ИТ-АУТСОРСИНГ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИТ-АУТСОРСИНГ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из моделей бизнеса, получившей в настоящее время широкое распространение является аутсорсинг. Особенно эффектна эта модель в сферах экономики, связанных с разработкой и внедрением информационных систем и технологий. В различных литературных источниках даются различные определения этому понятию [1].

С нашей точки зрения удачным является следующее:

Аутсорсинг - это передача части функций по обслуживанию деятельности фирмы другой организации-исполнителю.

Аутсорсинг позволяет повысить эффективность выполнения определенных функций предприятий в области информационных технологий, снабжения и поставок, обслуживания, финансов, обеспечения персоналом и даже производства. Аутсорсинг помогает компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, ускорения адаптации к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения рисков. Компании-заказчики могут, передавая на аутсорсинг второстепенные функции, сконцентрироваться на тех, которые свойственны именно ей, на своей специфике. В отличие от субподряда, аутсорсинг - это стратегия управления компанией, котоhая предполагает определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании.

Аутсорсинг приято делить на два вида: производственный аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов,[6]. Производственный аутсорсинг предполагает передачу части производственных процессов или всего цикла производства сторонней компании. Кроме того, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшее взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга.

Производственный аутсорсинг позволяет компании: сосредоточиться на разработке новых продуктов и услуг, увеличить гибкость производства , а так же использовать дополнительные преимущества от ведения бизнеса на рынках с дешевой рабочей силой.

Аутсорсинг бизнес-процессов включает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, бизнес-образующими. Практика показывает, что наиболее распространенными видами бизнес-процессов передаваемых на аутсорсинг являются: управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика [6].

По мнению специалистов Института аутсорсинга (OutsourcingInstitute, США), аутсорсинг бизнес-процессов является динамично развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем в наибольшей степени развит аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учета.

Аутсорсинг как и любые другие модели бизнеса имеет свои достоинства и недостатки, которые рассматриваются различных литературных источниках. В [2] различают две группы достоинств:

Первая группа - стандартные преимущества, присущие аутсорсингу любого вида деятельности.

Вторая группа преимуществ специфична именно для аутсорсинга финансовой функции и заключается в переложении ответственности за организацию учета и правильность его ведения на аутсорсинговую компанию.

К ним важными из достоинств отнесены:

- снижения на зарплату (больше не используется свой штатный персонал);

- сокращение штатного персонала;

- высвобождение внутренних ресурсов заказчика для решения других задач

- концентрация заказчика на своей основной деятельности;

- задействование специализированного оборудования, знаний, технологий компании-аутсорсера;

- уменьшение рисков и др.

При всех своих достоинствах аутсорсинг имеет ряд недостатков, основными из которых принято считать следующие [3]:

- качество услуг компании-аутсорсера может оказаться ниже необходимого заказчику уровня,

- снижение возможности влияния на компанию-аутсорсера, с последующими убытками или дополнительными затратами;

- возникновение дополнительных рисков потери конфиденциальной информации из-за доступа сотрудников компании-аутсорсера к документам и информационным данным компании-заказчика.

Аутсорсинг широко развит в сфере информационных технологий, где возможен полный или частичный аутсорсинг.

Крупные предприятия отдают на аутсорсинг, как правило, техническое обслуживание или отдельные сегменты информационных систем. Так, мобильные операторы передают на обслуживание вендорам свои региональные сети, построенные практически полностью на оборудовании этих производителей. Один из примеров такого аутсрсинга — передача «Вымпелкомом» сетей в Поволжье и на Дальнем Востоке компании Huawei [5].

Вариантом удачного аутсорсинга в России, основанного на долгосрочном партнерстве, когда интегратор создает ИТ-комплекс для заказчика является например, создание и развитие технологического сегмента ФМС России в государственной системе оформления паспортно-визовых документов нового поколения ИТ-компаний «Техносервис», которая осуществляет комплексную поддержку всей информационной инфраструктуры ведомства. «Техносерв» отвечает за функционирование 862 объектов ФМС на территории всей страны, включая регионы.

