Доступ к ресурсам глобальной информационной сети открыл новые возможности для коммерции.
Сегодня функционирование единой информационной магистрали - Интернета - обусловливает образование сетевых сообществ, оказывающих значительное влияние на экономическую жизнь общества: наступает эра электронной торговли. Интернет стал одновременно и новой средой общения, и рынком с десятками миллионов потенциальных покупателей, обладающих достаточно высоким уровнем доходов. В этих условиях формируются коммерческие организации, имеющие особую структуру и иные принципы управления.
Глобальная компьютерная сеть образовала новую коммуникационную среду, отличную от той, что создают традиционные средства массовой информации. В едином информационном пространстве Интернета торговая организация может напрямую взаимодействовать с любым потенциальным клиентом, в какой бы точке планеты он не находился, и получать практически мгновенную информацию о принятом им решении. В таких условиях классические приемы маркетинга, методы ведения бизнеса и традиционные технологии продаж должны быть адаптированы к особенностям коммуникационной среды.
Российский рынок интернет-торговлиПо данным исследования AnalyticResearchGroup, за последние 6 лет российский рынок интернет-торговли увеличился более чем в 3,5 раза, и по итогам 2010 года его общий объем достиг 180 млрд. руб., превысив на 20% показатель 2009 года (150 млрд. руб.). В 2010 году в интернет-секторе России на электронную коммерцию, инвестиции в интернет и на оплату за пользование интернетом пришлись 557 млрд. рублей, что составляет 1,3% от ВВП.
Интерес к интернет-торговле возрос, как ни странно, в период кризиса. Данный период поспособствовал значительному росту рынка электронной коммерции (с конца 2008 года рынок вырос на 40 %).
Свыше половины пользователей рунета в 2010 году совершали онлайн-покупки, причём суммы, которые россияне оставляют в интернете, заметно растут. Так в 2010 году только 7,8% соотечественников приобрели что-либо онлайн на сумму до 1000 рублей. Активнее шли покупки на сумму от 1000 до 3000 (11,5%), а также от 10 000 до 30 000 рублей (10,2%).
Суммы, потраченные на покупку в интернете, % от общего числа интернет-пользователей в России
В тоже время, на российском рынке существуют особые проблемы, которые в некоторой степени сдерживают развитии интеренет – торговли:
Низкое проникновение широкополосного доступа в интернет.
Недостатки логистики и высокий уровень цен за доставку.
Низкий уровень развития безналичных способов оплаты.
Отсутствие квалифицированных кадров в интернет-отрасли.
Недостатки логистики стали причиной того, что в 2011 году всего 15% от взрослого населения страны покупали товары в интернет-магазинах.
Наиболее остро проблема с доставкой стоит в регионах, особенно для небольших интернет-магазинов. Крупные ритейлеры решают проблему с доставкой путём создания собственной системы доставки, с налаженными транспортными маршрутами, складами в различных районах страны, сортировочными центрами и пунктами выдачи товаров.
Стоит отметить, что темпы инвестиционного роста в российские интернет-проекты увеличиваются, но только немногие проекты смогли выйти на окупаемость. Такая ситуация наблюдается не только в России, но и во всём мире и продлиться по крайней мере какое-то время.
Так же существует проблема с законодательством в нашей стране. Создать интернет-магазин совершенно не сложно, а вот продолжать работу гораздо сложнее. В российском законодательстве нет правовых актов, которые бы защищали права поставщиков, нет работающей системы страхования грузов, затруднены безналичные расчёты с поставщиками и приём платежей от покупателей из-за неразвитой банковской системы. От части от недоверия к дистанционным платежам, большинство интернет-покупателей оплачивают свои покупки через банковские кассы, а именно этот выбор нередко приводит к задержке перевода на счёт продавца.
Аналитики Fast Lane Ventures прогнозируют, что количество интернет-пользователей в России к 2013 году достигнет 90 миллионов человек. А темпы роста рынка в ближайшие 5 – 7 лет не упадут ниже 20%.
Динамика развития интернет-торговли в мире:Таким образом, сегодня ни у кого нет сомнения, что интернет-торговля крайне перспективный рынок в России.
