ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время стало очень актуально заниматься каким-либо видом спорта, так как это не только развивает физические способности, но и улучшает состояние организма в целом.

Одним из самых популярных видов спорта является плавание. Это тот редкий случай, когда занятия спортом одновременно приносят и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект.

Цель исследования – оценить влияние такого вида спорта, как плавание на здоровье студентов.

Задачи

  • Провести анкетирование на тему «спорт и студенты» между учащимися Юргинского технологического института Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ)

  • Сделать выводы влияние спортивной деятельности на здоровье студентов

Одна из положительных сторон плавания заключается в его лечебном воздействии на организм, оно благотворно влияет на основные показатели физического развития человека.

Плавание — вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота (в плавании брассом подобное ограничение сформулировано по-другому); скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.

На основе результатов, получившихся при анкетировании студентов ЮТИ ТПУ, можно сделать следующие выводы в процентом соотношении, что в настоящее время в состоянии здоровья студенчества наблюдается резкое ухудшение. Так, отклонения в состоянии опорно-двигательной системы составляют 69%, центральной нервной - 61%, сердечно-сосудистой - 56% и пищеварительной - 56%.

Учебная, научная, методическая работа студента относится к категории умственной, так как в процессе учебного дня перерабатывается значительный объем информации. Такой вид деятельности в системе обучения «человек - человек» на протяжении длительного времени обусловливает, во-первых, возникновение у молодежи нервно-эмоциональных состояний с большим удельным весом отрицательных эмоций. Во-вторых, основная рабочая поза студента - сидя за партой или столом - малоподвижная, без значительных мышечных напряжений. Отмеченные особенности учебной деятельности студентов обусловливают развитие утомления.

Учебный день в вузе составляет 6-8 ч. Время, затрачиваемое на самоподготовку, колеблется в среднем 3-4 ч, в период сессии возрастает до 7-8 ч.

Таким образом, если трудовым законодательством определен регламентированный рабочий день в 7-8 ч, то сумма учебного времени студентов составляет в среднем 9-10 ч в день. Это очень значительная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный процесс является весьма напряженным.

Длительное ограничение двигательной активности приводит к снижению умственной работоспособности, ослаблению скелетной мускулатуры, нарушению осанки.

Двигательная активность человека - одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.

Особый вид физических упражнений - плавание: свободное, с элементами облегчения (ластами, пенопластовыми и пластмассовыми дисками, плотиками, надувными резиновыми предметами), с имитацией спортивных стилей (кроль, брасс и др.).

Оздоровительное значение плавания.

Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возрастают. Плавание является таким физическим упражнением, которое способствует росту тела подростков, так как во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок. Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм человека. Оно улучшает работу внутренних органов, развивает сердечно-сосудистую и дыхательную систему. В условиях продолжительного пребывания в воде совершенствуются процессы терморегуляции. Происходит закаливание организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды. Вот почему дозированное плавание может быть полезно людям, склонным к простудным заболеваниям.

В плавании практически нет статических нагрузок, поэтому оно в первую очередь рекомендуется тем, чья работа связана с постоянной позой: сидением, стоянием и т.д. Плавание предотвращает венозный застой, облегчая возврат венозной крови в сердце, поскольку горизонтальное положение пловца и отсутствие сил гравитации значительно способствуют этому. Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких больше, чем гимнастика. Специалисты определили, что простое стояние воде в течение 3-5 мин при температуре 24ºC увеличивает глубину дыхания вдвое, а обмен веществ на 50-75%. Следовательно, плавание является незаменимым видом физической активности для лиц, страдающих избыточной полнотой. Плавание — наименее травматичный вид физических упражнений. Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ, питание, восстановительные процессы. Это оказывает оздоравливающее действие при распространенных сейчас остеохондрозах позвоночника, позволяет исправлять дефекты осанки, искривление позвоночника.

Для оздоровительных целей наиболее полезно, пожалуй, плавание брассом. Он может быть рекомендован лицам среднего и пожилого возраста, так как является отличной дыхательной гимнастикой и наиболее экономным способом передвижения в воде. Тренирующий эффект возникает при продолжительном плавании — не менее 20-30 мин суммарного времени. В этот период равномерно нагружаются мышцы всего тела, что способствует пропорциональному и гармоничному их развитию. Замечено, что у тех, кто занимается плаванием с детства, наиболее правильное телосложение.

Также плавание позволяет комплексно укрепить организм и улучшить внешний вид человека. Оно повышает выносливость, развивает гибкость, увеличивает работоспособность всех мышечных групп. Активно тренирует мышцы живота, рук, плечевого пояса, бедер, ягодиц. Помимо мышечной тренировки, плавание укрепляет суставы, придает им гибкость, особенно это касается бедер, шеи, рук.

Риск получить травму, находясь в водоеме, минимальный – нужно очень постараться. Вода уменьшает массу тела человека в 10 раз, а врожденная способность держаться на воде позволяет избежать ударов. Главная опасность – это психологическое ощущение страха и боязнь глубины. Поэтому, на занятиях плаванием каждый раз преодолевая себя, человек развивает целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что занятие спортом, в данном случае плаванием, положительно влияет не только на физическую подготовленность студентов, но и на их организм в целом.

Используемая литература

  1. СТУДЗОНА: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studzona.com/referats/view/12531 Дата обращения: 8.02.2013.

  1. БМСИ: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/85ad0e7e-235c-4c15-96ac-214f7d88a2c6 Дата обращения: 8.02.2013.

  1. TURBOREFERAT: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://turboreferat.ru/sport/polza-plavaniya/108107-558049-page1.html Дата обращения: 8.02.2013.

  1. Билиофонд: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14636 Дата обращения: 8.02.2013.

Просмотров работы: 2717