ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «КАТАРСИС») - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «КАТАРСИС»)

Субботин А.А. 1
1г. Ханты-мансийск Югорский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития.

Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка – его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям.

Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.

Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Понятие "семейное неблагополучие" охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности ребенка.

Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение детей оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании. Исследования показали, что родители детей с девиантным поведением не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения.

В семьях, где детско - родительские отношения характеризуются равнодушием, лицемерием, дети с трудом овладевают положительным социальным опытом. Ребенок в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм. Анкетирование таких детей показало, что общение с родителями часто ограничивается упреками, чтением морали, отвержением самостоятельного мнения подростков. Склонность к девиантному поведению наблюдается у тех детей, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если дети при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают их большое расхождение. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с детьми, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок.

Там, где родители не справляются со своими обязанностями и дети нуждаются в поддержке - на помощь приходят центры помощи семье и детям. Главная задача этих центров - это помощь семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Актуальность данной работы определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально. В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие.

Ребенок, выросший в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, в семье, в семье с явно выраженной антипатией к ребенку, вырастает социально дезадаптированная личность. Часто такие дети замыкаются в себе, не могут преодолевать препятствия, возникающие на их жизненном пути, и даже становятся агрессивными. Такие дети могут отставать в развитии, у них могут появляться психические отклонения. А это мешает вести полноценный образ жизни. Задача любого «здорового» общества – не только предотвратить последствия такого воспитания, но и исключить причины его появления. Но часто бывает, что семья нуждается в посторонней помощи, для чего по всей стране и создаются центры социальной реабилитации, которые могут оказать профессиональную, квалифицированную помощь нуждающимся семьям. К сожалению, сейчас все больше семей нуждается в помощи данных центров, с каждым годом количество неблагополучных семей по стране возрастает. Но вместе с этим центры совершенствуют свои технологии и способы работы с неблагополучными семьями.

Проблема: Рост количества детей с девиантным поведением из неблагополучных семей.

Цель исследования: изучить особенности работы центра социально-педагогической реабилитации «Катарсис» с детьми из неблагополучных семей.

Объект: Социально-педагогическая деятельность с детьми из неблагополучных семей.

Предмет: Социально-педагогическая деятельность центра социальной реабилитации «Катарсис» с детьми из неблагополучных семей.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом предстояло решить следующие задачи:

1. На основе изучения научной литературы раскрыть сущность понятия социально-педагогическая деятельность.

2. Проанализировать особенности социально-педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей в центрах социальной реабилитации.

  1. Изучить социально-педагогическую деятельность центра социальной реабилитации «Катарсис»

В работе использовались следующие методы исследования:

анализ литературы, документации, наблюдение, беседа, обобщение опыта работы, методы математической статистики.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть интересны и полезны в практической деятельности специалистам, работающим с неблагополучными семьями, специалистам по социальной работе и студентам.

Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей

Анализ литературы по вопросам социально-педагогической практики, позволяет сказать, что профессиональная социально-педагогическая деятельность понимается современными исследователями как общественно необходимая социальная деятельность, разновидность педагогической деятельности ее объектом является, прежде всего, ребенок (подросток, юноша), нуждающийся в процессе своей социализации в помощи и поддержке. Социально-педагогическая деятельность направлена на выявление и устранение причин, порождающих личностные проблемы ребенка, на профилактику различного рода отклонений в его поведении и развитии, на оптимизацию его отношений с социумом, на его самореализацию в соответствии с возможностями. Такая профессиональная деятельность требует компетентного специалиста.

Проблемы социально-педагогической деятельности нашли отражение в работах В.Г. Бочаровой, Ю.В. Васильковой, Н.Ф. Масловой, Ю.Н. Галагузовой, В.А. Никитина и др. Они проделали огромную работу, расширив понятие социально-педагогическая деятельность и социальная работа, внеся много изменений и доработок [1 c. 25].

  1.  
    1. Сущность понятия социально-педагогическая деятельность

Центры помощи семье и детям, такие как «Катарсис» не взялись ниоткуда, все началось с создания в России профессиональной социальной службы.

