ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА.

Половников С.С. 1, Мясоедов Ю.В. 1
1ЮТИ ТПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роль физического воспитания и других форм направленного использования физической культуры в вузах многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, получаемые на занятиях, необходимой современному специалисту, сдача сессии и как вытекающие последствия постоянные стрессы, делают учебный труд студента все более интенсивным, напряженным.

Соответственно возрастает значение физической культуры не только как средство повышения работоспособности студентов, но и оптимизации режима дня, активного отдыха, получение положительных эмоции, предупреждение стресса, на протяжении всего периода обучения в вузе. Наряду с этим средствами физической культуры обеспечивается общая и специальная (профессионально-прикладная) физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии.

Цель нашего исследования - определить влияние физической культурой на эмоциональное состояние студента в течение рабочего дня, его работоспособность.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

  • определить важность физической подготовленности студентов на протяжении периода обучения в вузе;

  • выделить аспекты, связанные с эмоциональным состоянием студентов в течении учебного дня, при наличии занятий по физической культурой.

Решая специфические задачи, физическое воспитание студентов играет в то же время существенную роль в нравственном, волевом и эстетическом развитии, вносит значительный вклад в подготовку гармонично и всесторонне развитых специалистов.

С биологической и психической точек зрения у студентов имеются все возможности работать по 10—12 ч в сутки при условии соблюдения режима сна, питания, двигательной активности и отдыха.

К основным факторам, вызывающим переутомление, снижающим внимание, восприятие, память и другие показатели умственной работоспособности, относятся плохая организация учебного процесса, неритмичность работы, отсутствие своевременного отдыха, недостаточная двигательная активность.

Проанализировав и сравнив множество исследований, экспериментальные данные свидетельствуют о благоприятном влиянии рационально организованной двигательной активности на уровень умственной работоспособности студентов, на улучшение функции внимания. Например, занятия физическими упражнениями лишь с небольшой физической нагрузкой, ежедневно по 30 мин положительно воздействуют на функцию произвольного внимания студентов с различным уровнем физической подготовленности.

Так же можно выделить важный аспект для сохранения устойчивости функции ЦНС — автоматизация условно-рефлекторных процессов. Высокая степень автоматизации двигательных условных рефлексов обеспечивает лучшую устойчивость физической и умственной работоспособности в различных условиях и в разное время, в частности в вечерние и ночные часы, в том числе и в условиях дефицита времени, нервно-эмоционального напряжения и стресса.

Можно выделить исследования еще одного ученого Н. А. Семашко, который более пятидесяти лет назад писал: "Не установлением норм нагрузки надо решать вопрос, а регулированием характера постановки работы. Нужно, во-первых, не забывать, что физкультура продолжается 24 часа в сутки… во-вторых, точно дозировать физическую нагрузку и духовное воспитание".

Таким образом, физическая культура, составной частью которой является профессионально-прикладная физическая подготовка, - это неотъемлемый элемент научной организации труда. Без осознания этого стать высококвалифицированным специалистом сегодня почти невозможно.

Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной и умственной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило, занятия физкультурой у бакалавра и специалиста проходят в форме активного отдыха и влияют на эмоциональное состояние студента.

Физкультурно-спортивная деятельность развивает такие качества как: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.

В связи с тем, что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например, при победе) эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях физической культурой.

Известно, что учебная деятельность студентов - это 36 часов академических занятий в неделю. Проходят они, за исключением занятий физической культуры, в аудиториях и лабораториях, не всегда соответствующих гигиеническим нормам и требованиям. Обязательным продолжением академических занятий является самостоятельная работа с литературой, чтобы закрепить изучаемый материал, подготовиться к курсовым и дипломным проектам, все это свидетельствует о малоподвижном образе жизни, о том, что их двигательный режим определяется в основном постановкой физического воспитания в вузе. А это в настоящее время весьма серьезная проблема.

Используемая литература

  1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ukzdor.ru/fizkult.html

  1. Repetitor.info: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://referat-kursovaya.repetitor.info/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8?page=4

  1. Topref.ru: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://topref.ru/referat/181099.html Дата обращения:

  1. Билиофонд: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14779

  1. Психология в спорте: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-220259.html

Просмотров работы: 5155