СОЦИАЛЬНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Кризис современного общества порождает не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. Негативные последствия неблагополучия в обществе проектируются на семью - основной и наиболее уязвимый социальный институт. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей, приводит к росту социально - средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом, т.е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

Именно поэтому необходимо включаться в работу с семьей на более ранних стадиях развития кризиса. Воздействие на семью- это одна из форм связей отношений, включающих взаимодействие со всеми членами семьи. При этом, с одной стороны, воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой - цели, задачи и содержание воздействия определяют индивидуальную патронажную деятельность с учетом специфики категории семьи. Особое внимание следует уделить семьям «потенциальной группы риска», в которых открыто не наблюдается нарушение функций, когда семья находится на докризисном этапе развития. Данный этап характеризуется частичной утратой или снижением эффективности семейных функций.

К категориям «семей, оказавшихся в социально опасном положении» можно отнести:

  1. Неполные семьи, в том числе, функционально неполные семьи, в которых двое родителей, но различные причины оставляют им мало времени для семьи;

  2. Семьи, где отношения между родителями напряженные или подано заявление на развод;

  3. Семьи с недавней смертью одного из родственников, так как негативные последствия отражаются на развитии личности и могут вылиться в депрессию.

Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении - это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.

Для эффективной организации работы с семьей, находящейся в кризисной ситуации необходимо отметить специфику развития проблемы, ее структуры и этапов.

Социальная работа, направленная на оказание социальной помощи семьям, находящимся в социально опасном положении строится на следующих принципах: необвинительности - вместо обличения и упреков, даже заслуженных, - создание ситуации для выхода из кризиса; индивидуального подхода - решение конкретных проблем конкретной семьи и ребенка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания; доверительных отношениях; уважении норм и ценности семьи и детей; выявления позитивного потенциала семьи, опора на него для развития способности к самопомощи; адресности, гуманизма, принципа социальной справедливости, альтруизма, гармонизации общественных, групповых и личных интересов, дифференцированного подхода, системности и комплексности. Данные принципы позволяют специалистам по социальной работе выполнять свое главное предназначение: помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; поддерживать социальную инициативу и активность человека, его стремление самому разрешать возникающие проблемы [3; 142-145].

В последние годы в России активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания. Наиболее распространенными их типами являются центры социального обслуживания населения регионального, муниципального и локального уровня, а также центры социальной помощи семье и детям. Специалисты по социальной работе, которые проводят работу с семьями, находящимися в социально опасном положении обращаются к Конституции РФ, Семейному кодексу РФ, Уголовному кодексу РФ, Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Сспециалисты разрабатывают технологии социальной работы с данной целевой группой, в том числе и социального посредничества.

Социальное посредничество – это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи. Именно, в рамках

фасилитационного подхода, основанного на сотрудничестве, взаимоуважении, доверии, принятии социальный работник выполняет роль посредника в решении проблем семей, находящихся в социально опасном положении.

Зайнышев И.Г., Студенова Е.Г., Фирсов М.В. группируют посреднические услуги по следующим направлениям: посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом; между организациями и учреждениями; между специалистами разной ведомственной подчиненности; между клиентами социальных групп и институтов; межличностное посредничество. Все перечисленные направления

социального посредничества актуальны в решении проблем семей, находящихся в социально опасном положении.

Рассмотрим деятельность социального работника как посредника на примере работы Отделения социальной помощи семье и детям Комплексного центра социального обслуживания населения Калининского района г.Уфы. Деятельность специалистов направлена на развитие и укрепление семьи, улучшение ее социально-экономического положения, увеличение показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, оказание

психологической, социальной, юридической и иных видов помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, семьях, в которых дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психологического насилия. В штат отделения входят: заведующая отделением, педагог-психолог, специалист по социальной работе, юрисконсульт.

