ИНФОРМАЦИОННЫЙ БИЗНЕС: СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БИЗНЕС: СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Информация в настоящее время является таким же рыночным продуктом, как и любой другой товар.Производство, торговля и предоставление информационных продуктов и услуг принято называть информационным бизнесом [2]. Наиболее распространенными информационными продуктами и услугами являются:микроэлектронные компоненты, техническое обеспечение компьютеров, программное обеспечение, телекоммуникационные оборудования, консалтинговые услуги, услуги по информационному обслуживанию и др.Оценкаинформационного бизнеса базируется на тех же показателях, что и оценка любого хозяйствующего субъекта. В качестве основного показателя эффективности используется доход от продаж.

Информационный бизнес ориентирован не только на производство информационных продуктов, но и их реализацию на рынке. Информационный рынок - совокупность хозяйствующих субъектов, предлагающих покупателям компьютеры, средства коммуникаций, программное обеспечение, информационные и консалтинговые услуги, а также сервисное обслуживание технических и программных средств [1]. Участниками данного рынка являются предприятия по производству компьютеров и средств передачи данных, организации, занятые разработкой программных продуктов, созданием и эксплуатацией информационных ресурсов (баз данных), телекоммуникационные службы.

Информационный рынок принято делить на два сегмента: рынка информационных технологий (ИТ-рынок) и телекоммуникационного рынка (ТЛК-рынок).

ИТ-рынок включает: компьютерное аппаратное обеспечение, программное обеспечение, офисное аппаратное обеспечение и ИТ-услуги. ТЛК-рынок составляют: услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование конечного пользователя и коммуникационно-сетевое оборудование.

Объем рынка информационных технологий России за 2011 год составил около 649 млрд. руб., что на 6,6% больше чем в 2010 году. В Министерстве экономического развития считают, что на этот рост оказали влияние уровень доходов населения, платежеспособность коммерческих структур, темпы развития смежных отраслей [4].

Из общего объема рынка информационных технологий на рынок аппаратных средств приходилось 51,2%, на рынок программных средств­­­­­ – 20,4%, на рынок услуг – 28,4%. В 2011 году количество компьютеров увеличилось на 20% . К сети Интернет подключено 78% компьютеров, а количество пользователей Интернета на 100 чел. увеличилось на 4,3% [3].

Одним из ключевых показателей, характеризующим уровень информатизации, является объем затрат на информационные технологии. В таблице 1 приведены прогнозы мировых расходов на информационные технологии, рассчитанные компанией Garther.

Таблица 1

Прогноз мировых расходов на ИТ на 2012-2013 гг.

 

Расходы, млрд. руб.

Темпы прироста,%

2011 г

2012 г

2013 г

2011 г

2012 г

2013 г

Компьютерное оборудование

404

420

448

7,4

3,4

6,6

Корпоративное ПО

269

281

301

9,8

4,3

6,9

ИТ-сервисы

845

864

905

7,7

2,3

4,8

Телекоммуникационное оборудование

340

377

408

17,5

10,8

8,3

Телекоммуникационные сервисы

1663

1686

1725

6,0

1,4

2,3

Всего расходы на ИТ

3523

3628

3786

7,9

3,0

4,4

Источник: Gartner, июль 2012

Как видно из этой таблицы наиболее высокими являются темпы прироста ИТ-затрат на телекоммуникационное оборудование. Однако эти темпы ежегодно будут снижаться (17,5;10,8; 8,3%). По остальным статьям ИТ-затрат и по ИТ-затратам в целом ожидаемые темпы прироста в 2012 г. в два и более раза ниже, чем в 2011 г., но в 2013г., эти затраты в 1,5 раза и более превысят уровень 2012г.

Востребованность ИТ-рынка характеризует уровень развития страны. Для определения данного уровня рекомендуется использовать два показателя:

- технологический уровень страны, рассчитываемый как отношение общих расходов на ИТ-услуги к объему ВВП. В числе первых здесь находятся такие страны как Швейцария, Дания, Великобритания;

- уровень рыночной потребительской зрелости, определяемый как отношение объема предоставляемых на рынке ИТ-услуг к общему объему ИТ-рынка. По этому показателю лидирует Япония, Финляндия, Испания.

Разнообразие и сложность предоставляемых в стране ИТ-услуг принято определять следующими показателями [2]:

- отношением объема средств, необходимых для обслуживания аппаратных и программных средств, к расходам на их приобретение;

- отношением затрат на аутсорсинг к общим расходам на покупку ИТ-услуг.

Пронормировав эти показатели, можно получить единый показатель, отражающий информационный рынок страны.