Особенности интернет-торговлиИнтернет оказал и продолжает оказывать очень сильное влияние на формирование и развитие мирового информационного сообщества. Как социальное явление интернет - глобальное средство коммуникаций, обеспечивающее обмен текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией и доступ к онлайновым службам без территориальных и национальных границ. Это эффективный инструмент исследований, развития торговли и бизнеса, воздействия на аудиторию. Технологические возможности Интернет, обуславливает быстрое развитие мирового информационного сообщества. А с его развитием меняются и подходы к управлению бизнесом и маркетингом как одним из его составных частей.
Применение Интернета в современной жизни стремительно расширяется. Интернет меняет саму природу конкуренции, заставляя конкурировать не только с известными марками, но и с теми, которые только появились на свет.
За счет сокращения времени и расходов на установление отношений, торговля через интернет - наиболее прямой и короткий путь от производителя к потребителю.
Правильно выбранные маркетинговые коммуникации в Интернете, грамотно разработанный, своевременно обновляемый сайт, оперативные отклики на запросы клиентов из сети - залог успешного развития бизнеса.
Для достижения успеха в этой сфере необходимо так же считаться как с некоторыми особенностями, диктуемыми интернет-пользователями, так и с внешними факторами, которые оказывают непосредственное влияние на развитие данного направления.
В первую очередь, речь идет о быстроте распространения информации в интернете, а также отсутствии каких-либо барьеров для ее получения с точки зрения интернет-пользователей. Другими словами, интернет наиболее приближен к экономической модели совершенной конкуренции. Это позволяет интернет-пользователям без особых помех легко сравнивать уровень цен, ассортимент и ряд других не менее важных характеристик интернет-магазинов. Многие владельцы «электронных витрин» считают, что пользователь, приходя за товаром, не стремиться экономить. Однако, согласно статистике, более 75% интернет-пользователей, совершавших покупки он-лайн, ориентированы на приобретение товаров, цена которых ниже своих аналогов, продаваемых в офф-лайне. Сегодня ценовой фактор играет самую значительную роль, опережая фактор удобства совершения покупок в интернете.
По данным опроса 2011 года: «Что в наибольшей степени привлекает Вас в покупках товаров через интернет?», самой популярной причиной покупки является возможность сэкономить деньги, найдя товары по более низкой цене.
Так же для покупателей привлекают такие особенности покупки как (по популярности в прядке убывания):
Возможность совершать покупки, не выходя из дома, практически в любое время
Экономия времени, так как товар доставляется на дом
Возможность покупки товаров, которые очень затруднительно приобрести в обычных магазинах
Различные товары можно достаточно легко сравнивать друг с другом
Гораздо более широкий ассортимент, чем в обычных магазинах
Отсутствие назойливого влияния продавцов – консультантов, всеми способами пытающихся продать Вас ненужные/некачественные вещи
Во-вторых, необходимо выделить ряд системных проблем, к которым следует отнести опасения интернет-пользователей относительно скорости и качества доставки. Наличие заторов на дорогах, сложности контроля качества работы курьеров, слаборазвитая инфраструктура в регионах, возможность утери и хищения товаров при их отправке по почте, высокая стоимость (как и себестоимость) доставки – это то, с чем сталкиваются как сами интернет-пользователи, так и интернет-магазины.
В-третьих, существует и ряд барьеров, которые создают сами продавцы на пути потенциальных покупателей. К ним следует относить, например, предоставление неполных или недостоверных данных о товарах, представленных на «полках» интернет-магазина, неудобный интерфейс, затрудняющий процесс поиска и приобретения товаров, невозможность получить быстрый ответ на интересующий клиента вопрос (отсутствие call-центра, задержки в ответах на электронную корреспонденцию).
Причины, которые удерживают людей от покупок в интернете (в порядке убывания) являются:
Опасения получить некачественный товар
Отсутствие возможности непосредственного осмотра товара перед покупкой
Возврат товаров продавцу невозможен/затруднен
Предоставление неполных/недостоверных данных о товарах
Опасения относительно несвоевременной доставки
Опасения относительно потери/повреждения товара при доставке
Опасения относительно сохранности средств на счете при вводе персональной информации при оплате
Опасения что цена с учетом доставки окажется выше, чем в обычных магазинах
Необходимость заводить интернет-кошельки, пластиковые карты для покупок
Наличие отрицательного опыта покупок донного рода
Попытки преодолеть вышеперечисленные проблемы сегодня предпринимаются многими владельцами электронных магазинов.
