ВЗАИМОСВЯЗЬ «Я-КОНЦЕПЦИИ» И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЗАИМОСВЯЗЬ «Я-КОНЦЕПЦИИ» И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Роева Н.С. 1
1Югорский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы

Юность – определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, формирования мировоззрения, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

Важнейшую роль в формировании целостной личности играет «Я–концепция». Восприятие юноши другими (родителями, сверстниками и т.д.), самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков), социальные ценности, ожидание, идеалы, опыт социального поведения (в том числе и в конфликтных ситуациях) влияют на формирование «Я–концепции».

Проблеме Я-концепции было уделено немало работ зарубежных и отечественных ученых, таких как: К. А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.С Арсентьева, Р.Бернса, А.А. Бодалева, А.В. Иващенко, И.С. Кона, К.Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, С.А. Рубинштейна, А.Н Славской, Э. Эльконина и др.

Не последнюю роль в формировании «Я-концепции» играют конфликты, в которых участвует юноша.

При межличностном взаимодействии люди не всегда поступают адекватно в сложившейся ситуации, мотивация их поведения зависит от того, как они видят себя сами, то есть от их «Я - концепции».

Все вышеизложенное обуславливает актуальность изучения особенностей и видов конфликтных ситуаций, стратегий поведения в них, а так же их возможной взаимосвязи с «Я–концепцией » в юношеском возрасте.

Тема нашей работы является недостаточно разработанной в возрастной, педагогической психологии и конфликтологии.

Проблема – взаимосвязаны ли «Я-концепция» и выбираемые стратегии поведения в конфликтной ситуации в юности.

Цель - изучить взаимосвязь «Я–концепции» и выбираемых стратегий поведения в конфликтной ситуации в юности.

Объектом является «Я - концепция» в юности.

Предмет– взаимосвязь «Я-концепции и выбираемых стратегий поведения в конфликтной ситуации» в юности.

Анализ литературы позволил нам выдвинуть гипотезу, заключающуюся в том, что студенты с высоким уровнем самоуважения и глобального самоотношения выбирают сотрудничество как стратегию поведения в конфликтной ситуации. Студенты с низким уровнем самоуважения и глобального самоотношения выбирают приспособление как стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Цель и гипотеза исследования определили его основные задачи:

  • Изучить и провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи « Я-концепции» и выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях в юности.

  • Исследовать взаимосвязь между «Я-концепцей» и выбором стратегий поведения в конфликтной ситуации;

  • разработать методические рекомендации по поддержанию адекватной «Я-концепции».

Практическая значимость проведенного исследования состоит в изучении взаимосвязи «Я–концепции» и выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях в юности в новых социально-психологических условиях, что может послужить основой для дальнейших исследований.

Глава 1 Теоретические основы изучения «Я – концепции» и выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте. 1.1.Психологические особенности юношеского возраста.

Юношеский возраст — это полное завершение полового созревания, а начало взрослости характеризуется зрелостью организма во всех отношениях; в плане социальном юношество — это период завершения первичной социализации; психологически же юношеский возраст характеризуется становлением самосознания, образа «Я», самоопределением, избранием профессии, самое важное психологическое новообразование — это открытие внутреннего мира личности.

В. С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 – 16 до 21 – 25.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Человек в течение данного отрезка времени должен решить ряд определенных задач. Различные психологические школы по-разному декларируют содержание задач юношеского возраста, но в целом желанный результат — это переход к самостоятельной взрослой жизни вследствие осуществления ряда сознательных «жизненных выборов» и преодоления возрастного кризиса [1, 356].

Основные задачи юношеского возраста:

  • «Достижения общей эмоциональной зрелости;

  • Расцвет гетеросексуального интереса;

  • Достижение общей социальной зрелости;

  • Эмансипация от родительского дома;

  • Достижение интеллектуальной взрослости;

  • Окончательный выбор профессии;

  • Овладение способами структурирования свободного времени;

  • Построение психологии жизни, которая бы брала за основу сознательное поведение;

  • Достижение идентификации „Я“ (перцепции).

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира [3, 157].

Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств.

Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно – логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости [6, 247].

Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением кругозора, появлением теоретических интересов и потребности свести многообразие факторов к немногим принципам.

Юноши начинают задумываться о смысле жизни, пытаются осознать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как целый процесс, имеющий определенное направление, определенный смысл.

В этот период у человека расширяется диапазон добра и зла до предельных границ, он испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного и злого.

Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении – во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека.

