Развитие компетентностного подхода в образовании привело к появлению понятия «ключевые компетенции». Некоторые исследователи (Н.Н. Абакумова, С.В. Тришина, Л.В. Бурындина, А.В. Хуторской) причисляют к ним информационную компетентность. Многие исследователи рассматривают ее как составляющую профессиональной компетентности (Б.С. Гершунский, В.В. Шапкин, Н.Х. Насырова, О.А. Кизик, Т.А. Гудкова, И.А. Зимняя); Н.И. Гендина, Н.И. Колкова., Г.А. Стародубова, И.Л. Скипор, Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев, С.Д. Каракозов связывают информационную компетентность с категориями «компьютерная грамотность», «информационная культура», характеризующими уровень развития личности, как составляющую информационной культуры личности [4].
Мы придерживаемся мнения Ивановой О.Н., что информационная компетентность – это интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а так же способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств[4].
В ФГОСах третьего поколения ВПО определены общекультурные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе их обучения в Вузе. Среди всех перечисленных компетенций можно выделить те, которые связаны с понятием «информационная компетентность», в частности для направления подготовки бакалавров 230100. 62 «Информатика и вычислительная техника».
Компетенции |
Содержание |
Пояснение |
Общекультурные |
||
ОК-11 |
Осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. |
В частности идет уклон на изучение и понимание теоретического и практического материала с помощью электронного учебного пособия. |
ОК-12 |
Имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией. |
Развитие навыков работы с электронным учебным пособием и его приложениями на компьютере. |
ОК-13 |
Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. |
Развитие навыков поиска дополнительных источников литературы при возникновении проблем в глобальной сети Internet. |
Профессиональные |
||
ПК-2 |
Осваивать методики использования программных средств для решения практических задач. |
Развитие навыков работы в прикладных математических пакетах. |
ПК-3 |
Разрабатывать интерфейсы "человек - электронно-вычислительная машина. |
Умение решать практические задачи в прикладных математических пакетах. |
ПК-7 |
Готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях. |
Уметь защищать проделанную работу на лабораторных практикумах по дисциплине; при необходимости продолжить изучение данной темы и углубление полученных знаний самостоятельно средствами научно- популярной литературы. |
Однако, проведя анализ рабочих программ по математическим дисциплинам («Математический анализ», «Алгебра и геометрия», «Теория вероятности и математическая статистика»), оказалось что в них не делается уклон на их формирование. Кроме того, традиционные методы преподавания не позволяют сформировать на занятиях эти компетенции.
Поэтому было предложено создать такую теоретическую базу в виде электронного учебного пособия и лабораторного практикума, которое способствовало развитию информационных компетенций для работы с компьютером и использованием современных информационных технологий и внедрить использование этих электронных ресурсов в учебный процесс.
Организация практических занятий с использованием разработанных электронных ресурсов состоит из нескольких этапов:
Изучение основ работы с математическим пакетом «Maple».
На этом этапе у студентов формируются ОК-11, ОК-12, ОК-13.
Составление программы в среде на языке алгебры «Maple».
На этом этапе у студентов происходит формирование ПК-2.
Решение математических примеров с использованием математического пакета «Maple».
На этом этапе у студентов формируются ОК-12 и ПК-2.
Оформление результатов работы и сдача отчета о выполнении заданий.
На этом этапе у студентов формируются ОК-12 и ПК-7.
Таким образом, умение быстро и оперативно работать с электронным учебным пособием (рис.1.), верно следовать подсказкам и меню учебника, использовать все средства информационных технологий приложенные в пособии(видео, аудио и гиперссылки), свидетельствуют о том, что у студентов происходит формирование вышеперечисленных компетенций, что в конечном итоге способствует развитию их информационной компетентности.
Рисунок 1.Главная страница электронного учебного пособия
Работа с данным пособием и лабораторным практикумом будет способствовать формированию данных компетенций, так как преимущество программы «Maple» — в её интерактивности, в способности активизировать мышление студента с использованием 3D графики. Кроме того, происходит процесс самостоятельного «добывания знаний», развитие творчества и кооперации.
Большую пользу использование пакета «Maple» приносит при изучении кратных интегралов и особенно — при решении прикладных задач по данной теме.
