ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время всё более пристальное внимание учителей-словесников привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся, которая уже не является приоритетом лицеев и гимназий, а становится частью современного образовательного процесса средней общеобразовательной школы. Проблема грамотного руководства школьными исследованиями – одна из актуальных проблем современной методической парадигмы.

Ранняя профориентация учащихся профильных классов требует специаль­ного подхода к решению задач, связанных с выявлением соответствующей области интереса школьников, проверки пригодности ученика к выбранному роду деятельности, а также последующему формированию и развитию типа мышления и требуемых навыков.

В данной работе приводятся методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы школьников.

Прежде чем осуществлять руководство исследовательской работой школьников, таких школьников надо выявить, что можно сделать на уроках, занятиях лингвистического кружка или спецкурса. Обязательным условием для осуществления научно-исследовательской работы является наличие у школьника интереса к научно-исследовательской работе и хороших оценок по предметам. Как правило, лучших результатов добиваются усидчивые и трудолюбивые, умеющие работать систематически, а не талантливые и одарённые, как принято считать.

Многолетний опыт учителей-практиков показывает, что целесообразно привлекать в исследовательские группы разновозрастных учеников – так проще сохранить преемственность в исследовательской работе. Младшие видят реальные результаты старших, старшие всегда могут помочь младшим, доступно объяснить принципы научной работы.

Темы исследовательских работ следует подбирать в виде блоков родственных, объединённых одной идеей или проблемой тем. Концентрация на единой проблеме способствует более продуктивному решению научно-исследовательской задачи.

Результативной формой организации научно-исследовательской и творческой деятельности школьников являются школьные лингвистические лаборатории, кружки, факультативные занятия. Любая из форм внеклассной работы, используемая учителем, будет действенна и эффективна, поскольку в процессе её проведения создаётся лингвистическая база для дальнейшей творческой работы школьника.

Занятия целесообразно проводить один раз в неделю, выделяя на каждое по одному часу. Систематичность занятий и постоянный контроль ходом выполнения исследовательских заданий способствует плодотворной исследовательской деятельности школьников. Учитель должен стремиться к тому, чтобы на занятиях присутствовала «атмосфера» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Кроме занятий, связанных с усвоением определенного объёма лингвистических знаний, следует проводить работу по формированию навыков, необходимых для выполнения научного исследования.

Особое внимание необходимо уделить формированию лингвистической компетенции учащихся, поскольку именно прочная языковая база позволит учащимся в дальнейшем совершенствовать навыки самостоятельной исследовательской работы.

У учащихся 8–9 классов навыки самостоятельной деятельности исследовательского характера формируются на основе выполнения простой работы, связанной либо с подготовкой докладов по определённой теме, либо с поисковой работой, связанной с анализом концепта в словаре, небольшом по объёму произведении писателя или поэта. Написать подобную работу можно только на основе конкретного материала, который необходимо подобрать самостоятельно. В ходе её выполнения у учеников постепенно формируются навыки работы с литературой, элементарные исследовательские навыки.

Полезной может быть организация совместной работы школьников, основанной на анализе различных лингвистических источников. Эта работа становится весьма интересной для ребят (можно проявить индивидуальные способности, но без учёта потребностей коллектива выполнить её невозможно), поскольку для успешного завершения работы следует собрать воедино все знания, выявленные из разных источников. В этой работе присутствует и дух соревновательности как между ребятами одного возраста, так и между младшими и старшими (иногда работа нескольких восьмиклассников бывает более весомой, чем работа десятиклассника).

Достаточно интересным, но и сложным является этап анализа коллективно собранного материала, когда нужно не только сделать выводы, но и подготовить текст работы. Без помощи педагога этого сделать невозможно. Результаты коллективной работы творческой группы высоко ценятся на конференциях Научного общества учащихся, форумах молодых учёных, научно-практических конференциях.

Организация научной работы учащихся 10–11 классов имеет свои особен­ности. Это работы более высокого качественного уровня, где важен собственно исследовательский момент. Формированию навыков научной работы способствует приобретение учениками и навыков построения различных таблиц, графиков, поскольку учёный имеет дело с различными зависимостями. Важным элементом научной лингвистической работы является умение решать различные задачи и выполнять при этом различного рода вычислительные действия. При выполнении научных работ учащимися 10–11 классов возникает необходимость усвоения сложного научного материала лингвистического характера. При соответствующем подходе объяснение многих лингвистических терминов, понятий, методов, методик можно организовать в течение короткого промежутка времени, если показать их действие на ярких конкретных примерах. Принцип «делай как я» действенен как в среднем, так и старшем звене.

Не останавливаясь на всех особенностях процесса формирования навыков научной работы, следует отметить важность заключительного этапа, когда результаты работы необходимо представить в завершенном виде. Конечно, этот этап для юного учёного не самый важный и не самый приятный, однако от сформированности навыков выполнения именно этого этапа во многом зависит рост юного лингвиста.

Необходимо приучать ученика к тому, что каждый этап своей работы он должен завершать определённой формой. Если это составление библиографии, то в результате мы должны получить список литературы, оформленный по всем научным требованиям, Если просто доклад, то он должен быть оформлен так, как оформляется научная работа (титульный лист, оглавление или содержание, введение с целями и задачами, структурой работы, первая и вторая глава, заключение, список литературы, приложение). Если это построение и описание какого-либо графика или таблицы, обобщающего результаты теоретических или практических изысканий, то они должны быть оформлены так, чтобы любой мог потом разобраться в построениях, вычислениях, описаниях, обобщениях.

Эти требования естественным образом подводят ученика к необходимости качественного оформления результатов своей работы. Соответственно к середине учебного года у каждого из учеников будет создан свой «банк» научных данных, правильно и грамотно оформленных. Не будет проблем психологического характера, связанных с переходом «количества в качество».

Ещё перед началом работы необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа в кружке или в спецсеминаре не является дублированием классных занятии, чётко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы.

На первом занятии кружка необходимо наметить основное содержание работы, выбрать старосту кружка, договориться с учащимися о правах и обязанностях члена кружка, распределить поручения за те или иные мероприятия (выпуск стенной газеты, ведение документации работы кружка и т.п.). К организации занятий целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме, подготовку справок исторического характера, изготовление схем и рисунков к данному занятию и т.д.).

На занятии необходимо чётко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы, обозначить основные этапы НИР.

Необходимо также объяснить учащимся, что, выполняя научное исследование, школьник приобретает навыки самостоятельного творчества, которые будут ему полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это будет не наука – в современном мире крайне важно обладать навыками самостоятельного получения новых знаний, информации и их практического применения.

Наиболее важным фактором, который способен побудить ребёнка к любому творчеству – возможность публичной демонстрации своих достижений. Как правило, итогом научного исследования является участие в конференции – общешкольной, городской, региональной и даже международной. Это не только возможность защитить честь школы, но и познакомиться и подружиться со своими талантливыми сверстниками, взрослыми учёными, побывать в интересных местах.

Выполнение исследовательской работы имеет и профессионально ориентационную направленность, так как помогает выявить интересы школьника, помогает ему понять, какое ему понадобится образование в дальнейшем.

Просмотров работы: 3375