В то же время, как бы ни была юность направлена на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди людей.

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других – выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

Смысл жизни – это важнейшее «новообразование» ранней юности. Именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлющей с учетом ближней и дальней перспективы. Также важным достижением юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла [7, 95].

Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.

Период юности или первый период зрелости отличается сложностью становления личностных черт и совпадает со временем обучения в вузе.

1.2. Теоретические подходы к изучению «Я – концепции» личности.

«Я-концепция» — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности . Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Р. Бернс дает следующее определение: «Я-концепция» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, это называют самооценкой.

Исследования, связанные с «Я – концепцией », так или иначе, опираются на теоретические положения, которые сводятся к четырем основным источникам.

  • Основополагающие подходы У. Джеймса (1842-1910).

  • Символический интеракционизм в работах Ч.Кули( 1864-1929) и Дж. Мида ( 1863-1932).

  • Представления об идентичности, развитые Э. Эриксоном (1902-1994).

  • Феноменалистическая психология в работах К.Роджерса (1902-1987) .

« Я – концепция » обсуждалась и в других теоретических работах. Однако система понятий, разработанная в рамках перечисленных выше концептуальных подходов, является пока наиболее продуктивной.

Уильям Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым из психологов начал разрабатывать проблематику « Я – концепции ».

У. Джеймс считал, что к сфере «Я» относится все то, что человек считает своим. С этой точки зрения и дети, и друзья, и работа, и квартира, и религия также характеризуют индивидуальное «Я».

Целостное «Я» он расчленил на взаимодействующие составляющие – «Я»-осознающее и «Я»-как-объект, - первое из которых представляет собой чистый опыт, чистое сознание, второе - содержание этого опыта.

«Я»-как-объект У. Джеймс в свою очередь разделил на духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я» и физическое «Я».

Очевидно, что невозможно представить себе как чистое сознание, лишенное какого-либо опыта, так и содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания, и поэтому конструкция У. Джеймса скорее гипотетическая, но ей следует отдать должное: она послужила точкой отсчета исследований в интересующей нас области.

К тому же именно У. Джеймсу принадлежат первые мысли о столь значимых, в понимании современной нам психологии, структурах «Я – концепции», как самооценка и уровень притязаний. И именно он описал знаменитую формулу "Самооценка = успех / притязания"[2, 61].

В первые десятилетия нашего века изучение «Я-концепции» временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Главными теоретиками здесь стали Ч.Кули и Дж.Мид - представители символического интеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.

Они считали, что «Я» и «другие» образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить «Я» от общества. Интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения [2, 85].

Проблематика «Я-концепции» рассматривается Э. Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Ее характер определяется особенностями данной культуры и возможностями данного индивида. Источником эго-идентичности является, по Э. Эриксону, "культурно значимое достижение".

Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций; поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться.

В теории Э. Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадии кризисные поворотные пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов. Особенно сложным является процесс развития эго-идентичности в пору юности. Поэтому Э. Эриксон уделяет особое внимание юношескому кризису развития и "размытости" эго-идентичности в этот период. Э. Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией "субъективное чувство непрерывной самотождественности" (1968). Более развернутого определения он нигде не приводит, хотя и указывает, что эго-идентичность - это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие. Поскольку эго-идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением, она имеет психосоциальную природу [2, 9].

Э. Эриксон считает, что чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. В процессе формирования идентичности важно не столько конкретное содержание индивидуального опыта, сколько способность воспринимать различные ситуации как отдельные звенья единого, непрерывного в своей преемственности опыта индивида [2, 10].

Феноменалистический подход в психологии (его иногда называют перцептивным или гуманистическим) в понимании человека исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Согласно этому направлению, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию[12, 14].

Феноменалистическое направление в психологии стимулировало разработку К.Роджерсом особого подхода в психотерапии, получившего название "терапия, центрированная на клиенте". Изменения, происходящие с индивидом в ходе психотерапевтического процесса, Роджерс смог объяснить на языке перцептивного подхода. Современное состояние теоретических разработок в изучении «Я-концепции» индивида в значительной мере достигнуто благодаря работам К.Роджерса и его клинической практике [2, 22].

Основные положения теории К.Роджерса выглядят следующим образом:

Сущность феноменалистической теории личностного «Я», представляющей собой часть общей теории личности, заключается в том, что человек живёт главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.

  • «Я-концепция» возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной.

  • «Я-концепция» - это система самовосприятий.

  • «Я-концепция» выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. «Я-концепцией» предопределяется восприятие значений, приписываемых этому окружению.

