ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНЫМ ПОСОБИЕМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНЫМ ПОСОБИЕМ

Хамидуллин Р.И. 1
1Филиал ТюмГНГУ в г.Тобольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время обучение в сфере высшего профессионального образования строится на основе компетентностного подхода.

Развитие компетентностного подхода в образовании привело к появлению понятия «ключевые компетенции». Некоторые исследователи (Н.Н. Абакумова, С.В. Тришина, Л.В. Бурындина, А.В. Хуторской) причисляют к ним информационную компетентность. Многие исследователи рассматривают ее как составляющую профессиональной компетентности (Б.С. Гершунский, В.В. Шапкин, Н.Х. Насырова, О.А. Кизик, Т.А. Гудкова, И.А. Зимняя); Н.И. Гендина, Н.И. Колкова., Г.А. Стародубова, И.Л. Скипор, Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев, С.Д. Каракозов связывают информационную компетентность с категориями «компьютерная грамотность», «информационная культура», характеризующими уровень развития личности, как составляющую информационной культуры личности [4].

Мы придерживаемся мнения Ивановой О.Н., что информационная компетентность – это интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а так же способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств[4].

В ФГОСах третьего поколения ВПО определены общекультурные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе их обучения в Вузе. Среди всех перечисленных компетенций можно выделить те, которые связаны с понятием «информационная компетентность», в частности для направления подготовки бакалавров 230100. 62 «Информатика и вычислительная техника».

Компетенции

Содержание

Пояснение

Общекультурные

ОК-11

Осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.

В частности идет уклон на изучение и понимание теоретического и практического материала с помощью электронного учебного пособия.

ОК-12

Имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

Развитие навыков работы с электронным учебным пособием и его приложениями на компьютере.

ОК-13

Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Развитие навыков поиска дополнительных источников литературы при возникновении проблем в глобальной сети Internet.

Профессиональные

ПК-2

Осваивать методики использования программных средств для решения практических задач.

Развитие навыков работы в прикладных математических пакетах.

ПК-3

Разрабатывать интерфейсы "человек - электронно-вычислительная машина.

Умение решать практические задачи в прикладных математических пакетах.

ПК-7

Готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях.

Уметь защищать проделанную работу на лабораторных практикумах по дисциплине; при необходимости продолжить изучение данной темы и углубление полученных знаний самостоятельно средствами научно- популярной литературы.

Однако, проведя анализ рабочих программ по математическим дисциплинам («Математический анализ», «Алгебра и геометрия», «Теория вероятности и математическая статистика»), оказалось что в них не делается уклон на их формирование. Кроме того, традиционные методы преподавания не позволяют сформировать на занятиях эти компетенции.

Поэтому было предложено создать такую теоретическую базу в виде электронного учебного пособия и лабораторного практикума, которое способствовало развитию информационных компетенций для работы с компьютером и использованием современных информационных технологий и внедрить использование этих электронных ресурсов в учебный процесс.

Организация практических занятий с использованием разработанных электронных ресурсов состоит из нескольких этапов:

  1. Изучение основ работы с математическим пакетом «Maple».

На этом этапе у студентов формируются ОК-11, ОК-12, ОК-13.

  1. Составление программы в среде на языке алгебры «Maple».

На этом этапе у студентов происходит формирование ПК-2.

  1. Решение математических примеров с использованием математического пакета «Maple».

На этом этапе у студентов формируются ОК-12 и ПК-2.

  1. Оформление результатов работы и сдача отчета о выполнении заданий.

На этом этапе у студентов формируются ОК-12 и ПК-7.

Таким образом, умение быстро и оперативно работать с электронным учебным пособием (рис.1.), верно следовать подсказкам и меню учебника, использовать все средства информационных технологий приложенные в пособии(видео, аудио и гиперссылки), свидетельствуют о том, что у студентов происходит формирование вышеперечисленных компетенций, что в конечном итоге способствует развитию их информационной компетентности.

