РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИИ

Павлова О.И. 1
1Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основными направлениями проводимой политики в сфере образования нашей страны в последние годы являлись: введение единого государственного экзамена, развитие многоуровнего высшего образования в соответствии с Болонской системой, сокращение учительского и преподавательского состава, введение элементов платного образования в средних школах, сокращение числа вузов. С 1 января 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в РФ" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ), заменяя законы "Об образовании" 1992 года и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1996 года.

Следует отметить, что на этапе принятия в Думе обсуждали два законопроекта – «О народном образовании», подготовленный коммунистической партией, и документ, разработанный Минобрнауки. Первый отличался более широкими гарантиями государства по доступности и бесплатности образования, по поддержке педагогов, но большинство поправок, прописывающих социальные обязательства государства, были отклонены.

Работа над документом длилась больше трех лет. За это время проект закона активно обсуждался как экспертами, так и общественностью непосредственно в интернет - сети. После общественных слушаний многие предложенные поправки были включены в текст новой версии, но известно, что впоследствии текст проекта также дорабатывался.

Положения вызывали бурные дискуссии, и поэтому слова министра образования Дмитрия Ливанова относительно того, что принятый закон сделает образование более доступным, породили новый поток обсуждений.

Критику вызвали многие положения закона об образовании. Например, возросло недовольство отменой ограничения в 20 процентов на оплату услуг в детском саду, вследствие чего теперь сады смогут устанавливать100 процентную оплату по содержанию детей.

Для дошкольников вводятся обязательные стандарты, и эксперты опасаются, что каждый стандарт предполагает оценку результатов, что приведет к появлению своего рода ЕГЭ для детсадовцев.

Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в законе оно отделено от "присмотра и ухода" за детьми, что значительно расширяет возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг. Это является положительным моментом преобразований.

Школьная форма, в соответствии с законом, будет вводиться по усмотрению администрации образовательных учреждений, а сельские школы не смогут закрывать без учета мнения жителей. Новый закон гарантирует учителям зарплату не ниже средней по региону, закрепляет ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации школьников, а также позволяет сельским педагогам иметь льготы на оплату услуг ЖКХ. Также введено еще одно новое положение - теперь учителя могут официально заниматься репетиторством, но при условии, что не со своими учениками

Вместе с тем, с одной стороны, ученикам школ закон гарантирует бесплатность образования в рамках новых стандартов (объем учебных часов будет даже больше, чем сейчас). Но с другой стороны, за занятиях, проводимых сверх прописанных в стандартах, школа имеет право брать плату. Также введено еще одно новое положение - теперь учителя могут официально заниматься репетиторством, но при условии, что не со своими учениками.

Что касается среднего профессионального образования, то теперь в колледж можно поступать без экзаменов. Бурные споры развернулись вокруг отмены уровня начального профобразования. Сейчас оно включено в среднее профпрофобразование, которое предлагает два вида программ – подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Окончательно закрепляется введение единого государственного экзамена, также продляется его срок действия - до 3 лет.

В сфере высшего профессионального образования Рособрнадзор начнет комплексную проверку всех российских вузов на соответствие аккредитационным и лицензионным требованиям. Новый закон обязывает частные вузы участвовать в мониторинге качества образования наравне с государственными (сейчас это происходит добровольно). Все вузы, признанные неэффективными, будут закрыты до 1 сентября 2013 года.

Итак, принципиально новые положения в сфере образования в РФ можно свести к следующим:

  1. В школах будет введено преимущественное право записи в начальный класс тех, кто проживает на закрепленной территории; индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов будет проводиться только в средних и старших классах; закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода.

  2. На уровне среднего профессионального образования: закрытие профтехучилищ, которые предлагают программы начального профобразования; право учебных заведений на интегрированные программы и отбор учащихся.

  3. В вузах: результаты ЕГЭ будут действительны 5 лет; сокращение льготных мест; установление квоты для поступления инвалидов в пределах 10 процентов, все другие категории пойдут учиться бесплатно на подготовительные отделения вузов (бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз); все вузы, включая частные, будут обязаны участвовать в мониторинге Минобрнауки.

Одной из главных положительных новаций закона, по словам министра образования Дмитрия Ливанова, является то, что в документе впервые на законодательном уровне закреплен особый статус педагогических работников.

Расширен спектр форм обучения, за счет чего повышается доступность образования в целом. Россияне теперь смогут получать образование на бесплатной основе не только в пределах одного образовательного учреждения на очном отделении. Для этого вводится возможность использования модульных и дистанционных технологий, электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций. Это относится и к негосударственным учреждениям.