  • Вместе с «Я-концепцией» развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной.

В соответствии со взглядами К. Роджерса потребность в позитивном отношении к себе, или потребность в самоуважении, также развивается на основе интерналиации позитивного отношения к себе со стороны других.

Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласование между «Я» и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадаптация. Дезадаптацию следует понимать как результат попыток оградить сложившуюся «Я-концепцию» от угрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Это приводит к селективности и искажениям в восприятии или к игнорированию опыта в форме неверной его интерпретации.

Развитие «Я-концепции» - это не просто процесс накапливания данных опыта, условных реакции и навязанных другими представлении. «Я-концепция» представляет собой определенную систему. Изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу Целого. Таким образом, К. Роджерс использует понятие «Я-концепция» для обозначения восприятия человеком самого себя. Однако по мере дальнейшего развития своей теории К. Роджерс придает этому понятию и другой смысл, понимая под «Я-концепцией» механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. Но «Я-концепция» оказывает влияние скорее на выбор им направления своей активности, нежели непосредственно направляет эту активность.

Рассматривая понятие «идеального Я», К. Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие идеального Я становится более реалистичным и «Я» начинает больше гармонировать с идеалом [11,9].

Итак, в целом феноменалистический подход предстает как часть важных попыток ряда психологов разобраться в том, что касается непосредственного опыта человека, путем рассмотрения его реального поведения. У этого подхода, тем не менее, есть два важных потенциальных ограничения: он может исключать из рассмотрения некоторые весьма существенные переменные и может приводить к ненаучным спекулятивным построениям.

Таким образом, теоретический анализ различных подходов к пониманию «Я-концепции» личности показал существенное многообразие этого явления и исходных принципов его исследования.

1.3. Структура «Я-концепции».

Во многих психологических теориях «Я-концепция» является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения « Я – концепции » в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов.

Лучше всего представить «Я-концепцию» в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная «Я-концепция», включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это - "поток сознания", о котором писал У. Джеймс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. У. Джеймс, как мы уже говорили, выделил в нем два элемента – «Я-сознающее» и «Я - как объект» Однако не следует забывать об условности такого различения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью.

В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. «Я-как объект» существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно. Точно так же образ «Я» и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны.

«Я – концепцию» Р. Бернс представляет в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная Я - концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания, и представляющая собой "поток сознания" (У. Джеймс), или чувство собственной преемственности и неповторимости.

Образ и оценка своего «Я» предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную «Я-концепцию» можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности [2, 44].

Существует, по крайней мере, три основные модальности самоустановок:

  • «Реальное Я» - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.

  • «Зеркальное (социальное) Я» - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

  • «Идеальное Я» - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Большинство авторов при изучении «Я-концепции» учитывают эти модальные различия. Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе.

«Реальное Я» и «социальное Я» должны быть, согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием «реального Я» и содержанием «идеального Я» могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению.

«Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности.

Как показала К. Хорни (1950), большое расхождение между реальным и идеальным «Я» нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Помочь человеку отказаться от неосуществимых устремлений, продиктованных «идеальным Я», чрезмерно оторванным от реальности, является, по ее мнению, одним из величайших облегчений, которые может принести человеку психотерапия. Г. Олпорт (1961) считает, что «идеальное Я» отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.

Комбс и Соупер (1957) рассматривают «идеальное Я» как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт собственной личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду [11, 10].

Таким образом, анализ структуры Я-образа ребенка, осуществленный различными авторами (К. Роджерс, А. Маслоу, М.И. Лисина, В.В. Сталин и др.), позволил нам предположить в этой структуре такие элементы, как принятие себя, здоровая самооценка, высокий уровень самоуважения, уверенность в себе, отсутствие чувства вины, адекватное отношение к себе.

В юношеском возрасте «Я-концепция», с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой — претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации «Я-концепции», в частности к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды — родителей, учителей, сверстников, — могут оказаться взаимно противоречивыми.

Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентации, образа жизни и т.д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывают явный отпечаток на « Я - концепцию» в пору юности.

Между ранней и поздней юностью наблюдаются незначительные различия: несколько сглаживаются неловкость и застенчивость, возрастают устойчивость самовосприятия и общая самооценка, но в оценке отдельных качеств собственной личности особых изменений не происходит.

1.4. Методы исследования «Я-концепции».

Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Люди хотят знать свои возможности и ограничения, их внимание привлекают как особенности собственной личности, так и закономерные проявления внутреннего мира окружающих.

