника, стресс, разочарование и др.;

- наиболее значимые критические ситуации в жизни старшеклассников: трудности в учебе, угроза здоровью и жизни себе и родным людям, выбор профессии, конфликты с родственниками и друзьями;

- критические ситуации оказали преимущественно положительное влияние на личность старшеклассников. Переживание критических ситуаций научило старшеклассников находить выход из различных ситуаций; серьезнее смотреть на мир, и строить планы; успешное разрешение критических ситуаций повысило толерантность и ответственность.

В заключение хотелось бы подчеркнуть практическую значимость полученных результатов. Психологическая характеристика представлений старшеклассников о критических ситуациях будет способствовать выбору эффективной стратегии психолого-педагогического сопровождения развития личности юношей и девушек.

Литература:

  1. Влияние трудной жизненной ситуации экзамена на состояние личности студента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// works.tarefer.ru/70/100607/index.html

  2. Возрастная психология [Электронный ресурс] / З.Б. Лощенкова.- Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/204395/read
  3. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / автор составитель Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368с.

  4. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2004. – 349с.

Просмотров работы: 4106