С начала 90-х гг. XX в. в нашей стране стала складываться социальная работа как профессиональная деятельность. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост и социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, криминогенная обстановка, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака.

Стихийные процессы и процессы, связанные с попытками стабилизировать социально-экономическую ситуацию, выдвинули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделить приоритетные группы населения, которым в первую очередь должна оказываться всесторонняя поддержка. К ним относились дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас) [1 c. 45-51].

В 1991 г. в России появились профессии социального работника, специалиста по социальной работе, социального педагога. Становление их было сопряжено со сложным и противоречивым процессом реформирования России, перехода отечественной экономики на рыночные механизмы хозяйствования.

С принятием Концепции развития социального обслуживания населения в РФ (август 1993 г.), по сути, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу положена забота государства включающая устранение причин препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния и организация индивидуальной помощи людям оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

С началом либеральных преобразований становилось очевидным, что упредительные меры были явно недостаточными. Уже в проведения реформ власть предприняла ряд социальных мер сдерживающего характера для сохранения социальной стабильности. Так, в марте 1992 г. упорядочили плату за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

В апреле 1992 г. был принят Закон РФ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», а в мае - Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в которых определялись дополнительные преимущества и льготы, направленные на защиту материнства и поддержку многодетных семей.

С 1июля вводилась новая система выплаты пособий по безработице, которая включала в себя повышенное и обычное пособия.

Становилось очевидным, что продолжение реформ невозможно без создания разветвленной сети специализированных учреждений по оказанию социальной помощи нуждающимся слоям населения, поддержке пенсионеров, инвалидов, вынужденных переселенцев и др. Были активизированы усилия по формированию целостной системы социальной защиты, соответствующей новым реалиям общественной жизни. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995г.) расширил их льготы, предусмотрел дополнительные меры реабилитации.

В 1995 г. были приняты специальные законы по развитию сферы социального обслуживания. Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» были определены категории граждан, которым предоставлялось бесплатное обслуживание. Был также определен перечень основных учреждений соцобслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных институтов помощи. Основными формами их деятельности являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь и т.д.

Процесс развития благотворительного дела в нашей стране активизировался после принятия в 1995 г. законов: «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях». Стали появляться новые благотворительные организации, фонды. В начале 2000-х гг.их насчитывалось более 25 тыс.

Изменяется не только идеология государственной помощи населению, но и механизм финансирования системы социальной защиты. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда социальной защиты.

В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства РФ был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и др. вопросами.

Особенности социальной работы как профессионального вида деятельности. Становление любой профессиональной деятельности, тем более тех ее видов, которые связаны с общением людей, представляет длительный и неоднозначный процесс. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности является красноречивым свидетельством этого. На основе издаваемых (начиная с 1750г. до н.э. в Вавилоне) кодексов справедливости, гражданских актов, призывающих к любви к ближнему, заботе о бедных и т.д., в разных странах в разное время формировался особый вид деятельности - социальная работа.

Предпосылками для ее становления во всем цивилизованном мире являются попечительство, благотворительность, совместный соборный труд, бескорыстное служение различных общин, братств клерикального и светского характера, а также различные формы социальной помощи и поддержки человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации [1 c. 46-67].

Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности, но следует подчеркнуть, что она является особым видом деятельности. Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, заменить социального работника [1 c.73].

Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине - и не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т.д.) [2 c. 67].

Но если психолог имеет дело с психикой человека, медик - с состоянием его физического и психического здоровья, а юрист - с его правовым поведением, т.е. каждый из них подходит к человеку с какой-то одной стороны - то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон. Ценностная направленность действий психолога или социолога: от профессиональных ценностей - к человеку как к ценности. В действиях социального работника наоборот: от человека как высшей ценности - к ценностям профессиональным.

Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий - на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы и т.д.

В самом общем виде социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в социуме, с другой стороны - процессу очеловечивания этого социума [8 c. 165].

1.2 Основные направления социально-педагогической деятельности центра социальной реабилитации «Катарсис».