Наибольшее значение приобретают исследования «Я-концепции» личности, т.к. практически вся жизнь человека, его взаимоотношения с окружающими зависят от того, как человек себя осознает, оценивает и в зависимости от этого выстраивает свое поведение.

Необходимо отметить, что исследования «Я-концепции» подводятся под общую схему эмпирических исследований и основными методами в данном случае могут служить метод наблюдения (самонаблюдения), эксперимент, психодиагностические методы, метод психологического тестирования. При всем многообразии методов исследования наибольшей популярностью пользуются методы психологического тестирования и эксперимент, методы психодиагностики и методы исследования личности.

Исследования «Я-концепции» в большей степени сводятся к изучению ее отдельных компонентов – когнитивного (представление человека о своих качествах, способностях, внешности, социальной значимости), эмоционального (оценка субъекта самого себя, своих возможностей, потребностей, желаний, интересов), волевого (психическая регуляция деятельности личности) и поведенческого, воплощающего в действие когнитивного, эмоционального и волевого начала в процессе принятия решений. [ 5,102].

Среди методов психодиагностики личности выделяют 16- факторный тест Р. Кеттела, который представляет собой стандартизированный опросник, включающий в себя 187 суждений, разделенных на 16 групп – подшкал. С помощью каждой из подшкал оценивается какая – либо отдельная черта личности.

В 1954 году Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком была создана методика диагностики межличностных отношений, предназначенная для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное Я», «реальное Я», «Мои партнеры» и т.д.

Данная методика получила широкое распространение и особенно в исследовании «Я-концепции» личности.

Более детализировано рассмотреть «Я – концепцию» позволяет беседа – интервью, вопросы в которой выстраиваются по следующим основным категориям: профессия, семья, независимость, отдых, познание мира, учеба, самоценность, обладание чем- либо, аспекты личности (цели, направленные на изменение некоторых аспектов личности: быть умнее, предупредительнее), реализация себя (сюда входят цели, подразумевающие самореализацию в достижениях, карьере; реализацию в чем- либо; найти место в жизни и т .п.)

У Р.Бёрнса «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок « на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе.

С.С. Куперсмит определяет самооценку как « отношение человека к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Это отношение проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность, индивида в своей ценности, значимости».

Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к личности. Поэтому негативная самооценка предполагает самоотрицание, неприятие всего, что входит в сферу человеческого «Я».

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным.

  • Когнитивный компонент самооценки – комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма суждение о себе. Этот компонент в целом отражает знания человека о себе.

  • Эмоциональный компонент самооценки – это эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений, сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.

В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде.

Самооценка – непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других [9, 176].

Для изучения самооценки личности используется множество психологических методик, среди которых выделяют «Методику изучения самооценки Дембо - Рубинштейна», методика Липкиной Т.А. «Три оценки», «Шкала самоуважения» Розенберга, опросник « Самоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантелеева.

1.5. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Что же такое конфликт?

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликтнаяситуация - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта [4, 53].

Типичными и наиболее значимыми по содержанию причинами меж­личностных конфликтов в юношеском возрасте являются:

  • ограничительный воспитательный стиль взрослого по отношению к подрастающей личности;

  • столкновения по вопросам эротики и секса;

  • школьная неуспеваемость;

  • помощь в хозяйственных делах, аккуратность;

  • ситуации, касающиеся области автономии и авторитета, в частно­сти, связанные со стеснением свободы молодых людей школьны­ми правилами и регламентами.

Конфликты с ровесниками в юности чаще всего связаны с соперничеством и борьбой за лидерство. Так, конф­ликты на почве соперничества происходят как между юношами, так и между девушками. В ранней юности они возникают и у тех, и у других преимущественно с лицами своего пола. Юноши соперничают за лидер­ство в группе, за успехи в физической и интеллектуальной сферах, за дружбу и привязанность. У девушек даже в ранней юности соперниче­ство крайне редко связано с успехами в труде или спорте. Из-за более раннего по сравнению с юношами полового созревания на первый план выступают отношения с представителями другого пола. Конфликты воз­никают преимущественно из-за соперничества за благосклонность и привязанность более старших по возрасту юношей.

Конфликты между партнерами начинаются на более поздних этапах юности. Именно на "стадии тренировки" в партнерских отношениях происходят многочисленные столкновения между юношами и девушка­ми, связанными узами дружбы. Они касаются вопросов образования се­мьи, добрачных половых отношений, верности партнеру, перспектив об­щего будущего, представлений о нормах и споров с родителями [8, 287].

