ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОЖНЫХ НЕОЛОГИЗМОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОЖНЫХ НЕОЛОГИЗМОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Гаджиева О.В. 1, Магомедова Г.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Большой интерес к изучению причин появления сложных неологизмов, закономерностей и аномалий их образования не ослабевает в течение многих десятилетий. Проблемы неологизмов изучались многими отечественными и зарубежными лингвистами: В.Г. Гаком, О.Д. Мешковым, В.И. Заботкиной, P.A. Будаговым, Л.А. Хахамом, Е.Р. Розен, Т.В. Максимовой, Ю. А. Мурадян, Л. Гильбером, Д. Кристалом, С. Л. Катлером и др.

Говоря о новообразованиях в современном английском языке, то они приобретают ярко выраженный характер (Белоусова 1981, Земская 1996, 2ООО, Лапшина 1985, Максимова 2000, Тобулток 2005). Изучение образования сложных неологизмов занимает одно из центральных мест, как по количеству единиц, так и по числу используемых способов и моделей образования (Тобулток 2005). [4. С. 7-15]

Исследования сложных неологизмов сохраняют свою актуальность в силу двух основных причин - экстралингвистической и внутрилингвистической. Суть первой заключается в том, что в социально и технологически быстро меняющемся обществе у членов языкового коллектива есть непрерывная потребность создавать новые обозначения для себя в новых социальных ролях и профессиональных функциях. Внутрилингвистическая причина состоит в постоянной необходимости систематизировать продуктивные способы образования новых единиц, устанавливать синхронические отрезки наибольшей активности тех или иных словопроизводных моделей и отмечать противоположные тенденции к утрате продуктивности.

Рассматривая определение, дающее нам полное представление о таком понятии образования новых слов как ‘сложные’, мы приходим к выводу, что они представляют собой слова, которые образуются в результате сложения двух или более основ: например: blackboard - доска, handcraft - ремесло, weekend - выходные. Также необходимо подчеркнуть, что почти во всех определениях термина ‘сложные слова’ выражается мысль о том, что это нечто оформленное, в одно целое и способное функционировать как самостоятельная единица. Следовательно, сложное слово – это лексическая единица, образованная из двух или более основ путем сложения и выделяемая в потоке речи на основании своей цельнооформленности. [5. С. 27-33]

Английский язык, как и любой другой, обладает определенным набором допускаемых словосочетаний, таким образом, выделенная последовательность лексических единиц является сложным словом, если она находится вне данного набора. Например, в английском языке количественное числительное не может определять прилагательное, а поэтому последовательность 10,000-strong (demonstration) – сложное слово.

В лингвистической литературе принято выделять также производносложные (сложнопроизводные) неологизмы, имея в виду сложные неологизмы. В самом названии сложнопроизводное отражается и морфологический состав слова (две основы) и акт словопроизводства, например: a first-nighter - завсегдатай театральных премьер. В книге «A course in modern English lexicology» такие неологизмы какbreak-down - отказ, castaway – потерпевший кораблекрушение, runaway – беглец; рассматриваются как сложнопроизводные (derivational compounds). В этом названии - сложнопроизводное - отражается и морфологический состав слова (две основы) и акт словопроизводства (в данном случае конверсия). Выделение сложнопроизводных неологизмов как особой категории можно признать целесообразным, но при этом следует учитывать, что со словообразовательной точки зрения двухосновные производные слова, которые служат основами для образования тех или иных производных, ничем не отличается от односоставных. Например, для словообразовательного анализа как bomb v., так и atombomb v. являются продуктом конверсии N>V; тот факт, что atombomb v. является двухосновным производящим словом, никакой роли не играет с точки зрения словообразовательного анализа. Точно также словообразовательный анализ не делает различия между двухосновным словом first-nighter и одноосновным Londoner. И то и другое образовалось путем прибавления суффикса -er к основе.