Кроме того, в положениях закона нашли отражение интересы работодателей и будущих работников - выпускников учебных заведений. Министр образования подчеркнул, что каждый должен быть уверен, что после обучения его ждет хорошая работа с достойной зарплатой.

Наряду с определенными достоинствами в принятом законе имеются и отрицательные стороны, которые активно обсуждаются гражданами. Рассмотрим некоторые из них.

К примеру, существует мнение, что в связи с вышеупомянутым снятием 20% оплаты от реальной цены со следующего учебного года плата за детский сад может резко увеличиться – максимум в 5 раз. Отдать детей в садик многим станет просто не по карману.

По данным общероссийского движения «Российским детям – доступное дошкольное образование», сегодня общая стоимость присмотра и ухода за ребёнком в детских садах составляет: в Мурманске – 16 000 руб., в Подмосковье – 9000-12 500 руб., в Твери – более 8000 руб. в месяц на одного ребёнка.

Таким образом, резонно предположить, что проблему с очередями в детские сады власти решают без одобрения со стороны общества, путем введения 100%-ной оплаты образовательных услуг.

Еще одна поправка закона об образовании вызывает недовольство многих граждан: гимназии и лицеи перестанут существовать. Вместо них закон предлагает «нетиповые учебные заведения». Поправку приняли, несмотря на опасения членов Общественного совета при Минобрнауки, что гимназий и лицеев довольно много, а нетиповых учебных заведений будет гораздо меньше. Значительная часть молодежи потеряет возможность учиться по программам повышенной сложности.

Реформа относительно среднего профессионального образования также имеет дуалистическую окраску. ПТУ больше не будет, профессиональное образование будет начинаться с колледжей и техникумов. С одной стороны, это хорошо – качество образования повысится, с другой – многие дети, которые идут в ПТУ, просто не способны усвоить программу среднего профессионального образования. Значит, качественных знаний они не смогут получить. Это приведёт к снижению числа квалифицированных рабочих кадров.

Рассматривая проблемы, выявленные с проведением реформы образования в России, хочется привести мнение яркого противника проводимой политики в представленной сфере - Андрея Фурсова, российского историка, социолога, публициста, организатора науки.

“Сфера образования в последние годы стала полем самого настоящего сражения между сторонниками его реформирования и их противниками. Противники – профессионалы, родители, общественность; сторонники – главным образом чиновники и обслуживающие их интересы «исследовательские структуры» – продавливают «реформу», несмотря на широкие протесты. Пишу слово «реформа» в кавычках, поскольку реформа – это нечто созидательное. То, что делают с образованием в РФ – это разрушение, сознательное или по глупости, некомпетентности и непрофессионализму, но разрушение. Отсюда – кавычки.” [1]

По его мнению, реформа образования привела к негативным последствиям, таким, как: значительное падение уровня образования, рост коррупции и социальной напряженности, увеличение бюрократизации образовательной сферы, и как следствие всего этого - проявление роста некомпетентности и непрофессионализма.

Так или иначе, несмотря на положения недавно принятого закона, кажущимися обнадеживающими, можно сделать вывод, что в проведенном анализе последствия реформирования структуры российского образования пока носят, в основном, негативный характер. Связано ли это с адаптацией системы образования к новой политике в этой сфере или же с ошибочно принятым курсом изменений – эта тема всегда останется актуальной. В свою очередь, общество должно быть ориентировано на то, что она всегда будет порождать дискуссии и споры, вследствие которых будут учтены старые ошибки и внесены новые поправки.

Список литературы:

  1. Вячеслав Есиков, 20 января 2012.”Реформа” образования и ее подоплека. URL: http://ru-an.info/news_content.php?id=1325

  2. http://expert.ru/2012/06/29/ugol-zreniya/

  3. http://www.kp.ru/daily/26009/2934304/

  4. http://academ.info/news/22861

  5. http://netreforme.org/news/novyiy-zakon-ob-obrazovanii-shag-vperyod-ili-nazad/

  6. http://www.emf.sar.ru/ref.html

  7. http://netreforme.org/obrazakon/federalnyiy-zakon-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii/

  8. http://lenta.ru/news/2012/12/30/edu/

  9. http://ria.ru/society/20121221/915758334.html

  10. http://lenta.ru/news/2012/12/21/third/

Просмотров работы: 5902