Для того чтобы понять сущность страхового мошенничества в первую очередь необходимо дать содержательное определение данному понятию. Страховое мошенничество - это противоправные действия субъектов договора страхования, направленные для получения страхователем страхового возмещения путем обмана, сокрытие информации при заключении или в период действия договора страхования, в также отказ страховщика от выплаты страхового возмещения без должных, вытекающих из закона и правил страхования и гарантий, в результате чего субъекты договора страхования получают возможность незаконно и безвозмездно обращать его в свою пользу[1]. На сегодняшний день по составу преступления страховое мошенничество делится на следующие группы:
1) преступные группировки и сотрудники страховых компаний, пытающиеся таким образом заработать деньги;
2) отдельные клиенты, которые вводят компанию в заблуждение;
3) непреднамеренное страховое мошенничество.
В целях раскрытия возможных путей повышения эффективности противодействия страховому мошенничеству необходимо определить основные виды незаконных страховых действий.
В процессе организации страховой деятельности, как страховщик, так и страхователь сталкиваются с незаконными действиями, которые согласно вышеуказанному определению можно классифицировать как страховое мошенничество[3]. В целях систематизации видов страхового мошенничества логично было бы предложить следующую классификацию[2]:
1) страховое мошенничество по обязательным видам страхования.
Его особенность заключается в том, что результат страхового мошенничества несёт антиобщественный и социально опасный характер. Последствия данного правонарушения негативно сказываются на защите имущественных и личных интересов граждан при наступлении последствий, на основании которых проводился данный вид страхования. Помимо нанесения вреда интересам граждан, данный вид мошенничества приводит к большой незаконной материальной выгоде, которая аккумулируется и распространяется в виде ущерба законным страхователям. Наиболее опасным с точки зрения социального эффекта является мошенничество по обязательному медицинскому страхованию, когда мошенники:
- незаконно пользуются медицинскими услугами, предназначенными застрахованному лицу, впоследствии чего данное лицо может остаться без должного медицинского обслуживания;
- страховые компании, получившие лицензию на осуществление обязательного медицинского страхования, взимают взносы, но при этом не производят соответствующих отчислений в фонды страхования, что в дальнейшем оставляет страхователя без полноценной страховой и медицинского защиты. Наряду с обязательным медицинским страхованием, лидером в данной печальной статистике страхового мошенничества является вид страхования ОСАГО. Здесь можно выделить следующие подвиды мошенничества[11]:
- продажа недействительных полисов ОСАГО;
- наличие так называемых «автоподстав», целью которого является предоставление ложных актов о совершении дорожно-транспортных происшествий, либо имитация этих происшествий путем целенаправленного механического воздействия на автомобиль;
- намеренная порча бланков и их списание - "полис напрокат";
- занижение агентом суммы премии по полису;
- использование поддельных бланков и печатей;
- внесение в полис дополнительных водителей без уведомления страховой компании;
- фальсификация обстоятельств ДТП или пострадавшего автомобиля (замена водителя или номерных знаков, фальсификация акта о ДТП, фальсификация времени ДТП, замена исправных деталей на поврежденные и пр.);
- инсценировка аварий;
- двойное страхование и двойное возмещение;
- оформление полисов после ДТП;
- фальсификация результатов технической экспертизы.
2) мошенничество по добровольным видам страхования, подвидами которого являются следующее мошенничество[4]:
- заявление страховой суммы выше действительной (рыночной) стоимости объекта страхования.
- одновременное страхование в различных страховых компаниях.
- утаивание информации, имеющей значение для заключения договора страхования.
- превращение незастрахованных убытков в застрахованные.
- фальсификация страхового события.
- инсценировка наступления страхового события в период действия договора страхования (кража, авария, угон, поджог и пр.)
На сегодняшний день любые действия, классифицируемые как мошенничество, подпадают под действие ст. 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество», которая содержит лишь общие признаки содеянного, без выделения специфики преступлений, позволяющей давать полную и точную классификацию деяния.[5] На практике страховые компании вынуждены отслеживать признаки мошенничества самостоятельно, просто отказывая в подобных случаях в страховом возмещении и не доводя дело до уголовного процесса: отсутствие конкретики, предмета доказательства и определения меры ответственности по видам мошенничества приводит к неумению дифференцировать такие понятия как уголовное наказание и гражданско-правовые отношения (как при возбуждении уголовного дела, так и на этапе принятия судебного решения)[7]. Применительно к страхованию нередки случаи, когда еще на стадии рассмотрения материалов о мошеннических действиях следственные органы усматривают признаки гражданско-правовых отношений, на основании чего выносится вердикт об отказе в возбуждении уголовного дела. Для противодействия страховому мошенничеству и обеспечения своей экономической безопасности, страховщику необходимо создать собственную службу безопасности, призванную выявлять и предотвращать мошеннические действия недобросовестных страхователей. В целях обеспечения безопасности необходимо обеспечить контролируемый доступ к бланкам и другой важной информации, которая может быть целью мошенников. Страховой компании необходимо проявлять практическую инициативу по проведению служебных проверок по материалам и заявлениям о возможных признаках мошенничества[6].
Важной концепцией по повышению эффективности противодействия страховому мошенничеству на территории Хабаровского края стало бы развитие комплексной системы, которая позволила бы:
1) анализировать сообщения о страховых случаях и путем аналитической оценки выявлять ложные сведения о произошедшем страховом событии;
2) создать методологически простой и понятный инструментарий оценки страховой стоимости имущества, который позволил избежать мошенничества с увеличением страховой стоимости имущества или занижении страховой выплаты компании[9];
3) создать комплекс методологических указаний по распознаванию страхового случая, который был инсценирован по предварительному сговору;
4) распознать и классифицировать умышленное осуществление страхового случая;
5) установить методику исчисления сроков договора для страхователя, в пределах которого последний мог бы ориентироваться на страховую выплату.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Алексеев А. Уголовное право М. : Анкил, 2009, 182 с.
2 Артемов Л. Теория и практика риск - менеджмента Спб. : ФиС, 2010, 76 с.
3 Баранов И. Право М. : Аст, 2010, 382 с.
4 Барет А. Мошенничество и страхование М. : СоФ, 2011, 731 с.
5 Гриди С. Право М. : СоФ, 2009, 182 с.
6 Лайтман Э. Моделирование рисков : НТС, 2011, 410 с.
7 Николаев Т. Страхование в системе риск - менеджмента М :
Магистр, 2011, 479 с.
8 Питерсон К. Деликтные риски : АСФ, 2010, 693 с.
9 Соловьев А. Страхование М. : Феникс, 2010, 58 с.
10 Simons P. Insurance FRD. : HGS, 2009, 154 с.
11 URL : www.insurancefraud.org/ (дата обращения: 01.10.12)