Примером успешной реализации бизнеса в интернете может служить магазин Тони Шейна, генерального директора крупнейшего обувного интернет - магазина США Zappos.com: «Онлайн-покупка обуви многих отпугивает: люди не уверены, что туфли придутся по ноге и будут хорошо смотреться с костюмом, который они планировали с ними надеть. Поэтому мы предлагаем бесплатную доставку обуви для примерки. Кроме того, срок возврата у нас — 365 дней, а колл-центр работает круглосуточно. Склад тоже открыт 24 часа, чтобы доставлять заказы нашим покупателям как можно быстрее».
Гарант беспрепятственного возврата товара (и, соответственно, денежных средств) в течение определенного срока со дня покупки увеличит издержки, но позволит «сомневающимся» покупателям с большей вероятностью совершить покупку товара. Отметим, что этот фактор особенно актуален с учетом такого «естественного» барьера на пути интернета, как отсутствие возможности полного осмотра товара перед покупкой (тактильные ощущения, текстура, размер и т.д.).
Все эти опасения, создающие психологические барьеры на пути совершения покупки, все же преодолимы. Со стороны интернет-магазинов путем ужесточения контроля качества работы курьеров, менеджеров (и иных лиц, от работы которых зависит имидж самого интернет-магазина), актуализации данных о товарах, постоянного технологического совершенствования электронной «витрины». Плюс постепенное вовлечения все большего числа россиян в процесс совершения покупок через интернет. Исследования, проведенные агентством РБК.research показывают, что респонденты, имеющие опыт покупок товаров в интернете, в меньшей степени опасаются относительно качества предлагаемых в интернете товаров, чем россияне, ни разу не совершавшие подобных покупок.
Но низкое качество организации интернет-торговли, порождающее отрицательный опыт, так, или иначе, способствует замедлению данного процесса.
Виды интернет-магазиновСегодня все большее число российских компаний хочет быть представлено в интернете. Для кого-то это всего лишь дополнение к офф-лайн бизнесу, другие, наоборот, полностью строят свой бизнес в интернете и используют его на всех этапах своей деятельности, «для многих компаний вопрос уже заключается не в том, стоит ли использовать интернет, а в том, какой бюджет на это выделить и как его распределить».
Основными инструменты интернет-торговли можно условно поделить на 3 группы:
Web-витринаWeb-витрина – оформленный web-дизайнерскими средствами прайс-лист торговой компании с возможностью приема заказов. Данный тип системы наилучшим образом подходит для предприятий малого и среднего бизнеса. Web-витрины не имеют интерактивных интерфейсов управления и не связаны напрямую с бизнес-приложениями компании. Обмен данными с web-витриной проводится менеджерами вручную, посредством передачи файлов.
Функциональность:
продажа товаров и услуг
обеспечение клиентов информацией о товарах и услугах
обеспечение корпоративной информацией о бизнесе
налаживание четкой автоматизации отношений «клиент-продавец»
привлечение дополнительных клиентов и партнеров
установление двусторонней связи с посетителями ресурса
формирование имиджа владельца интернет-магазина
Результаты:
увеличение продаж товаров и услуг
возможность получения информации о спросе сокращение издержек на реализацию единицы продукции
возможность получения портрета клиента
увеличение базы пользователей, которые являются потенциальными покупателями
Web-витрина обходится торговым компаниям недорого, но:
она позволяет организовать торговлю на заказ, наладить же торговлю с реального склада практически невозможно;
ее использование не уменьшает затраты продавцов на содержание штата и операционные расходы;
это очень неповоротливое решение с точки зрения управления и недостаточно гибкое сточки зрения организации маркетинговых акций;
имидж компании, открывшей и поддерживающей простую web-витрину, всегда хуже, чем компании, организовавшей Интернет-торговлю с помощью полнофункционального Интернет-магазина или ТИС.
Это наиболее распространенная схема организации розничной электронной торговли. За кулисами виртуальной сцены находится розничный магазин или сеть фирменных магазинов, либо торговый консорциум, объединяющий несколько самостоятельных розничных магазинов. Такая схема широко используется продовольственными и книжными/музыкальными магазинами, а также магазинами канцелярских принадлежностей и универмагами.
Достоинства данной модели: достаточно гибкая система (как по ассортименту, так и по ценам); возможность реализовать все преимущества интернет-торговли; финансовые потоки полностью проходят через интернет-магазин. На сегодняшний день это, по-видимому, оптимальный вариант для российских условий.
Но самое главное - организация Интернет-торговли с помощью web-витрины оказывается для торговой компании малоэффективным и даже часто нерентабельным делом.
