ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ.

Громова М.В. 1, Рукавишникова М.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Эта статистика характерна и для России (15 млн. инвалидов). Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. Причинами такой ужасающей статистики являются кризисные социально-экономические условия, снижение материального уровня жизни населения, военные конфликты, криминогенная обстановка, наркомания, алкоголизм, экологические катастрофы, наследственные заболевания, травмы и увечья разного происхождения (производственные, бытовые, транспортные) и др. До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в последнее время в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов [2].

В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.

Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное - создание условий для этих занятий.

В России же в настоящее время функционирует большое количество общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, которые играют важную роль в развитии большого спорта и вносят существенных вклад в организацию массового физкультурно-спортивного движения.

Однако спортивных организаций, которые осуществляют непосредственную работу с людьми с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему не достаточно. Несмотря на то, что в настоящее время прикладываются значительные усилия для развития адаптивной физической культуры как универсального средства физической, психической и социальной адаптации инвалидов, лишь незначительная часть лиц с ограниченными возможностями здоровья вовлечена в систему физкультурно-оздоровительной и спортивной работы [1] .

Спорт для детей с ограниченными возможностями особенно важен. Во-первых, это дополнительное общение, что очень важно для эмоционального и социального развития ребенка. Командные виды спорта особенно хорошо поднимают настроение и дух малышей, заставляют их забывать о своих проблемах и чувствовать себя обычными детьми, каковыми они, собственно, и являются.

Дети-инвалиды, которые занимаются спортом, чувствуют себя более счастливыми, менее подвержены депрессиям. Физическая активность способствует выработке гормонов счастья, ускоряет циркуляцию крови, способствует улучшению самочувствия. Участие в командных и индивидуальных видах спорта дает возможность детям поверить в себя, в свои силы и возможности, проявлять лидерские качества, а кое-кто даже найдет свое призвание именно в спорте и захочет выйти на профессиональный уровень.

Главной проблемой посещения спортивных секций для детей-инвалидов является непригодность стандартных тренировок для их потребностей. К сожалению, в большинстве случаев дети с ограниченными возможностями никак не могут заниматься по программам для здоровых детей. К тому же, им зачастую просто не подходят предлагаемые нагрузки и даже спортивные снаряды.

В то время как в развитых странах государство создает специальные планы и программы для привлечения детей с ограниченными возможностями к занятиям спортом, то в нашей области родители детей-инвалидов сталкиваются сразу с целым комплексом проблем:

- отсутствие специалистов и спортивной инфраструктуры;

- отсутствие интереса к развитию спорта для инвалидов у государства, коммерческих и общественных организаций;

- отсутствие законодательной базы и финансирования со стороны государства данного направления;

- отсутствие инструкторов, организаторов и тренеров, имеющих профильную подготовку и готовых работать с детьми со специальными потребностями;

- катастрофическая нехватка спортивных сооружений, снарядов, инвентаря, оборудования, адаптированных для людей, а особенно - детей с ограниченными возможностями;

- низкая мотивация у самих инвалидов и недостаточная информированность родителей детей-инвалидов о возможностях в спорте для их детей;

- увлеченность большинства тренеров организаций работы «на результат», что совершенно не подходит для занятий с детьми-инвалидами, для которых важна оздоровительная функция спортивных занятий.

Все эти проблемы послужили причиной для создания в г. Шуя на базе университета спортивно-оздоровительного клуба для инвалидов «Пингвин» [3]. Клуб, его руководители и тренеры в 2012 году стали членами сразу двух ведущих общественных организаций страны – Паралимпийского комитета России и Союза инвалидов России. Руководитель клуба, доцент ШГПУ, помимо членства в этих организациях, был ещё избран председателем Регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата» в Ивановской области. Эти шаги представители клуба сделали, находясь не в столице, и даже не в областном центре, а в городе районного масштаба. Более того, о работе клуба в уходящем году узнала вся страна. Данные факты свидетельствуют о большой, плодотворной работе, которая, по сути, сделала Шую и Шуйский государственный педагогический университет центром адаптивного спорта в регионе. В дальнейшем планируется улучшить систему адаптивного спорта в Ивановской и других областях, создать все необходимые условия для его развития и процветания.

Используемые источники

1. Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. – М.: Физическая культура, 2008. – 245 с.

2. http://www.mk18.ru/ Энциклопедия спорта

3. Махов А.С., Степанова О.Н. Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России. Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (58) – 2009 год.

Просмотров работы: 2537