Однако 100-процентный аутсорсинг мало популярен в России. Одной из причин является отсутствие в стране привлекательных ценовых предложений по комплексному аутсорсингу. А такая привлекательность может быть обеспечена только тогда, когда идентичная услуга будет предоставляться сразу нескольким клиентам, поскольку известно, что только за счет синергии заказов можно достичь оптимальной цены при высоком уровне качества [5].

ИТ-Аутсорсинг (IT outsourcing) является видом услуг, подразумевающим передачу заказчиками функций по поддержке ИТ систем в специализированные ИТ-компании, при котором исполнитель гарантирует выполнение функций заказчика. В ИТ-Аутсорсинг передают, как правило, следующие ИТ- работы: решение административных функций, обслуживание компьютерного сетевого оборудования, разработку прикладного программного обеспечения и информационных систем, консультирование и др..

Аутсорсинг в сфере информационных технологий позволяет компаниям снизить косвенные затраты.Так по даннымGartnerGroup, их сокращение достигает в среднем 30%).Востребованность аутсорсинга ИТ-услуг вызвана и высоким качеством обслуживания, обеспечиваемое аутсорсинговыми компаниями.

Об уровне востребованности аутсорсинга в сфере ИТ-услуг можно судить по данным, приведенным на рис.1.

В мировой практике спектр IT-функций, передаваемых на аутсорсинг, колеблется в широких пределах - от разработки и внедрения корпоративных информационных систем (КИС), обучения и поддержки пользователей до разработки IT-стратегии и аутсорсинга всей информационной инфраструктуры компании [4].

Рис.1. Наиболее востребованные услуги IT-аутсорсинга

Источник: InfoWorldOutsourcingStudy

Основные причин, вызывающие целесообразность передачи ИТ-функций в аутсорсинг иллюстрирует рис.2.

Рис.2. Основные причины передачи IT-функций на аутсорсинг.

Источник: InfoWorldOutsourcingStudy

По данным исследования Marketvisio и OrangeBusinessServices, хотя уровень проникновения аутсорсинга ИТ-сервисов в российских предприятиях заметно отстает от Западной Европы, однако 37% крупных компаний уже используют его в той или иной мере, а 28% из них в 2012 году расширили эту практику […]. К сдерживающим факторам применения аутсорсинга аналитики относят высокую стоимость услуг стороннего провайдера в сравнении с содержанием собственного штата специалистов (47%) и угроза потери контроля над собственными данными (32%).

Поиск услуг на внешнем рынке заказчиков в России чаще всего обусловлено нехваткой ресурсов в собственном ИТ-отделе: недостаток экспертизы в качестве побуждающего мотива (34,2% респондентов), нехватка собственных кадров (26,7%), нехватку оборудования внутри компании (12,8%).Кпреимуществм аутсорсинга заказчики относят использование передовых технологий провайдера (22,3%), сжатые сроки реализации проекта (18,8%), повышение качества для внутренних пользователей (17,8%).

О фактах, способствующих ИТ-аутсорсингу и об уровне их значимости для компаний свидетельствуют данные рис.3.

Рис.3. Мотивирующие факторы для использования аутсорсинга.

Источник: Marketvisio, 2012

Среди функций, которые бизнес предпочитает передавать на аутсорсинг лидирует развитие бизнес-приложений и интеграция (41,7% компаний). прибегающих к выводу ИТ вовне. Второй по популярности является по переда на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры (33,9%), третье место занимает передача в аутсорсинг управление ИТ-инфраструктурой (23%), [2].

Список литературы

1. Адамадзиев К. Р., Адамадзиева А. К., Магомедгаджиев Ш. М., Гаджиев Н. К., Омарова Э. Ш.. Сетевая экономика: учебное пособие. – Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГУ, 2011. -150 с.

2.Деловой портал «Управление производством». www.up-pro.ru

3. Лебедев П., www.source.cnews.ru

4.Компания "СибирьСофтПроект".www.sib-soft.ru

5.Корнеев С..Техносерв. www.iemag.ru

6. Пушкин С., Савостьянов М., Эрнст энд Янг. Журнал "Управление компанией". Издательский Дом "РЦБ": www.rcb.ru, outsourcing-perm.ru

 

7

Просмотров работы: 4737