ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ, ОРГАНИЗОВАННЫХ В ФОРМЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ, ОРГАНИЗОВАННЫХ В ФОРМЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сизова Е.А. 1
1Тверской педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главной задачей модернизации образования является формирование выпускника школы с новыми качественными характеристиками. Личность, способную само развиваться и самосовершенствоваться в процессе жизнедеятельности, личность, способную самостоятельно и творчески принимать решения и практически реализовывать, полученные теоретические знания и умения. Личность, способную к рефлексии и коммуникации с другими субъектами социума.

Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности и главного условия личностного развития и воспитания детей.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения, происходящее в двух основных направлениях: во взаимодействии со сверстниками (одноклассниками) и с учителем. Именно по этой причине для формирования коммуникативной компетенции формой деятельности на уроке музыки была выбрана проектная деятельность, «подразумевающая развитие способностей к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных ситуациях»1

Музыка, с незапамятных времен, является уникальным средством коммуникации и могучим средством воспитания и формирования личности. По словам В. В. Медушевского, в музыкальном произведении отбираются, спрессовываются, перерабатываются и упорядочиваются различные фазы жизненных эмоций.2 Поэтому, наиглавнейшая задача учителя музыки заключается в формировании у учеников понимания эмоционального характера музыки, а вместе с этим осознание и осмысления эмоций, чувств своих собственных и окружающих их людей.

При работе над темой исследования, были выделены следующие задачи:

1. Выявить сущность понятия – коммуникативной компетенции;

2. Раскрыть коммуникативные свойства музыки и изучить особенности воздействия музыки на человека;

3. Разработать этапы проектной деятельности для формирования коммуникативной компетенции;

4. Разработать комплекс диагностик для констатирующего и контрольного этапов;

5. Проанализировать методическую, психолого-педагогическую и музыковедческую литературу по проблеме исследования и изучить опыт педагогов практиков по теме исследования;

В процессе работы я предположила, что процесс формирования коммуникативной компетенции у младших школьников будет протекать эффективнее на уроках музыки, организованных в форме проектной деятельности.

Работа состоит из двух глав: первой главы, являющейся теоретическим обоснованием поставленной проблемы исследования и опытно-экспериментальной, представляющей практическое доказательство выдвинутой гипотезы.

Глава I. Теоретические основания применения музыки в процессе формирования коммуникативной компетенции. Состоит из параграфов, раскрывающих сущность понятия коммуникативности, ее основной фактор развития; Рассматривается понятие коммуникативной компетенции, ее значение в развитии младшего школьника, а также коммуникативные свойства музыки и особенности ее воздействия на человека, также рассматривается метод проекта – как одна из форм деятельности на уроке музыки и его значение в развитии коммуникативной компетенции.

Глава II. Особенности формирования коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Состоит из трех основных этапов. Первый этап эксперимента – констатирующий уровень сформированности коммуникативной компетенции у школьников 4 классов, определенный по результатам адаптированного для детей младшего школьного возраста. По результатам тестирования были отобраны два класса для экспериментальной и контрольной группы. Экспериментальной группой стал класс с общим низким показателем развития коммуникативной компетенции, контрольной группой стал класс со средними показателями развития коммуникативной компетенции. Второй этап эксперимента – формирующий коммуникативную компетентность у обучающихся в 4 классе – предполагал проведение уроков музыки по программе Надолинской в двух группах с различием формы проведения урока музыки, так как в экспериментальной группе уроки были построены в форме проектной деятельности. Третий этап – контрольный – был проведен после формирующего этапа эксперимента и обе группы были продиагностированы по тем же методикам. Уровень сформированности коммуникативной компетенции у школьников 4 класса экспериментальной группы заметно увеличивался, что наглядно доказывает корректность выдвинутой нами гипотезы.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

В своей работе по формированию у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках музыки, я выделила для себя такие критерии сформированности коммуникативных УУД:

- потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, умение договариваться, находить общее решение.

- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества:

(ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

- ориентация на партнера по общению:

(понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет).

- умение слушать собеседника:

(учет разных мнений и умение обосновать собственное, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности).

В заключении хотелось бы отметить полезность использования в работе учителя работу в форме проектной деятельности не как альтернативную форму традиционной работе на уроке музыки, а как дополнительную форму работу на уроке, способствующую развитию не только коммуникативных способностей школьников, а также активизации познавательной и интеллектуальной инициативы и наличия самостоятельного творческого результата деятельности учеников.

1 Боткин Дж. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция. Перспективы и вопросы образования. Париж, 1983. №1, с.39

2 «Советская музыка» №9, 1980, с.39-48

Просмотров работы: 4267