Интернет-магазинИнтернет-магазин - полнофункциональная система ведения интернет-торговли с индивидуальными бизнес-схемами взаимодействия с потребителями. Интернет-магазин содержит, кроме web-витрины, всю необходимую бизнес-логику для управления процессом интернет-торговли (бэк-офис). Гибкость настроек бэк-офисов интернет-магазинов и возможность быстрой разработки индивидуального web-дизайна позволяют использовать Интернет-магазин для организации торговли широким спектром товаров и услуг компаниям среднего и крупного бизнеса.
Функциональность:
продажа широкого спектра товаров и услуг
возможность организации бизнеса без оффлайн части бизнеса
обеспечение клиентов информацией о товарах и услугах
налаживание четкой автоматизации отношений «клиент-продавец»
установление двусторонней связи с посетителями ресурса
формирование имиджа владельца Интернет-магазина
привлечение клиентов и партнеров
формирование имиджа компании
организация процесса оплаты и доставки
сбор информации о спросе
Результаты:
снижение наценки на товар
возможность получения информации о спросе сокращение издержек на реализацию единицы продукции
возможность получения портрета клиента
увеличение базы пользователей, которые являются потенциальными покупателями
сокращение издержек
автоматизация информационных потоков
получение информации из «первых рук» о спросе на товары или услуги на рынке (очень ценная информация)
формирование постоянной аудитории
автоматизация процесса оплаты и доставки, контроль их выполнения
круглосуточная работа магазина
большие объемы - большие прибыли
У таких магазинов, отсутствуют собственные товарные запасы. Бизнес строится на договоренностях с потенциальными поставщиками (часто не оформленных документарно), а интернет служит исключительно в качестве витрины. В оплату товара принимаются наличные, какие-либо системы электронные кошельки и банковские карты. Среди интернет-магазинов данной модели преобладают магазины, торгующие компьютерами и комплектующими.
На создание Интернет-магазина требуется больше разовых затрат по сравнению с витриной, но они будут намного более эффективными, поскольку использование Интернет-магазинов существенно рентабельнее по обороту, чем использование web-витрин.
Торговая интернет-системаТорговая интернет-система (ТИС) - сложная и мощная система ведения торговых операций через Интернет, в которой полностью интегрированы торговые процессы оффлайн и системы онлайн бизнеса компании. Достигается это путем интеграции внешнего интернет-магазина в бизнес-приложения, имеющиеся в компании, с системами складского учета, торгово-учетными и бухгалтерскими системами, а для крупных корпораций - с ERP-системами, т.е. ТИС представляет собой интернет-магазин, бэк-офис которого полностью (в режиме реального времени) интегрирован в торговый бизнес-процесс компании.
Функциональность:
информационное обеспечение потенциальных клиентов и партнеров корпоративными данными о компании
привлечение дополнительных клиентов и партнеров
установление двусторонней связи с посетителями ресурса
формирование имиджа компании
организация через удаленный доступ портала деловых отношений с работниками филиалов, дилерами, партнерами, поставщиками
централизация информационных потоков через портал
автоматизация бизнес-процессов бизнеса
осуществление контроля и учета деятельности отделов компании, филиалов, поставщиков и дилеров
Результаты:
сокращение издержек
автоматизация информационных потоков
более качественное и быстрое информационное обеспечение сотрудников компании, филиалов, дилеров, партнеров, поставщиков
бесперебойная работа портала
Одним из перспективных направлений интернет-торговли является продажа автозапчастей.
После кризиса продажи автомобильных запчастей на российском рынке вновь начали расти. За последний год, рост приобретенных автомобилей повысился на 28%. Соответственно увеличился спрос и на автозапчасти.
В настоящее время происходит активный рост и развитие автомобильного рынка России. В общей сложности в России за последний год было реализовано на 30% больше автомобилей по отношению к предыдущему году. Наш рынок стал самым динамичным среди всех мировых рынков. Кроме того, в 2011 значительно (на 45% по сравнению с 2010) выросло производство автомобилей в нашей стране, достигнув объема более 1,7 миллионов штук. Этот уровень стал абсолютным историческим максимумом для нашей страны. Прогноз на 2012 год составляет 2,8 миллиона купленных автомобилей, не смотря на замедление роста в последние месяцы, главной причиной которого является окончание программы утилизации.
Сегодня продажа автозапчастей занимает 5% от всего оборота интернет рынка.