История создания «Комплексного центра социального обслуживания населения «Катарсис» начиналась в далеком 1995-м году. Тогда при Управлении образования и науки был открыт психолого-педагогический центр «Катарсис». Цель его создания - оказание помощи детям, имеющим проблемы в обучении. Специалисты проводили с ребятами диагностику, разрабатывали образовательный маршрут школьников.

Двумя годами позже «Катарсис» приобрел новый статус, стал называться медико-психологическим центром. Произошло это когда учреждение вошло в состав городской больницы. Основной целью «Катарсиса» стало предоставление помощи социально и педагогически запущенным детям, имеющим склонность к правонарушениям.

Первым руководителем «Катарсиса» была Оксана Ивановна Гордеева. В 2001 году Центр становится структурным подразделением городского Комитета социальной защиты. Через год к нему был присоединен социальный приют «Гаврош» (организован в 93-м году). Многие из его первых сотрудников не имели специального образования, работали, что называется по наитию, но свое дело выполняли честно и добросовестно: принимали, мыли и подстригали детей, лечили их от педикулеза, делали с ребятами уроки, сопровождали в школу, организовывали праздники.

К 2002 году учреждение вновь меняет название. Оно стало именоваться Центром помощи семье и детям «Катарсис». К тому времени в Центре действовало уже три отделения консультативно-диагностическое (сюда же относилась работа телефона экстренной психологической помощи), психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

Пройдя нелегкий путь развития и формирования, Центр в 2006 году распоряжением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 01.06.05 г № 226-рп получил статус учреждения социального обслуживания Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.

Как и прежде учреждение продолжает свою модернизацию. За период с 2007 по 2009г. открылись следующие отделения: отделение профилактики безнадзорности детей и подростков, отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, организационно-методическое отделение, консультативное отделение.

Всего в центре «Катарсис» 8 отделений, предоставляющих комплекс социальных услуг по двум направлениям: семьям и детям, а также гражданам пожилого возраста и инвалидам. Деятельность учреждения ориентирована на потребности населения и основывается на национальных стандартах социального обслуживания РФ.

Начиная с 2006 года, в соответствии с принятыми национальными стандартами РФ, отделениями предоставляются все 6 видов услуг: социально-бытовые; социально-экономические; социально-психологические; социально-правовые; социально-медицинские; социально-педагогические. Также в Центре работает телефон экстренной психологической помощи и телефон «Помощь».

Учреждение на сегодняшний день активно принимает участие в окружных и городских конкурсах вариативных программ, налаживает межведомственное взаимодействие с различными организациями и учреждениями города, принимает участие в мероприятиях, позволяющих организовать обмен опытом работы с другими учреждениями социального обслуживания. Участвует в семинарах, круглых столах, форумах, посвященных вопросам, входящим в компетенцию специалистов Центра. В данном направлении были организованы поездки на курсы повышения квалификации и обмену опытом.

В июне 2007 года в г. Ханты-Мансийске специалисты учреждения приняли участие в Международном форуме социальных работников Сибири и Дальнего Востока и представили презентацию и доклад на тему: «Социальное обслуживание семей и детей».

В течение 2007 – 2008 г.г. 12 специалистов приняли участие в международном проекте SIDA, что позволило внедрить новые методы работы с семьями «Сеть социальных контактов», «Интенсивная семейная терапия» и «Активная поддержка родителей».

В 2008 году работники центра приняли участие и выиграли грант 3 степени в окружном конкурсе за лучший инновационный проект театральной группы «Лицедеи» в системе социальных служб Ханты-Мансийского автономного округа.

В 2009 году специалисты отделения психолого-педагогической помощи семье и детям участвовали в окружном конкурсе вариативных программ и проектов и выиграли два гранта. Грант 3 степени в секции, ориентированной на социально-психологическое сопровождение условно осужденных несовершеннолетних «Открытие». Данная программа построена на использовании инновационного метода – синемологии. Грант 2 степени в секции программ, направленных на поддержку молодой семьи «Активная поддержка родительства».

Сегодня в «Катарсисе» трудится 79 человек. Пройдя нелегкий путь развития и формирования «Комплексный центр социального обслуживания населения «Катарсис» на сегодняшний день остается одним из наиболее востребованных социальных учреждений города, пользующийся популярностью среди жителей города. Но и сейчас развитие центра не останавливается не на секунду, идет постоянное совершенствование форм и методов работы, впереди еще много задумок и планов.