Среди студентов характерны типы конфликтов « студент-студент» и «студент – преподаватель».

Причины конфликтов типа « студент-студент»:

  • открытая вражда, неприязнь одних студентов по отношению к тем, у кого лучше успеваемость;

  • однокурсники «садятся на шею», считая, что им обязаны помогать в учебе;

  • студенты не умеют согласованно работать на занятиях;

  • демонстрация своего материального положения.

  • различия в ценностных ориентациях;

  • разлад человека с самим собой

Причины конфликтов типа « студент – преподаватель»:

  • различия в ценностных ориентациях;

  • бестактность в общении;

  • различия во взаимных ожиданиях;

  • уровень профессионализма преподавателя и успеваемость студентов.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей.

В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Существует пять основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:

Соперничество

Соперничество — неэффективный, однако часто применяемая стратегия поведения в конфликтных ситуациях, это выражается в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других.

Область применения:

  • Когда требуется немедленное жизненно важное решение, например в чрезвычайной ситуации.

  • При решении важных вопросов, когда требуется проведение непопулярных мер или действий.

  • По жизненным вопросам, когда вы уверены в собственной правоте.

Человек, использующий соперничество, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Рационалист может сказать: “Меня не беспокоит то, что думают другие. Я собираюсь доказать им, что у меня есть свое решение проблемы”.

Человек старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересов других, вынуждая их принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели используются свои волевые качества; и если воля достаточно сильна, то это удается.

Это может быть эффективной стратегией в том случае, когда человек обладает определенной властью.

Избегание

Второй из пяти основных подходов к конфликтной ситуации реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения проблемы или просто избегает разрешений конфликта.

Область применения:

  • Когда проблема незначительна или когда более важные проблемы требуют решения;

  • Когда просто нет шансов удовлетворить ваши интересы, например, недостаточно сил или расстроены чем-то;

  • Когда «цена» участия в конфликте может перевысить пользу от его разрешения;

  • Когда необходимо дать людям «остыть»— чтобы снизить напряжение до приемлемого уровня, собраться с мыслями и восстановить самообладание;

  • Когда польза от сбора новой информации перевесит преимущества немедленного решения проблемы;

  • Когда другие могут решить эту проблему более эффективно;

  • Когда проблема указывает или является проявлением другой, более общей проблемы.

Несмотря на то, что некоторые могут посчитать избегание «бегством» от проблем и от ответственности, а не эффективным подходом к разрешению конфликтов, в действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Вполне вероятно, что, если человек постарается игнорировать ее, не выражать к ней свое отношение, уйти от решения, сменить тему или перенести внимание на что-нибудь другое, то конфликт разрешится сам собой.

Приспособление

Приспособление — пренебрежение собственными интересами ради других.

Область применения:

  • Когда понимаете, что неправы;

  • Когда проблема гораздо важнее для другого человека, чем для вас;

  • Когда вы хотите получить кредит доверия, который поможет вам в дальнейшем при решении важных для вас вопросов;

  • Когда вы проигрываете, и продолжение соперничества только навредит вам;

  • Когда особенно важно сохранить гармонию и не допустить раскола в отношениях

Поскольку, используя этот подход, люди откладывают свои интересы в сторону, то лучше поступать, таким образом, тогда, когда вклад в данном случае не слишком велик. Это позволяет нам чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого человека.

Приспособление может немного напоминать уклонение от конфликта, поскольку человек может использовать его для получения отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в том, что человек участвует в ситуации и соглашается делать то, чего хочет другой.

Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, можно смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию.

Сотрудничество

Сотрудничество — альтернативное решение конфликта, которое полностью удовлетворяет интересы конфликтующих сторон.

Область применения:

  • Когда вам необходимо найти объединяющее решение, и интересы обеих сторон слишком важны;

  • Когда ваша цель - получение знаний, и вы желаете проверить свои догадки и понять взгляды других;

  • Когда вы хотите найти общий подход к решению, с людьми с разными взглядами на проблему;

  • Когда вам нужно разобраться с враждебностью, препятствующей отношениям.

Сотрудничество побуждает каждого человека к открытому обсуждению его нужд и желаний.

Иными словами, для успешного использования сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд, для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон.

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны должны выделить на это некоторое время, и они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты и решения проблемы. Отсутствие одного их этих элементов делает такой подход неэффективным. Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях.

Компромисс

Компромисс — соглашение между конфликтующими сторонами, которое достигается путем взаимных уступок.