Наиболее представленной является оптовая интернет-торговля автозапчастями, в то время как розница почти не развита, но востребована. Поэтому можно говорить, что ниша розничной торговли не занята.
Построение такой модели подразумевает определение четких требований к розничной торговле в интернете. Далее следует смоделировать структуру бизнес-процесса, которая будет отвечать всем выставленным требованиям (SLA).
Такой тип бизнеса позволит достичь ряда конкурентных преимуществ и занять хорошие позиции на рынке розничной торговли автозапчастями.
Товаропроводящая сетьПрежде чем начать говорить о модели интернет магазина, нужно рассмотреть всю цепочку перехода товара от производителя до потребителя:
Цепочка движения товара от производителя к покупателю.
При рассмотрении этой цепочки сразу встает вопрос о том, почему производитель не может сбыть товар сразу конечному потребителю, а использует для этого посредников.
Во первых, производимая продукция узконаправленна и не может удовлетворить все потребности розничного потребителя. Во вторых, завод выпускает огромное количество товара, которое почти невозможно сбыть напрямую, так как у него нет развитых каналов сбыта. И в третьих, зачастую завод расположен на достаточно большом расстоянии от конечно клиента.
В таком случае, существует два пути: продавать напрямую или через дистрибьюторов. Первый вариант, конечно, имеет право на существование, особенно когда речь идет о высокотехнологичных и высокодоходных отраслях хозяйства. Но почти для всех сегментов российского рынка, более выгоден второй вариант.
То есть производитель может довести товар конечного потребителя через торговую сеть.
От производителя товар попадает к дистрибьютору. Дистрибьютор в свою очередь отвечает за рекламу товара, его имидж на рынке и т.д. Опять встает вопрос о том, почему дистрибьютор не может продать товар конечному потребителю. Дело в том, что дистрибьютор тоже не имеет широкой линейки товаров, хоть и может работать с несколькими производителями, а его представительства находятся регионально, то есть тоже не могут охватить большое количество потребителей.
Следующим этапом в движении товара является оптовик. Оптовик уже имеет большое количество наименований товара на своих складских помещениях, но не имеет удобного для потребителя инструмента представления ассортимента. Стоит отметить, что в цепочке движения товара, может быть несколько таких оптовиков.
В конечном итоге, товар попадает к потребителю через розничную сеть. Но на каждом этапе своего пути, товар получает наценку, что в итоге приводит к его высокой цене.
Поэтому модель интернет магазина будет направлена в первую очередь, на сегмент розничной торговли, так как такой магазин будет иметь хорошие конкурентные преимущества. А с ростом объемов производства, мы сможем сокращать путь товара, что снизит наценку на него и сократит время доставки.
Модель бизнесаИтак, мы хотим занять сегмент розничной торговли, то есть оказывать услугу конечному потребителю, то есть СТО. Станции технического обслуживания сегодня являются основными потребителями автозапчастей, которые они заказывают париями. Поэтому интернет магазин будет направлен в первую очередь на них.
Так же, под термином СТО стоит понимать не только станцию технического обслуживания как таковую, но и людей, которые хотят ремонтировать автомобиль собственными силами.
Теперь, после того как мы определились с сегментом рынка, можно определить критерии к интернет - магазину.
Здесь нужно поставить себя на место покупателя. Что он хочет получить от интернет - магазина? Во первых, большой ассортимент товаров. Во вторых возможность заказа товара в любое время и в третьих, низкую цену на него.
Выделив критерии, можно переходить к проектированию самой модели бизнеса.
Сайт интернет - магазина будет состоять из 2 частей. Первая – «Фронт офис». Это некий интерфейс, где покупатель может выбрать интересующий его товар и сделать заказ. Самая важная часть фронт офиса – это юзабилити (удобство дизайна и оформлениея). Процессы поиска и заказа товара должны быть максимально простыми для пользователя. Так же фронт офис должен содержать личный кабинет с расширенной статистикой по заказам. Пользователь должен иметь возможность отслеживать свои заказы с разбиением на конкретные запчасти. Вторая часть – это «Бэк офис». Сюда попадает заявка на товар, после того, как покупатель делает заказ. Эти заявки сортируются по категориям (это может быть марка детали, наименование и т.д.). Далее начинается поиск поставщика, который сможет отправить запчасти по наименьшей цене и в самый короткий срок.