Основные направления деятельности учреждения:

  1. Оказание социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

  2. Выявление реальных потребностей одиноко проживающих на территории, граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах.

  3. Предоставление социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам.

  4. Выявление семей и несовершеннолетних детей, находящихся в социально-опасном положении.

  5. Участие в индивидуально - профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей.

  6. Оказание социально-бытовых, культурных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставление им медицинской помощи, организации питания и отдыха, привлечение к посильной трудовой деятельности и поддержании активного образа жизни.

  7. Проведение мониторинга и анализа ситуации, нуждаемости в тех или иных услугах на территории.

  8. Изучение и анализ психологических проблем людей на территории обслуживания, в том числе непосредственно обращающихся за помощью и потенциальных клиентов.

  9. Осуществление прогноза потребности в социальных услугах граждан разной категории.

  10. Информирование жителей обслуживаемых территорий о социальных услугах направлениях работы, предоставляемых Центром [16].

Структура центра

Отделение

Категории граждан

Деятельность отделения

Социально - реабилитационное отделение для несовершеннолетних (на 15 койко-мест)

В отделение круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3-18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Предоставление своевременной медицинской, педагогической, психологической, правовой, социальной помощи

Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков

Дети и подростки

Клубы для детей и родителей:

«Семейная академия»,

«Подросток и закон», «Я и моя семья», «Академия здоровья»

Волонтерское движение «Кто, если не Я?»

Отделение психолого – педагогической помощи семье и детям

Семьи и дети

психолого-педагогическая помощь в сферах межличностного, семейного и родительского общения

проводятся психологические тренинговые занятия. “Школа опекунов“, Клуб «Азбука материнства», Клуб «Ты и Я»

Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению

Предоставление социальных услуг на дому

Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов

Граждане пожилого возраста и инвалиды

Клубы по интересам: «Азбука здоровья», «В гармонии с собой», «Сити-ЗОЖ», «Мы за чаем не скучаем», «Клуб добрых встреч», «Мир наших увлечений», «Русская душа», «Зерна православной веры», «Посиделки»

Отделение срочного социального обслуживания

Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Оформление единовременной материальной помощи, государственных социальных услуг, выдача технических средств реабилитации инвалидам старше 18 лет, выдача санаторно-курортных путевок неработающим пенсионерам из числа региональных льготных категорий

Консультативное отделение (участковая социальная служба)

Телефонная служба «Помощь»

Население города

Население города

Оказание своевременной комплексной социальной помощи.

Предоставление населению справочной информации о правах граждан на социальное обслуживание

Организационно-методическое отделение

Население города

Обобщение и внедрение передовых форм и методов социального обслуживания населения, разработка и распространение методических и информационных материалов актуальных тем социального обслуживания. Связи с общественностью

Услуги, предоставляемые центром населению:

В учреждении предоставляется 90 подвидов социальных услуг и 72 дополнительные услуги: услуга «Социальное такси», дополнительные услуги социального обслуживания на дому, услуга парикмахерской «Рябинушка», услуги массажного кресла.

- Социально-бытовые услуги.

- Социально-медицинские услуги.

- Социально-психологические услуги.

- Социально-педагогические услуги.

- Социально-экономические услуги.

- Социально-правовые услуги.

Бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Катарсис» предоставляет социальные услуги на бесплатной и частично оплачиваемой основе, согласно действующему законодательству [17].

1.3 Алгоритмы реабилитационной работы с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении и иной трудной жизненной ситуации

Порядок организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации разработан на основании кодексов и законов РФ (приложение 1).

Цель: своевременное и эффективное оказание помощи и поддержки семьям и детям, находящимся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации.

Задачи:

  1.  
    1.  
      • Определение категорий семей, которым предоставляются социальные услуги.

      • Определение единого порядка постановки, перевода и снятия с патронатного учета семей, оказавшихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации.

      • Содействие семьям в решение правовых, социальных, психологических и юридических вопросов.