Область применения:

  • Когда ваши цели умеренно важны;

  • Когда два оппонента с одинаковыми возможностями сильно привержены взаимоисключающим целям;

  • Когда требуется временно уладить сложный вопрос;

  • Как запасной вариант, когда не сработали ни сотрудничество ни соперничество.

Люди, придерживающиеся данного стиля, не ищут скрытые нужды и интересы как в случае применения стиля сотрудничества. Они рассматривают только то, что говорят друг другу о своих желаниях.

Стиль сотрудничества отличается тем, что, используя его, стараются найти скрытые интересы и выработать решение, исходя из них.

Применяя стиль компромисса, человек рассматривает конфликтную ситуацию, как нечто данное и ищет способ повлиять на нее или изменить ее, уступая или обмениваясь уступками.

В результате удачного компромисса человек может выразить свое согласие следующим образом: “Я могу смириться с этим”. Ударение делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: “Мы не можем оба выполнить полностью свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы смириться”.

Компромисс позволяет сохранить взаимоотношения и получить хоть что-то, чем все потерять.

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению.

Каждая из рассмотренных стратегий поведения эффективна только в определенных условиях, и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Любой человек должен уметь эффективно использовать каждую из пяти рассмотренных нами стратегий, сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также индивидуально-психологическими особенностями конкретного партнера по взаимодействию. Предпочитать одну стратегию другим — естественно, но жесткое предпочтение может ограничить возможности человека. Таким образом, важно определить для себя приоритеты, а также возможные альтернативные варианты. Это позволит быть более свободным в выборе при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями [10, 123].

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи «Я-концепции» и выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации в юности.

2.1. Организация и проведение эмпирического исследования

Эмпирическое исследование проводилось в учреждении высшего профессионального образования в Югорском государственном университете.

В исследовании принимали участие 22 студента 4 курса гуманитарного института.

Для подтверждения гипотезы о том, что студенты с высоким уровнем самоуважения и глобального самоотношения выбирают сотрудничество как стратегию поведения в конфликтной ситуации. Студенты с низким уровнем самоуважения и глобального самоотношения выбирают приспособление как стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методики:

  1. Доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации изучался с помощью методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса. В опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти возможных вариантов поведения двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.

  2. «Я-Концепция» изучалась через самооценку индивида:

    1. Субъективный компонент изучался с помощью « Шкалы самоуважения» М. Розенберга.

Цель данной методики – определение уровня самоуважения.

Методика состоит из 10 утверждений и предполагает 4 градации ответов: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен». Для определения уровня самоуважения необходимо провести количественную обработку и качественный анализ.

  1.  
    1. Эмоциональный компонент изучался с помощью опросника «Самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантелеева.

Опросник представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета. Опросник содержит 57 пунктов. Рекомендуемый возраст для использования – после 20 лет. Опросник позволяет выявить три уровня отличающихся по степени обобщенности, нас интересовал уровень глобального самоотношения, так он дает наиболее содержательное представление о самоотношеннии.

2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация

В результате обработки диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса получены следующие данные, которые приведены в гистограмме:

Рис.1. Стратегии поведения в конфликтной ситуации (%)

Результаты диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса показали, что в качестве основных стратегий преобладают «соперничество» (31.8%), «сотрудничество» (27,3%) и «избегание» (22,7%).

Человек, использующий соперничество, как стратегию поведения в конфликтной ситуации, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем.

Следуя стратегии « сотрудничество», человек активно участвует в разрешении конфликта, и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком.

« Избегание», предполагает что человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения проблемы или просто избегает разрешений конфликта.

Компромисс и приспособление, как стратегии поведения в конфликтной ситуации, выбрали 9,1% испытуемых.

В результате обработки методики «Шкала самоуважения» М.Розенберга были получены следующие данные, которые представлены в виде гистограммы:

Рис.2. Уровень самоуважения (%)

- Наибольшее число испытуемых (68,2%) обладают средним уровнем самоуважения, который определяется непоследовательностью положительного отношения к себе, иногда нереалистичностью взгляда на мир и на себя, склонностью к занижению своих достоинств, иногда неудовлетворенностью собой, своими качествами и поведением.

- Низкий уровень самоуважения характерен для 22,7% испытуемых, который характеризуется неудовлетворенностью собой, поиском у себя отрицательных качеств, ранимостью, чувствительностью ко всему, низкой социальной активностью. Люди с низким уровнем самоуважения склонны чувствовать себя неудачниками, ощущают свою бесполезность.