Для того чтобы иметь возможность формировать заявки, мы должны иметь мощную базу оптовиков и вести постоянный мониторинг их складов на предмет наличия того или иного товара и цены на него. Именно оптовые магазины будут выполнять роль поставщиков, обеспечивая территориальное присутствие. Для этого бэк-офис должен уметь выполнять функции:
обработки огромного кол-ва товаров от поставщиков.
подключения каталогов к сайту для подбора автозапчастей как по VIN, так и по марке-модели авто. Для этого могут использоваться каталогиTECDOC, Autoxp, Catcar, Ilcats.
поиска по базе товаров с учетом кроссов (выдавать налоги, т.е. запчасти, которыми можно заменить запрошенную деталь). По статистике, пользователи покупают до 60% именно аналогов, а не то что они искали. Это позволит существенно поднять продажи.
импорта прайс-листов от поставщиков. Тонкость в том, что многие поставщики запчастей присылают свои остатки в Excel файлах по электронной почте. Соответственно необходимо эти прайс-листы обрабатывать и подготавливать для импорта на сайт.
После этого, поставщик формирует посылку и отправляет ее. Если требуется, запчасти отправляются в наши центры комплектации, которые находятся в регионах, где товар расформировывается обратно согласно заказам и отправляется покупателю.
Важным аспектом является тот факт, что такой тип бизнеса подходит для любого товара, когда потребитель готов его ждать. Автозапчасти как раз такой товар, потому что ремонт автомобиля обычно планируется заранее. И потребитель готов подождать ради того, чтобы получить нужную ему запчасть по низкой цене.
В то же время, существует возможность получить нужный товар быстро. Для этого будет найден ближайший к потребителю поставщик, и деталь будет доставлена в течение нескольких часов, но и цена на такую услугу будет, соответственно, выше.
Плюсы и минусы такой модели бизнесаПлюсы:
Самый широкий ассортимент товаров
Доступность (24/7)
Низкая стоимость (такая модель бизнеса не требует складских помещений и розничных магазинов, что позволяет снизить цену на товар)
Удобство процесса заказа и получения товара
Время
Минусы:
Недоверие
Отсутствие удовольствия от самого процесса выбора и покупки товара
Сегодня существует только один крупный интернет-магазин автозапчастей в России. В то же время он является крупнейшим онлайн магазинов в России. Это магазин «Exist.ru». Магазин работает по всей стране, имеет представительства в 217 городах. В то же время, модель работы магазина включает в себя большое количество складских помещений, что влечет за собой повышение цены на товар.
ТОП-10 интернет-магазинов России:Моделируябизнес представленным способом, мы имеем ряд конкурентных преимуществ, что позволит активно развиваться на рынке. Конкурировать с он-лайн и офф-лайн магазинами и тем самым занять сегмент розницы и мелкого опта. Постепенно, с развитием бизнеса, будет возможен охват и крупной оптовой торговли.
ЗаключениеИспользование в торговле новейших информационных технологий, прежде всего, Интернета, становится в настоящее время главным фактором, обеспечивающим существенное сокращение расходов на проведение торговых операций. Функционирование национального рынка товаров и услуг, его интеграция в мировую экономическую систему сегодня невозможны без развития электронной торговли, понимаемой в широком смысле как использование электронного документооборота на всех этапах проведения торговых операций, включая заказ товара, проведение платежей и доставку.
Улучшение каналов передачи данных, как внутри страны, так и за рубежом, приведёт к повышению скорости соединения, а следовательно, к увеличению количества интернет-пользователей и росту числа посетителей русских интернет-магазинов.
Выгода от организации электронной торговли очевидны: это возможность выхода на новые рынки, малые издержки магазинов электронной коммерции по сравнению с традиционными, предоставление потребителю возможности удобной покупки товара в любое время с получением максимально подробной информации о нём.
Процесс развития электронной торговли во всём мире идёт огромными темпами и можно сказать, что он необратим. Россия постепенно перестаёт быть аутсайдером в этом процессе. В нашей стране уже функционирует около 500 крупных электронных магазинов и торговых площадок. В стадии реализации находится большое количество инвестиционных проектов с участием отечественного и иностранного капитала.
Интернет – это новая среда для бизнеса, которая имеет несомненные плюсы как для покупателя так и для продавца. Поэтому, можно говорить о том, что во многих сферах торговли интернет скоро займет ведущую роль.
Отчет по данной работе был представлен на конференции компании Утилекс «I know» в НГУ.