Также одним из признаков цельнооформленности является отсутствие служебных элементов в сложном слове. Однако при анализе так называемых фразовых сложений: good-for-nothing, pie-in-the-sky этот признак исключается. [1. С. 10-16]

Компоненты сложных слов не могут вступать в самостоятельные синтаксические связи. Так, в словосочетании (afactory)governmentfinanced - (фабрика), правительство профинансировано оба полнозначных слова могут получить определения: afactorygenerouslyfinancedbytheBritishgovernment фабрика щедро профинансирована британским правительством. Если же мы возьмем сложное слово government-financed - финансированный правительством то ни один из его компонентов не может быть расширен.

Сложные неологизмы образуются по определенным моделям. Эти модели значительно отличаются друг от друга по многим характеристикам. Существуют модели, по которым создаются сотни и тысячи слов, образующих словарный состав языка. Значение каждой отдельной модели определяется и тем фактом, что в рамках некоторых из них могут действовать различные семантические типы с разнообразными отношениями между компонентами, другие модели в свою очередь, могут порождать лишь однотипные слова. Наконец, могут быть модели, по которым создано всего несколько, а то и одно слово. Некоторые модели также являются закрытыми. Это означает, что по ним уже не создаются и не могут создаваться новые слова.

Сложные существительные представлены следующими структурными типами: N + N:night-school – вечерняя школа, waistline - талия, toothbrush – зубная щетка; Adj + N: blackboard - доска, pussycat - кошечка, green-room – актерское фойе.

Среди следующих эндоцентрических моделей можно выделить модель V + N. Она относится к эндоцентрическим так как по ней образуются сложные существительные, т. е. часть речи представленная вторым компонентом.

Основная масса этих слов обозначает лицо. При этом отношения между глаголом и существительным являются объектными (cutthroat, pickpocket, turncoat).

Многие из этих слов имеют пейоративное значение (findfault - придира, fillbelly - обжора), а некоторые являются кличками (scaldrag, scrapegut).

Gerund + N – следующая асинтаксическая, эндоцентрическая модель. По ней образуется большое количество слов, в которых второй компонент обозначает предмет, а первый характеризует его с точки зрения действия, для выполнения которого предназначен данный предмет: sleeping car – спальный вагон, writing table – письменный стол. Данные слова можно трансформировать следующим образом: sleeping car – acarforsleeping, cartosleepin. Слова, образованные по данной модели, важно отличать от свободных словосочетаний: sleeping boy – спящий мальчик. [3. С. 95]

Среди рассмотренных способов образования сложных неологизмов английского языка самую большую часть по структурному принципу составляют словосочетания, образованные по модели N+N+N=N, за которыми следуют словосочетания N+N=N. Аффиксация и словосложение являются самыми продуктивными способами словообразования.

Отмечается многообразие моделей образования сложных единиц, при этом в структуру сложных слов входят разные части речи. Тем не менее, существительное наиболее часто употребляется в словосложении.

Среди словосочетаний наибольшей частотностью обладают единицы, конденсация смыслов в которых происходит за счет увеличения числа самостоятельных и служебных слов. Ведущими опорными словами являются manager, director, head. Типичными зависимыми словами в препозиции являются существительные, прилагательные и причастия, в постпозиции существительные. [2. С. 59]

Таким образом, новые семантические модели единиц развиваются как результат наложения (контаминации). Продуктивность данных моделей возрастает в современном английском языке.

Следовательно, основным способом объединения компонентов сложных существительных является соединение основ различных частей речи, без какого бы то ни было их изменения или оформления. Характерной особенностью сложных существительных является то, что первый компонент может быть выражен основой любой части речи, в то время как последний чаще всего выражен основой существительного.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Амосова М.А. Новые словообразовательные элементы в английском языке//Теория языка и практика преподавания. Архангельск, 2001. - С. 10-16.

  2. Гаджимурадова Б.Н. Индивидуально-авторские неологизмы в современной поэзии: словообразовательная и семантико-стилистическая характеристика. Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. М., 2003. 316 с.

  3. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М., 1999. 319 с.

  4. Максимова Т.В. Новые слова современного английского языка//Лингводидактические проблемы межкультурной коммуникации. -Волгоград, 2003. С. 7-15.

  5. Никульцева В.В. Лексические неологизмы Игоря-Северянина: деривация, значение, употребление. Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. М., 2003. С. 27-33.

Просмотров работы: 4172