- Наименьшее количество испытуемых « показали» высокий уровень самоуважения (9,1%), который характерен для человека, который верит в свои силы, реально смотрит на мир, активно познает себя и принимает себя таким, какой есть. Люди с высоким уровнем самоуважения считают, что они достойные люди с большим набором положительных качеств, удовлетворены собой и очень хорошо к себе относятся.

В результате обработки опросника «Самоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантелеева были получены следующие данные, которые представлены в виде гистограммы:

Рис.3. Глобальное самоотношение (%)

- Наибольшее число студентов обладает низким уровнем глобального самоотношения (68,2%), который указывает на общую антипатию человека к самому себе, негативный баланс оценок своих свойств и качеств.

- Высоким уровнем глобального самоотношения обладает 31,8% студентов, который показывает, что человек в целом позитивно относится к себе, принимает самого себя относительно независимо от мнения окружающих, положительно оценивает свойства и качества своей личности.

На втором этапе исследования мы определили, существует ли взаимосвязь между «Я – концепцией» и выбором стратегий поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте.

Сначала мы определили, существует ли взаимосвязь между уровнем самоуважения и выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации. Полученные данные представлены в виде гистограммы:

Рис.4. Взаимосвязь между уровнем самоуважения и выбором стратегий поведения в конфликтной ситуации (%)

Проанализировав гистограмму можно предположить:

- Студенты с высоким уровнем самоуважение чаще всего выбирают такие стратегии поведения в конфликтной ситуации, как «сотрудничество» и «избегание».

- Испытуемые со средним уровнем самоуважения, чаще всего выбирают «соперничество», как стратегию поведения в конфликтной ситуации. Примерно равный выбор получили «избегание» и «сотрудничество».

- Студенты с низким уровнем самоуважения, отдают предпочтение «сотрудничеству», а «соперничество», «приспособление», «компромисс» представлены в равной степени.

Рис.4. Взаимосвязь между уровнем глобального самоотношения и выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации (%)

Проанализировав полученные данные, в ходе исследования взаимосвязи между уровнем глобального самоотношения и выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации можно предположить:

- Студенты с высоким уровнем глобального самоотношения, то есть в целом позитивно относящиеся к себе, которые положительно оценивают свойства и качества своей личности, чаще всего выбирают такие стратегии поведения в конфликтной ситуации, как «соперничество», «сотрудничество», «избегание».

- Испытуемые, которые обладают низким уровнем глобального самоотношения, то есть негативно оценивающие свои свойства и качества личности, предпочитают избегание, сотрудничество, как стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Для выявления взаимосвязи между «Я-концепцией» и выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации в юности использовался корреляционный анализ.

В результате проведения корреляционного анализа выявлено:

- Существует взаимосвязь между уровнем самоуважения и выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации (0,199091199).

- Существует взаимосвязь между глобальным самоотношением и выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации (0,1194196).

Проанализировав все полученные данные, мы пришли к следующим выводам:

  • У студентов преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации является соперничество, то есть весьма активны и предпочитают идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Они не очень заинтересованы в сотрудничестве с другими людьми, но зато способны на волевые решения.

  • Наибольшее число испытуемых обладают средним уровнем самоуважения, который определяется непоследовательностью положительного отношения к себе, иногда нереалистичного взгляда на мир и на себя, склонность к занижению своих достоинств, иногда неудовлетворенность собой, своими качествами и поведением.

  • Наибольшее число студентов обладает низким уровнем глобального самоотношения, который указывает на общую антипатию человека к самому себе, негативный баланс оценок своих свойств и качеств.

  • Студенты с высоким уровнем самоуважение чаще всего выбирают такие стратегии поведения в конфликтной ситуации, как сотрудничество и избегание.

  • Испытуемые со средним уровнем самоуважения, чаще всего выбирают избегание и соперничество, как стратегии поведения в конфликтной ситуации.

  • Студенты с низким уровнем самоуважения, отдают предпочтение таким стратегиям поведения в конфликтной ситуации, как сотрудничество, соперничество, приспособление, компромисс.

  • Студенты с высоким уровнем глобального самоотношения, то есть в целом позитивно относящиеся к себе, которые положительно оценивают свойства и качества своей личности, чаще всего выбирают такие стратегии поведения в конфликтной ситуации, как соперничество, сотрудничество.