В процессе работы с электронным учебным пособием и лабораторным практикумом студенты имеют возможность самим ощутить все достоинства пакета «Maple»: построение чертежей и вычисление интегралов занимает гораздо меньше времени и сил.
Для проверки усвоения материала студентами, были проведены три теста после изучения материала. Результаты представлены в таблице 2:
Таблица 2.
Контроль усвоения материала пособия студентами гр.ИВТ(б)-11
№ п/п. |
Фамилия и имя студента гр.ИВТ(б)-11 |
Процент верных ответов на Тест №1 «Двойные интегралы», % |
Процент верных ответов на Тест №2 «Тройные интегралы», % |
Процент верных ответов на Тест №3 «Решение кратных интегралов в среде Maple», % |
Среднее значение результатов, % |
1 |
Донгаев Дмитрий |
60 |
70 |
90 |
73,3 |
2 |
Ибуков Дионис |
50 |
60 |
70 |
60 |
3 |
Камальтинов Рафаэль |
80 |
80 |
100 |
86,7 |
4 |
Меркулов Владислав |
70 |
80 |
100 |
83,3 |
5 |
Минина Екатерина |
80 |
80 |
90 |
83,3 |
6 |
Сердученко Юлия |
90 |
90 |
100 |
93,3 |
7 |
Тарасюк Анатолий |
60 |
60 |
60 |
60 |
8 |
Тельцова Олеся |
60 |
60 |
70 |
63,3 |
9 |
Тыш Эдуард |
70 |
70 |
80 |
73,3 |
10 |
Чечулин Даниил |
60 |
40 |
60 |
53,3 |
11 |
Канев Александр |
60 |
60 |
70 |
63,3 |
12 |
Утяшева Гульнас |
60 |
60 |
50 |
56,7 |
В тоже время, до использования пособия в учебном процессе, данные результаты (тест 1 и 2) были ниже. Результаты представлены в таблице 3:
Таблица 3.
Контроль усвоения материала до изучения пособия студентами гр.ИВТ(б)-11
№ п/п. |
Фамилия и имя студента гр.ИВТ(б)-11 |
Процент верных ответов на Тест №1 «Двойные интегралы», % |
Процент верных ответов на Тест №2 «Тройные интегралы», % |
Среднее значение результатов, % |
1 |
Донгаев Дмитрий |
40 |
40 |
40 |
2 |
Ибуков Дионис |
20 |
30 |
25 |
3 |
Камальтинов Рафаэль |
50 |
50 |
50 |
4 |
Меркулов Владислав |
50 |
50 |
50 |
5 |
Минина Екатерина |
60 |
60 |
60 |
6 |
Сердученко Юлия |
50 |
70 |
60 |
7 |
Тарасюк Анатолий |
40 |
20 |
30 |
8 |
Тельцова Олеся |
50 |
10 |
30 |
9 |
Тыш Эдуард |
60 |
10 |
35 |
10 |
Чечулин Даниил |
20 |
0 |
10 |
11 |
Канев Александр |
30 |
20 |
25 |
12 |
Утяшева Гульнас |
30 |
10 |
20 |
Проанализировав полученные данные таблицы 1, была составлена диаграмма (рис.2), где показано соотношение полученных процентов по интервалам.
Рис.2. Диаграмма усвоения материала студентами
Как показывают данные, студенты экспериментальной группы освоили теоретический материал и приобрели навыки работы с электронными учебными пособиями, причем улучшили свои показатели знания теории и, к тому же, освоили работу в математическом пакете «Maple».
Таким образом, использование электронных учебных пособий на занятиях по математическим дисциплинам вполне обосновано и способствует формированию у студентов информационной компетентности.
Библиографический список
1. http://window.edu.ru/resource/721/73721 . Информатика и вычислительная техника. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация бакалавр).2. Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст]: учебно-методическое пособие / Берденникова Н.Г., Меденцев В.И., Панов Н.И. – СПб.: Д.А.Р.К., 2006. – 208 с.
3.Вуль, В.А. Электронные издания: учеб. пособие / В.А. Вуль. — СПб.: БХВ - Петербург, 2003. — 560 с., ил.
4. Карпеченко, А. С. Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности //Наука и образование. –2011. –№11. –8с.