      • Создание условий для своевременного выявления семей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации.

      • Организация профилактической реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации.

Первый этап. Специалисты по социальной работе отделений выявляют несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации. Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, происходит посредством получения информации из различных источников: учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, лечебных учреждений, учреждений внутренних дел, образовательных учреждений, отдела органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, защите их прав, физических лиц (соседей, друзей, родственников, знакомых). В случае если при посещении семьи выявлено, что несовершеннолетний находится в социально-опасном положении, участковый специалист по социальной работе срочно сообщает в отдел по делам несовершеннолетних и в органы опеки и попечительства для принятия срочных мер по устранению социально-опасного положения несовершеннолетнего. По результатам первичного посещения семьи заполняется акт обследования жилищно-бытовых условий, социальный паспорт семьи в течение 3-х дней.

Второй этап. Специалисты по социальной работе предлагают представителю семьи заключить согласие на обработку и передачу персональных сведений в Управление социальной защиты населения по городу Нягани и Октябрьскому району (в течение 1 месяца). Специалисты по социальной работе отделений предлагают представителю семьи заключить договор о сотрудничестве. Двухсторонний договор подписывается представителем семьи и руководителем учреждения. После заключения договора о сотрудничестве семья ставится на патронатный учет (в течение 1 месяца).

В случае отказа семьи от сотрудничества специалисты по социальной работе включают их в систему социального контроля:

заполняется социальный паспорт семьи (в течение 3-х дней);

семья посещается специалистом не реже одного раза в месяц (день и время посещения определяются по согласованию с семьей);

дальнейшая работа планируется в индивидуальном порядке и направлена на убеждение членов семьи в необходимости сотрудничества и заключении договора.

Третий этап. Специалисты по социальной работе отделений осуществляют обследование и диагностирование уровня социального неблагополучия семьи. Опираясь на результаты диагностики, специалистами по социальной работе совместно с представителем семьи, определяется цель и задачи социальной реабилитации, составляется индивидуальная программа комплексной реабилитации, план мероприятий по ее реализации, определяются ожидаемые результаты.

Четвертый этап. Специалистами по социальной работе отделений осуществляется комплекс мер по реализации индивидуальной программы реабилитации, основанной на взаимодействии со специалистами учреждения и других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В соответствии с установленными в программе сроками, ее реализация завершается проведением заключительного патронажа, диагностики и составлением заключения.

Результаты реабилитационной работы выносятся на рассмотрение Координационного совета, в состав которого входят заведующие структурными подразделениями, принимающие окончательное решение о снятии семьи с учета или продолжении работы с ней.

Рис.1 Алгоритмы работы с неблагополучными семьями

Целевые группы семей. Бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Катарсис» организует работу со следующими категориями семей:

Первая группа, требующая особого внимания и усиленной работы: семьи, в которых существует угроза жизни и здоровью ребенка (бродяжничество, попрошайничество, алкогольная зависимость родителей, не выполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей) (Приложение 2).

Вторая группа: неблагополучные семьи, которые не могут самостоятельно справиться со своими проблемами (Приложение 3).

Третья группа: семьи «группы риска», т.е. семьи, справляющиеся со своими функциями, но в которых существует угроза ухудшения ситуации в силу тех или иных причин (Приложение 4).

Виды патронажей. В зависимости от целевой группы устанавливается один из видов социального патронажа над семьей:

Экстренный - семья посещается каждый день или не менее двух раз в неделю, если в семье существует угроза для здоровья и жизни ребенка и требуется экстренное принятие мер;

Срочный - посещение семьи один раз в неделю, если родители находятся в такой ситуации, когда не могут обеспечить необходимые потребности семьи;

Плановый - посещение семьи один, два раза в месяц с целью проведения мер по реабилитационной программе или при необходимости постоянного контроля за семьями, прошедшими экстренный и срочный патронаж;

Контрольный - посещение семьи один раз в 3-6 месяцев, если обстановка в семье стабилизировалась, отношение родителей к детям изменилось, дети посещают школу, родители обеспечивают необходимые потребности для жизнедеятельности семьи, т.е. предполагается снятие ее с патронажного учета.

