Развитие компетентностного подхода в образовании привело к появлению понятия «ключевые компетенции». Некоторые исследователи (Н.Н. Абакумова, С.В. Тришина, Л.В. Бурындина, А.В. Хуторской) причисляют к ним информационную компетентность. Многие исследователи рассматривают ее как составляющую профессиональной компетентности (Б.С. Гершунский, В.В. Шапкин, Н.Х. Насырова, О.А. Кизик, Т.А. Гудкова, И.А. Зимняя); Н.И. Гендина, Н.И. Колкова., Г.А. Стародубова, И.Л. Скипор, Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев, С.Д. Каракозов связывают информационную компетентность с категориями «компьютерная грамотность», «информационная культура», характеризующими уровень развития личности, как составляющую информационной культуры личности [4].
Мы придерживаемся мнения Ивановой О.Н., что информационная компетентность – это интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а так же способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств[4].
В ФГОСах третьего поколения ВПО определены общекультурные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе их обучения в Вузе. Среди всех перечисленных компетенций можно выделить те, которые связаны с понятием «информационная компетентность», в частности для направления подготовки бакалавров 230100. 62 «Информатика и вычислительная техника».
|    
			 Компетенции  |   
			   
			 Содержание  |   
			   
			 Пояснение  |   
		
|    
			 Общекультурные  |   
		||
|    
			 ОК-11  |   
			   
			 Осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.  |   
			   
			 В частности идет уклон на изучение и понимание теоретического и практического материала с помощью электронного учебного пособия.  |   
		
|    
			 ОК-12  |   
			   
			 Имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией.  |   
			   
			 Развитие навыков работы с электронным учебным пособием и его приложениями на компьютере.  |   
		
|    
			 ОК-13  |   
			   
			 Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.  |   
			   
			 Развитие навыков поиска дополнительных источников литературы при возникновении проблем в глобальной сети Internet.  |   
		
|    
			 Профессиональные  |   
		||
|    
			 ПК-2  |   
			   
			 Осваивать методики использования программных средств для решения практических задач.  |   
			   
			 Развитие навыков работы в прикладных математических пакетах.  |   
		
|    
			 ПК-3  |   
			   
			 Разрабатывать интерфейсы "человек - электронно-вычислительная машина.  |   
			   
			 Умение решать практические задачи в прикладных математических пакетах.  |   
		
|    
			 ПК-7  |   
			   
			 Готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях.  |   
			   
			 Уметь защищать проделанную работу на лабораторных практикумах по дисциплине; при необходимости продолжить изучение данной темы и углубление полученных знаний самостоятельно средствами научно- популярной литературы.  |   
		
Однако, проведя анализ рабочих программ по математическим дисциплинам («Математический анализ», «Алгебра и геометрия», «Теория вероятности и математическая статистика»), оказалось что в них не делается уклон на их формирование. Кроме того, традиционные методы преподавания не позволяют сформировать на занятиях эти компетенции.
Поэтому было предложено создать такую теоретическую базу в виде электронного учебного пособия и лабораторного практикума, которое способствовало развитию информационных компетенций для работы с компьютером и использованием современных информационных технологий и внедрить использование этих электронных ресурсов в учебный процесс.
Организация практических занятий с использованием разработанных электронных ресурсов состоит из нескольких этапов:
Изучение основ работы с математическим пакетом «Maple».
На этом этапе у студентов формируются ОК-11, ОК-12, ОК-13.
Составление программы в среде на языке алгебры «Maple».
На этом этапе у студентов происходит формирование ПК-2.
Решение математических примеров с использованием математического пакета «Maple».
На этом этапе у студентов формируются ОК-12 и ПК-2.
Оформление результатов работы и сдача отчета о выполнении заданий.
На этом этапе у студентов формируются ОК-12 и ПК-7.
Таким образом, умение быстро и оперативно работать с электронным учебным пособием (рис.1.), верно следовать подсказкам и меню учебника, использовать все средства информационных технологий приложенные в пособии(видео, аудио и гиперссылки), свидетельствуют о том, что у студентов происходит формирование вышеперечисленных компетенций, что в конечном итоге способствует развитию их информационной компетентности.
Рисунок 1.Главная страница электронного учебного пособия
Работа с данным пособием и лабораторным практикумом будет способствовать формированию данных компетенций, так как преимущество программы «Maple» — в её интерактивности, в способности активизировать мышление студента с использованием 3D графики. Кроме того, происходит процесс самостоятельного «добывания знаний», развитие творчества и кооперации.
Большую пользу использование пакета «Maple» приносит при изучении кратных интегралов и особенно — при решении прикладных задач по данной теме.
В процессе работы с электронным учебным пособием и лабораторным практикумом студенты имеют возможность самим ощутить все достоинства пакета «Maple»: построение чертежей и вычисление интегралов занимает гораздо меньше времени и сил.
Для проверки усвоения материала студентами, были проведены три теста после изучения материала. Результаты представлены в таблице 2:
Таблица 2.
Контроль усвоения материала пособия студентами гр.ИВТ(б)-11
|    
			 № п/п.  |   
			   
			 Фамилия и имя студента гр.ИВТ(б)-11  |   
			   
			 Процент верных ответов на Тест №1 «Двойные интегралы», %  |   
			   
			 Процент верных ответов на Тест №2 «Тройные интегралы», %  |   
			   
			 Процент верных ответов на Тест №3 «Решение кратных интегралов в среде Maple», %  |   
			   