  • Испытуемые, которые обладают низким уровнем глобального самоотношения, то есть негативно оценивающие свои свойства и качества личности, предпочитают соперничество, избегание, сотрудничество, как стратегии поведения в конфликтной ситуации

Таким образом, наши исследования показали, что существует взаимосвязь между «Я-концепцией» и выбором стратегий поведения в конфликтной ситуации в юности: что студенты с высоким уровнем самоуважения и глобального самоотношения выбирают сотрудничество как стратегию поведения в конфликтной ситуации. Студенты с низким уровнем самоуважения и глобального самоотношения выбирают приспособление как стратегию поведения в конфликтной ситуации.

.

Методические приемы по формированию «Я-концепции»:

  • Приём, стимулирующий «положительную обратную связь».

Принцип техники - создаётся ситуация, которая побуждает окружающих высказать мнение, характеризующееся положительной оценкой.

Например, родным или друзьям задаётся вопрос: "За что Вы меня цените (любите, уважаете)?"

  • Приём, фокусированный на положительных личностных качествах.

Принцип техники - составляется список достоинств, привлекательных черт характера, способностей и достижений.

Рекомендуется их регулярно перечитывать, особенно часто тогда, когда появляется пессимистический настрой, возникает чувство недовольства собой.

  • Приём улучшения самоимиджа.

Принцип применения. Осуществляется корректировка имиджа, направленная на повышение чувства собственного достоинства. Прежде всего, это достигается путем улучшения осанки, походки, придающих внешнему облику черты уверенного человека. Весьма важное значение имеет правильный подбор одежды, обуви и прически.

  • Мнемо-оценочный приём.

Принцип применения. Вспоминаются события, дающие основания для проявления чувства гордости за свои достижения, успехи детей и родных.

Заключение

Исследование взаимосвязи «Я-концепции» и выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте показало, что данная тема является недостаточно разработанной возрастной, педагогической психологии и конфликтологии.

Я-концепция является результатом личностного развития человека. Это система самовосприятия, понимания, определения себя субъектом, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой. Это относительно устойчивая система выражения множественных Я, система установок, направленных на самого себя, включает на разных уровнях своего проявления такие механизмы, как когнитивный, эмоциональный, волевой, поведенческий.

Проблеме Я-концепции было уделено немало работ зарубежных и отечественных ученых, таких как: К. А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.С Арсентьева, Р.Бернса, А.А. Бодалева, А.В. Иващенко, И.С. Кона, К.Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, С.А. Рубинштейна, А.Н Славской, Э. Эльконина и др.

При межличностном взаимодействии люди не всегда поступают адекватно сложившейся ситуации, мотивация их поведения зависит от того, как они видят себя сами, то есть от их «Я - концепции».

Проведенное исследование показало, что существует взаимосвязь между «Я-концепцией» и выбором стратегий поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте: что студенты с высоким уровнем самоуважения и глобального самоотношения выбирают сотрудничество как стратегию поведения в конфликтной ситуации. Студенты с низким уровнем самоуважения и глобального самоотношения выбирают приспособление как стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Список использованной литературы
  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. – 5-е изд. – М.: Академический проспект: Альма Матер, 2005. – 702 с.

  2. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст]/ Р. Бернс – М.: Академический проспект : Прогресс, 1986.-181 с.

  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст]/ сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 368 с.

  4. Волкова, Н.Д. Конфликтология [Текст]/ Н.Д. Волкова. - М.: Академический проспект , 2007- 400 с.

  5. Ганзен, В.А., Балин, В.Д. Теория и методология психологического исследовани[Текст]: учеб. пособие./ В.А. Ганзен, В.Д.Балин. – СПб.: РИО СПб ГУ, 2001. – 285 с.

  6. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов/ И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

  7. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]/ Ф. Райс. – Спб.: Питер, 2000. – 144 с.

  8. Ратников, В.П. Конфликтология[Текст]/ В.П. Ратников. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2009. – 511 с.

  9. Столин В.В. Самосознание личности. [Текст]/ В.В. Столин. – М.: МГУ, 1983. – 350с.

  10. Шевчук, Д.А. Конфликты: как ими управлять? [Текст]/ Д.А. Шевчук. – ГроссМедиа, 2009. – 230с.

  11. Новоприходько, А. К. К проблеме самоотношения образа «Я» и самосознания [Текст]/ А.К. Новоприходько // Вопр. психологии. -2000-№1.- с. 7-13.

  12. Новоприходько, А. К. К проблеме самоотношения образа «Я» и самосознания [Текст]/ А.К. Новоприходько // Вопр. психологии. -2000-№2.- с. 12-15.

Просмотров работы: 9224