РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ковалева М.А. 1, Егерь Д.В. 2
1ЮТИ НИ ТПУ
2ЮТИ ТПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 года объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Актуальность изучения применения физической культуры и в процессе подготовки студентов технических специальностей к конкретным видам труда обусловливает появление целого ряда научно и методически обоснованных работ, посвященных разным аспектам этого вопроса.

Цель работы – проанализировать роль физической культуры в ходе подготовки студентов технических специальностей.

Задачи исследования:

1. оценить уровень физической культуры студентов;

2. проанализировать особенности физической подготовки и культуры технического вуза.

Физическая культура является основой социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении[1].

Широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, возрастание разнообразного информационного потока, производственные и учебные практики, социально-экономические условия студенческой жизни, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного по объему материала ложатся тяжелым грузом на студентов. Исследования показывают, что до 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь в 22 – 24 часа. Как следствие у многих - нарушение режима сна. У 87% студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1 - 3ч. ночи. Отсюда - крайне недостаточная продолжительность ночного сна. Сон в норме от 7 до 8 часов отмечается лишь у 15% студентов. Кроме того, наблюдается полное пренебрежение к режиму питания: без завтрака уходят на занятия до 21%, около 47% принимают горячую пищу только два раза в день [2].

Данные перегрузки и отношение к своему организму рано или поздно дают о себе знать: понижается работоспособность, к концу семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной проработки всего учебного материала к зачётно - экзаменационной сессии.

Кроме того, полноценное использование профессиональных знаний и умений, при работе и прохождении практик на технических специальностях, возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности, которые могут быть приобретены при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом.

Таким образом, физическая культура выступает как условие и предпосылка эффективной учебной и предстоящей профессиональной деятельности, приобретая не только личное, но и социально-экономическое значение.

Исследования показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифицированный труд требует, кроме того, определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в вузе имеет свои специфические особенности: конкретная направленность его как предметного учебного плана определяется не только общими социальными задачами и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента.

Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки, т.е. использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды.

Прикладной смысл физической подготовки больше будет определяться не тем, что она обеспечивает приспособление работника к какой-либо одной заданной профессиональной форме деятельности, а тем, насколько качественно она будет создавать необходимые предпосылки для освоения быстро меняющихся способов профессиональной деятельности, гарантировать повышение общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма, стимулировать разностороннее развитие двигательных способностей, особенно координационных и непосредственно связанных с ними, формировать достаточно богатый фонд двигательных умений и навыков, способствующих быстрому построению новых и преобразованию усвоенных ранее форм рабочих движений [3].

Специализированный характер профессионально-прикладной физической подготовки в целом приобретет иное качество. Отмеченные тенденции изменения характера труда и его условий заметны уже в настоящее время, на современном этапе научно-технической революции, хотя в различных сферах общественного производства и в различных профессиях они выражены, естественно, неодинаково. Пока в целом ряде отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства сохраняется физический труд, частично механизированный.

Кроме того необходимо пополнять и усовершенствовать фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению конкретной профессиональной деятельности и повышению степени сопротивления организма по отношению к неблагоприятным воздействиям условий среды, в которых протекает трудовая деятельность, содействовать сохранению и упрочению здоровья.

При формировании физической культуры личности студента особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделять изучению теоретического материала, поскольку именно он формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы студенту, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования [1].

Таким образом, роль физической культуры при подготовке студентов технических специальностей к жизни и будущей профессии, не ограничивается решением задач развития и совершенствования различных функций организма, необходимо обратить внимание на повышение психологической подготовленности: формировании специалиста с сильной волей и твёрдым характером.

Литература:

  1. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448

  2. Физическая культура и здоровье: Учебное пособие / А. В. Тимушкин. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 120 с.

  3. Aизическая культура курс лекций Под редакцией профессора В.И. Шалупина [Электронный ресурс]. Электрон. дан. – Режим доступа:http://lib.znate.ru/docs/index-24235.html

Просмотров работы: 4089