Рисунок 1.Главная страница электронного учебного пособия

Работа с данным пособием и лабораторным практикумом будет способствовать формированию данных компетенций, так как преимущество программы «Maple» — в её интерактивности, в способности активизировать мышление студента с использованием 3D графики. Кроме того, происходит процесс самостоятельного «добывания знаний», развитие творчества и кооперации.

Большую пользу использование пакета «Maple» приносит при изучении кратных интегралов и особенно — при решении прикладных задач по данной теме.

В процессе работы с электронным учебным пособием и лабораторным практикумом студенты имеют возможность самим ощутить все достоинства пакета «Maple»: построение чертежей и вычисление интегралов занимает гораздо меньше времени и сил.

Для проверки усвоения материала студентами, были проведены три теста после изучения материала. Результаты представлены в таблице 2:

Таблица 2.

Контроль усвоения материала пособия студентами гр.ИВТ(б)-11

№ п/п.

Фамилия и имя студента гр.ИВТ(б)-11

Процент верных ответов на Тест №1 «Двойные интегралы», %

Процент верных ответов на Тест №2

«Тройные

интегралы», %

Процент верных ответов на Тест №3 «Решение кратных интегралов в среде Maple», %

Среднее значение результатов, %

1

Донгаев Дмитрий

60

70

90

73,3

2

Ибуков Дионис

50

60

70

60

3

Камальтинов Рафаэль

80

80

100

86,7

4

Меркулов Владислав

70

80

100

83,3

5

Минина Екатерина

80

80

90

83,3

6

Сердученко Юлия

90

90

100

93,3

7

Тарасюк Анатолий

60

60

60

60

8

Тельцова Олеся

60

60

70

63,3

9

Тыш Эдуард

70

70

80

73,3

10

Чечулин Даниил

60

40

60

53,3

11

Канев Александр

60

60

70

63,3

12

Утяшева Гульнас

60

60

50

56,7

В тоже время, до использования пособия в учебном процессе, данные результаты (тест 1 и 2) были ниже. Результаты представлены в таблице 3:

Таблица 3.

Контроль усвоения материала до изучения пособия студентами гр.ИВТ(б)-11

№ п/п.

Фамилия и имя студента гр.ИВТ(б)-11

Процент верных ответов на Тест №1 «Двойные интегралы», %

Процент верных ответов на Тест №2

«Тройные

интегралы», %

Среднее значение результатов, %

1

Донгаев Дмитрий

40

40

40

2

Ибуков Дионис

20

30

25

3

Камальтинов Рафаэль

50

50

50

4

Меркулов Владислав

50

50

50

5

Минина Екатерина

60

60

60

6

Сердученко Юлия

50

70

60

7

Тарасюк Анатолий

40

20

30

8

Тельцова Олеся

50

10

30

9

Тыш Эдуард

60

10

35

10

Чечулин Даниил

20

0

10

11

Канев Александр

30

20

25

12

Утяшева Гульнас

30

10

20

Проанализировав полученные данные таблицы 1, была составлена диаграмма (рис.2), где показано соотношение полученных процентов по интервалам.

Рис.2. Диаграмма усвоения материала студентами

Как показывают данные, студенты экспериментальной группы освоили теоретический материал и приобрели навыки работы с электронными учебными пособиями, причем улучшили свои показатели знания теории и, к тому же, освоили работу в математическом пакете «Maple».

Таким образом, использование электронных учебных пособий на занятиях по математическим дисциплинам вполне обосновано и способствует формированию у студентов информационной компетентности.

Библиографический список

1. http://window.edu.ru/resource/721/73721 . Информатика и вычислительная техника. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация бакалавр).

2. Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст]: учебно-методическое пособие / Берденникова Н.Г., Меденцев В.И., Панов Н.И. – СПб.: Д.А.Р.К., 2006. – 208 с.

3.Вуль, В.А. Электронные издания: учеб. пособие / В.А. Вуль. — СПб.: БХВ - Петербург, 2003. — 560 с., ил.

4. Карпеченко, А. С. Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности //Наука и образование. –2011. –№11. –8с.

Просмотров работы: 1811