Для комплексной эффективной организации процесса работы с семьями, которые находятся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, необходимо было содержательно определить этапы технологического процесса и разработать модель социального посредничества. Специалистами Центра была разработана модель социального сотрудничества, целью которого является решение проблем семьи всеми службами района города. Методика социального посредничества включает несколько этапов:

Начальным этапом социальной работы с данной категорией семей являлся сбор сведений о семьях «группы потенциального риска»:

- внешне благополучных семей, но подвергшиеся влиянию одного из «рисковых факторов» (потеря одного из родителей, резкое изменение уровня благосостояния…). В данную группу можно отнести семьи беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от несчастных случаев (пожар, кража). Сведения о данных семьям поступали с органов социальной защиты населении района, которые имели базу данных семей многодетных, неполных, малообеспеченных, семей, воспитывающих детей-инвалидов, семьях, в которых родители являются инвалидами, несовершеннолетних родителей.

- семей, состоящих на учете комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, так называемые «семьи группы риска».

Следующим этапом в работе с семьями «группы риска»- вмешательство в кризисную ситуацию. Содержание работы определяется кризисными условиями, в которых оказалась семья - сложностью проблемы, протяженностью временного периода, отношением членов семьи к происходящему.

Задача «кризисного вмешательства»- это в первую очередь, смягчение воздействия стрессовых событий путем оказания экстренной помощи (психологической, материальной, содействие в получении льгот, оздоровлении детей, устройство детей в образовательные учреждения). При этом необходимо отметить, что в этой ситуации главное - не оказание единоразовой помощи, а мобилизация усилий членов семьи на преодоление кризиса в процессе незамедлительного воздействия.

Специалисты на данном этапе для решения социальных проблем устанавливают и развивают функциональные связи с различными профильно-специализированными организациями и учреждениями, к которым они могут направлять семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Специалист социальной работы в качестве посредника в обязательном порядке выясняет соответствие требований клиента профилю деятельности тех учреждений, которые могут оказать профессиональную, компетентную помощь.

Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы семьи, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3. помощь семье в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Социальный работник в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся, и помощь семье оказана.

Контроль со стороны социального работника очень важен для психологической поддержки членов семьи «групп риска». Это помогает обрести уверенность, ощутить заботу и внимание, что в значительной мере способствует разрядке возможной конфликтной ситуации [2; 142-145].

При необходимости межведомственного разрешения проблемы или комплекса проблем семьи, специалисты ставят семью на учет рабочей группы Администрации Калининского района г. Уфы по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. В целях координации межведомственной деятельности муниципальных служб, служб района и территориальных органов исполнительной власти в районе создана постоянно действующая рабочая группа, которая проводит работу по социальной реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

В состав рабочей группы входят руководители не только социальных служб, но и всех ведомств, уполномоченных решать вопросы социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

В отношении всех семей, поставленных на учет рабочей группы, составляется комплексный межведомственный план индивидуальной работы с конкретной семьей, ответственными за выполнение которого являются руководители социальных служб и учреждений, которые занимаются социальной защитой и поддержкой семьи.

Сведения о семье, находящейся в социально опасном положении передаются в отделы полиции по делам несовершеннолетних, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы здравоохранения для организации комплексной и межведомственной работы с семьей.

Третьим этапом является оценка эффективности работы с семьей. Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с членами семьи, т.к. разрешение кризисной ситуации необходимо прежде всего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты.

Критерии выявления эффективности:

  1. Соответствие поставленной задаче.

  2. Стабильность положительной динамики.

  3. Возможность прогнозирования положительного развития ситуации [4, 237-244].

Последним этапом является завершение процесса социального посредничества. Данный этап заканчивается подведением итогов работы с семьей. При успешном выполнении комплексного межведомственного плана индивидуальной работы с семьей и признании семьи социально благополучной, данная семья снимается с учета рабочей групп по работе с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. При невыполнении плана специалисты социальных служб пересматривают план индивидуальной работы, выявляют возможные в нем ошибки, план корректируется с учетом уже решенных или возникших проблем.

Одним из основных направлений деятельности специалистов социальных служб при работе с семьями, находящихся в социально опасном положении, является тесное взаимодействие социальных учреждений и служб, при котором проводится совместная наиболее эффективная работа с семьями данной категории.

При анализе деятельности специалистов по выводу семьи из трудной жизненной ситуации и социально опасного положения возникает множество проблем, связанных с установлением доверительных отношений, как в работе с конкретной семьей, так и со специалистами различных служб, занимающихся социальной поддержкой населения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.

  2. Технология социальной работы.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

  3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 – ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

  4. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001. – 432с.

Просмотров работы: 13836