Социальный контроль - патронаж с целью контроля ситуации в семье, не выразившей добровольного согласия на сотрудничество со специалистами отделения (1 раз в квар­тал) или снятой с патронатного учета (1 раз в квартал в течение года).

Критерии эффективности. Переводом семьи из сложной категории в благополучную являются следующие критерии:

  • стабилизация обстановки в семье;

  • достижение цели и задач в программе реабилитации;

  • самостоятельность семьи в решении проблем;

  • поддерживающая социальная сеть.

Перевод семей из одной категории в другую осуществляется постепенно, в случае сохранения благоприятных результатов в течение 1-6 месяцев: из семей, находящихся в социально опасной ситуации в неблагополучные семьи; из неблагополучных семей в семьи группы риска; из семей группы риска в семьи, состоящие на социальном контроле.

Снятие семьи с патронатного учета. В случае улучшения ситуации в семье, состоящей на социальном контроле в течение 3-6 месяцев, семья снимается с патронатного учета по решению координационного совета.

Следует отметить, что снятие семьи с патронатного учета вовсе не значит, что контакт с семьей прекращается полностью. Специалистами по социальной работе продолжается сопровождение семьи (осуществляются контрольные патронажи, закрепляются положительные результаты, осуществляется информационно – психологическая поддержка) с целью предупреждения ухудшения ситуации.

Супервизия. Супервизия проводится в целях предупреждения «синдрома сгорания» у специалистов по социальной работе, содействует их профессиональному развитию. Супервизия проводится психологами учреждения, специалистами учреждений системы профилактики по запросу специалистов по социальной работе.

Перечень документов специалиста по социальной работе

В работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации специалисты по социальной работе оформляют следующие документы:

  • карта семьи;

  • акт жилищно-бытовых условий;

  • соглашение о сотрудничестве с семьей;

  • социальный паспорт;

  • карта процесса;

  • программа реабилитации;

  • социальный эффект;

  • списки семей состоящих на учете;

  • отчет о проделанной работе за месяц;

  • социальный паспорт участка;

  • журнал учета посещения граждан;

  • отчетная документация;

  • соглашения о сотрудничестве с учреждениями города

При этом специалисты центра взаимодействуют с должностными лицами органов и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности: с органом управления образованием и образовательными учреждениями; с органом управления здравоохранения и учреждениями здравоохранения и учреждениями здравоохранения; с органами управления внутренних дел; с органами и учреждениями культуры, досуга, спорта. [17].

Как правило, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, либо в социально опасном положении имеют дисфункцию, ниже приведены основные виды дисфункций семьи:

  1. Финансовые затруднения

  2. Воспитанием занимается бабушка и дедушка

  3. Конфликт в отношениях между родителями и детьми

  4. Конфликт в отношениях между родителями

  5. Мать злоупотребляет алкоголем

  6. Отец злоупотребляет алкоголем

  7. Родители злоупотребляют спиртными напитками

  8. Оформление опекунства

  9. Семья не имеет постоянного места жительства

  10. Не надлежащий контроль за детьми

  11. Не выполнение родительских обязанностей

  12. Нет гражданства

  13. Психическое заболевание родителей или детей

  14. Семья, имеющая ребенка инвалида

  15. Пьянство опекунов

  16. Лишение родительских прав

  17. Школьные проблемы у несовершеннолетних

  18. Проявление криминального и асоциального поведения среди несовершеннолетних

Таким образом, социально-педагогическая деятельность по выявлению и реабилитации выполняется Центром на основе системного подхода, разработаны алгоритмы работы с неблагополучными семьями. Постоянно совершенствуются методы, формы организации деятельности, разрабатываются новые программы, сотрудники центра регулярно проводят семинары и сетевые встречи.

Глава 2. Изучение социально-педагогической деятельности Центра социальной реабилитации «Катарсис»

2.1 Анализ социально-педагогической деятельности центра социальной реабилитации «Катарсис»

Основу исследования составили анализ статистических данных, предоставленных центром, а так же анализ бесед с психологами и социальными работниками. В исследовании использовались эмпирические и теоретические методы исследования.