			 Среднее значение результатов, %  |   
		
|    
			 1  |   
			   
			 Донгаев Дмитрий  |   
			   
			 60  |   
			   
			 70  |   
			   
			 90  |   
			   
			 73,3  |   
		
|    
			 2  |   
			   
			 Ибуков Дионис  |   
			   
			 50  |   
			   
			 60  |   
			   
			 70  |   
			   
			 60  |   
		
|    
			 3  |   
			   
			 Камальтинов Рафаэль  |   
			   
			 80  |   
			   
			 80  |   
			   
			 100  |   
			   
			 86,7  |   
		
|    
			 4  |   
			   
			 Меркулов Владислав  |   
			   
			 70  |   
			   
			 80  |   
			   
			 100  |   
			   
			 83,3  |   
		
|    
			 5  |   
			   
			 Минина Екатерина  |   
			   
			 80  |   
			   
			 80  |   
			   
			 90  |   
			   
			 83,3  |   
		
|    
			 6  |   
			   
			 Сердученко Юлия  |   
			   
			 90  |   
			   
			 90  |   
			   
			 100  |   
			   
			 93,3  |   
		
|    
			 7  |   
			   
			 Тарасюк Анатолий  |   
			   
			 60  |   
			   
			 60  |   
			   
			 60  |   
			   
			 60  |   
		
|    
			 8  |   
			   
			 Тельцова Олеся  |   
			   
			 60  |   
			   
			 60  |   
			   
			 70  |   
			   
			 63,3  |   
		
|    
			 9  |   
			   
			 Тыш Эдуард  |   
			   
			 70  |   
			   
			 70  |   
			   
			 80  |   
			   
			 73,3  |   
		
|    
			 10  |   
			   
			 Чечулин Даниил  |   
			   
			 60  |   
			   
			 40  |   
			   
			 60  |   
			   
			 53,3  |   
		
|    
			 11  |   
			   
			 Канев Александр  |   
			   
			 60  |   
			   
			 60  |   
			   
			 70  |   
			   
			 63,3  |   
		
|    
			 12  |   
			   
			 Утяшева Гульнас  |   
			   
			 60  |   
			   
			 60  |   
			   
			 50  |   
			   
			 56,7  |   
		
В тоже время, до использования пособия в учебном процессе, данные результаты (тест 1 и 2) были ниже. Результаты представлены в таблице 3:
Таблица 3.
Контроль усвоения материала до изучения пособия студентами гр.ИВТ(б)-11
|    
			 № п/п.  |   
			   
			 Фамилия и имя студента гр.ИВТ(б)-11  |   
			   
			 Процент верных ответов на Тест №1 «Двойные интегралы», %  |   
			   
			 Процент верных ответов на Тест №2 «Тройные интегралы», %  |   
			   
			 Среднее значение результатов, %  |   
		
|    
			 1  |   
			   
			 Донгаев Дмитрий  |   
			   
			 40  |   
			   
			 40  |   
			   
			 40  |   
		
|    
			 2  |   
			   
			 Ибуков Дионис  |   
			   
			 20  |   
			   
			 30  |   
			   
			 25  |   
		
|    
			 3  |   
			   
			 Камальтинов Рафаэль  |   
			   
			 50  |   
			   
			 50  |   
			   
			 50  |   
		
|    
			 4  |   
			   
			 Меркулов Владислав  |   
			   
			 50  |   
			   
			 50  |   
			   
			 50  |   
		
|    
			 5  |   
			   
			 Минина Екатерина  |   
			   
			 60  |   
			   
			 60  |   
			   
			 60  |   
		
|    
			 6  |   
			   
			 Сердученко Юлия  |   
			   
			 50  |   
			   
			 70  |   
			   
			 60  |   
		
|    
			 7  |   
			   
			 Тарасюк Анатолий  |   
			   
			 40  |   
			   
			 20  |   
			   
			 30  |   
		
|    
			 8  |   
			   
			 Тельцова Олеся  |   
			   
			 50  |   
			   
			 10  |   
			   
			 30  |   
		
|    
			 9  |   
			   
			 Тыш Эдуард  |   
			   
			 60  |   
			   
			 10  |   
			   
			 35  |   
		
|    
			 10  |   
			   
			 Чечулин Даниил  |   
			   
			 20  |   
			   
			 0  |   
			   
			 10  |   
		
|    
			 11  |   
			   
			 Канев Александр  |   
			   
			 30  |   
			   
			 20  |   
			   
			 25  |   
		
|    
			 12  |   
			   
			 Утяшева Гульнас  |   
			   
			 30  |   
			   
			 10  |   
			   
			 20  |   
		
Проанализировав полученные данные таблицы 1, была составлена диаграмма (рис.2), где показано соотношение полученных процентов по интервалам.
Рис.2. Диаграмма усвоения материала студентами
Как показывают данные, студенты экспериментальной группы освоили теоретический материал и приобрели навыки работы с электронными учебными пособиями, причем улучшили свои показатели знания теории и, к тому же, освоили работу в математическом пакете «Maple».
Таким образом, использование электронных учебных пособий на занятиях по математическим дисциплинам вполне обосновано и способствует формированию у студентов информационной компетентности.
Библиографический список
1. http://window.edu.ru/resource/721/73721 . Информатика и вычислительная техника. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация бакалавр).2. Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст]: учебно-методическое пособие / Берденникова Н.Г., Меденцев В.И., Панов Н.И. – СПб.: Д.А.Р.К., 2006. – 208 с.
3.Вуль, В.А. Электронные издания: учеб. пособие / В.А. Вуль. — СПб.: БХВ - Петербург, 2003. — 560 с., ил.
4. Карпеченко, А. С. Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности //Наука и образование. –2011. –№11. –8с.