МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

Мельникова Ю.Д. 1
1Национальный исследовательский Томский Политехнический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время математические методы смыкаются с методами кибернетики и информатики, что позволяет получать более точные выводы и рекомендации, внедрять новые средства и методы лечения и диагностики. Статистические методы обработки широко используются медицинскими работниками. В частности, применение методов математической статистики облегчается тем, что стандартные пакеты прикладных программ обеспечивают выполнение основных операций по статистической обработке данных.

Бронхиальная астма - заболевание, при котором сужены дыхательные пути, поскольку повышенная чувствительность к некоторым факторам вызывает их воспаление.

Бронхиальная астма стала проблемой, распространенной по всему миру.Около 7-10 % населенения развитых стран имеют такой диагноз, как астма. Каждые 3 минуты 11 пациентов в мире умирают от астмы.

Одной из наиболее важных статистических задач является задача сравнения результатов обследования какого-либо признака в разных условиях измерения (например, до и после определенного воздействия) или обследования контрольной и экспериментальной групп. Также нередко возникает необходимость оценить характер изменения того или иного психологического показателя в одной или нескольких группах в разные периоды времени или выявить динамику изменения этого показателя под влиянием экспериментальных воздействий.

Для решения подобных задач используется большой выбор статистических способов, называемых в наиболее общем виде критериями различий. Эти критерии позволяют оценить степень статистической достоверности различий между разнообразными показателями.

Целью данной работы является определить, различаются ли психологические и физические показатели больных бронхиальной астмой до и после воздействия аудиовизуальной стимуляции. То есть, перед нами стоит задача оценки достоверности статистических различий при помощи одного из статистических критериев.

Закономерность выявлялась среди 83 людей, которые прошли тесты и сдали анализы, все результаты и данные были собраны в один файл(рис.1). Это данные психологического и физического состояния человека. Больные разделены на группы, в зависимости от диагноза. Существуют 4 типа диагнозов:

  • BANP – Бронхиальная астма непсихогенная

  • BASP –Бронхиальная астма сомато - психогенная

  • BAPI – Бронхиальная астма психогенно- индуцированная

  • PD –психогенная одышка

Рис.1 Фрагмент базы экспериментальных данных

Прежде всего было необходимо выбрать один из статистических критериев. Нам необходимо сравнить две переменные, относящиеся к одной и той же выборке : медицинские показатели одних и тех же пациентов до и после лечения при помощи АВС. В таком случае можно воспользоваться Вилкоксона. Критерий Вилкоксона – это непараметрический критерий, используемый для двух зависимых выборок или повторных измерениях одной и той же выборки. Данный критерий позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Критерий Вилкоксона рассчитывается следующим образом:

1. Ранжируют попарные разности как положительные, так и отрицательные в один общий ряд. При этом нулевые разности в расчет не принимают, а все остальные независимо от знака ранжируют так, что наименьшая абсолютная разность получила первый ранг, причем одинаковым по величине разностям присваивают один и тот же ранг.

2. Находят отдельно суммы рангов положительных и отрицательных разностей. Меньшую из двух сумм разностей, без учета ее знака, используют в качестве фактически установленной величины T-критерия.

3. Сравнивают эту величину Tэмп с критическим значением Ткр для принятого уровня значимости α и числа парных наблюдений n, которое берут без нулевых разностей. Нулевая гипотеза отвергается, если Tэмп

Просмотров работы: 1497