Рынок информационных систем в настоящее время ориентирован либо на автоматизацию отдельных функций управления либо на комплексную автоматизацию на базе внедрения интегрированных систем. Автоматизация отельных функций обычно характерна для систем ведения учета, управление финансовыми потоками, маркетинговых исследований, анализа отдельных участков хозяйственной деятельности. Интегрированные системы ориентированы на ERP-технологии. ERP-системы предполагают оценку экономической эффективности системы путем точного учета остатков материалов и продукции на складах, повышения оборачиваемости складских запасов или их сокращения.

Важным из вопросов, связанных с ИТ-затратами является ценообразование на ИТ-продукты и услуги.

Процесс ценообразования обычно включает в себя установление расчетной цены, способов оплаты, видов скидок и надбавок, политики цен, определение цен на сопутствующие или дополнительные продукты и услуги и т.п. Основные этапы процесса ценообразования и их последовательность представлены в виде рис.1:

Рис. 1. Основные этапы процесса ценообразования.

Источник: Ценообразование на информационном рынке. - http://texttotext.ru

В таблице 2 приведены факторы, влияющие на уровень цен информационных продуктов и услуг. Эти факторы могут быть разбиты на внешние и внутренние [5].

Таблица 2

Факторы, влияющие на формирование уровня цен на информационные продукты и услуги

Слишком

низкая цена

Возможная цена

Слишком

высокая

цена

Главные ограничители

Получение прибыли невозможно

Себестоимость

Конкуренты - заменители

Уникальные свойства продукта (услуги)

Формирование спроса

невозможно

Нет предложения

Массовый спрос

Снижение спроса из-за возможности замены

Престижный спрос

Нет спроса

Источник: Информационный бизнес, информационный рынок. - http://dudikhin.narod.ru

К внешним факторам ценообразования можно отнести потребителей, рыночную среду, участников каналов товародвижения и государство.

К внутренним факторам, влияющие на установление цены на информационном рынке относятся:

- факторы спроса, определяющие цену спроса на товар, предлагаемый покупателем;

- факторы потребительского выбора, определяющие конкурентоспособность конкретного товара на рынке заменяющих товаров;

- факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует поставщик (производитель, продавец);

- факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями.

При определении базовых цен на информационные продукты и услуги можно используются различные методы [5]:

- затратный метод, основанный на оценке затрат производителя (продавца):

Цена = Себестоимость + Фиксированная норма прибыли;

- агрегатный метод ценообразования, применяемый для продукции и услуг, агрегируемых из уже существующих модулей, элементов, видов услуг, файлов и др.;

- параметрический метод ценообразования, основанный на формировании цены на базе оценки и соотношения качественных параметров сетевых продуктов;

- ценообразование на основе текущих цен, применяемые для информационных продуктов или услуг, которые хотят предложить на рынке. Выбираются аналоги и анализируются их текущие цены. Это позволяет определить "коридор" цен на продукты и услуги.

Стратегия ценообразования на информационном рынке представляет собой выбор возможной динамики изменения исходной цены информационного продукта или услуги, наилучшим образом соответствующей целям фирмы.

Стратегия строится в зависимости от того, устанавливаем ли мы цену на новый информационный продукт или на информационные продукты, уже имеющиеся на рынке.

Различают следующие стратегии установленных цен на ИТ-предприятиях [5]:

- стратегия "снятия финансовых сливок" (skimming price policy), которая заключается в том, что фирма выводит свои информационные продукты на рынок по максимальной цене, добиваясь высокой величины покрытия;

- стратегия прочного внедрения (penetration price policy), которая связана с установлением возможно низкой цены для завоевания определенной доли рынка и вытеснения конкурентов. Далее цена меняется с учетом рыночной ситуации;

- стратегия установления цен на уже существующие товары, связанная с использованием стратегии скользящей падающей цены.

Кроме того, существует стратегия преимущественной цены, суть которой состоит в достижении преимущества по отношению к конкурентам по издержкам или по качеству информационных продуктов, предлагаемых по более высоким ценам.

Одним из способов увеличения объемов продаж является установление различных скидок: скидки за покупку большего количества товаров, оперативность платежей, в рекламных целях, постоянным пользователям и др.

Рынок информационных товаров и услуг в настоящее время является одним из самых динамично развивающихся, а информационный бизнес – одним из наиболее прибыльных и перспективных.

Литература

1. Адамадзиев К.Р., Адамадзиева А.К.. Магомедгаджиев Ш. М., Гаджиев Н. К., Омарова Э.Ш.. Сетевая экономика: учебное пособие. - Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГУ, 2011. -150 с.

2. Информационный бизнес, информационный рынок - http://dudikhin.narod.ru

3. Обнадеживающие результаты. - http://www.crn.ru/numbers

4. Прогноз распределения бюджетов. - http://www.tadviser.ru/index

5. Ценообразование на информационном рынке. - http://texttotext.ru

6

Просмотров работы: 2921