  • На первом этапе мы изучили документацию, провели беседу со специалистами по социальной работе и психологами центра.

  • На втором этапе мы проанализировали статистические данные предоставленные центром.

  • На третьем этапе обобщили полученный материал и представили его в виде доклада и курсовой работы

Анализ результатов изучения социально-педагогической деятельности Центра «Катарсис» показал, что значительное внимание специалисты уделяют диагностике неблагополучных семей, изучению их проблем

Рис.1 Анализ исследования семей, состоящих на учете в консультативном отделении %

Как видно из диаграммы, что большинство это неполные семьи. Следует отметить что из 146семей состоящих на учете 120 имеют детей младшего школьного или дошкольного возраста

Рис.2 Распределение семей по уровню образования %

Большинство семей имеют среднее образование, что свидетельствует о низком образовательном и педагогическом уровне родителей;

Рис. 3 Занятость членов семьи

Диаграмма показывает, что среди семей, состоящих на патронатном учете, больше всего семей с работающим 1 членом семьи

Рис. 4 Анализ причин обращения семей

Как видно на представленной гистограмме основными причинами обращения и постановки на учет семей являются: ненадлежащий контроль над детьми, злоупотребление алкоголем матерей, финансовые затруднения . Среди причин возникновения и невыполнение родительских обязанностей, конфликтов в семье преобладают проблемы, связанные с воспитанием детей, в наименьшей степени – финансовые затруднения и мелкие бытовые проблемы. Среди семей, состоящих на патронатном учете, в 56% семей работают все или один член семьи, 44% членов семей, состоящих на патронатном учете, не имеют работы

Одной из форм выявления неблагополучных семей является телефон доверия.

Рис. 5 Распределение обращений по полу, %

Анализ работы телефона доверия за последние два года, показал, что примерно одинаковое количество женщин и мужчин обращаются за помощью.

Рис. 6 Распределение звонков по возрастному признаку

Рис. 7 Распределение количества обращений по социальному положению абонентов %

Как видно из представленных материалов в основном обращаются за помощью работающие и пенсионеры, работающие звонят с проблемами, накопивщимися в связи с большой эмоциональной, физической нагрузкой, из-за скопившихся проблем дома и на работе. А пенсионеры обращаются, как правило, из-за того, что им одиноко.

Рис. 8 Распределение количества обращений по эмоциональному состоянию абонента

Как видно на диаграмме большая часть, обратившихся находилась в состоянии отчаяния, на втором месте идут такие эмоции, как страх, тревога, на третьем месте апатия, скука. Это говорит о том, что люди, звонящие на телефон доверия, отчаялись и им нужна помощь.

Рис. 9 Распределение количества обращений по видам предоставленной абоненту помощи

Эффективность реабилитационной работы

Индикаторы

 

Количество семей, состоящих на профилактическом учете в 2010 г.

324

Количество семей, принявших участие в программе реабилитации

17

Количество семей снятых с профилактического учета с положительной реабилитацией

61

Количество семей, переведенной из наиболее сложной категории в более благополучную категорию

162

Количество семей, переведенных в группу риска

81

Количество взрослых лиц, излечившихся от заболеваний, мешающих их трудоустройству

51

Количество трудоустроенных взрослых лиц

142

Количество граждан, участвующих в массовых мероприятиях, проводимых в Центре

116

Таким образом, можно сделать следующие выводы по результатам исследования:

среди семей, состоящих на патронатном учете, преобладают неполные семьи;

- в основном это семьи, где воспитываются дети младшего школьного или дошкольного возраста;

- большинство семей имеют среднее образование, что свидетельствует о недостаточном образовательном и педагогическом уровне родителей;

- среди семей, состоящих на патронатном учете, больше всего семей с только с одним работающим членом семьи;

- наиболее часто встречающимися причинами обращения / постановки на учет семей является ненадлежащий контроль за детьми, злоупотребление алкоголем матерей, финансовые затруднения и невыполнение родительских обязанностей;

- среди причин возникновения конфликтов в семье преобладают проблемы, связанные с воспитанием детей, в наименьшей степени – финансовые затруднения и мелкие бытовые проблемы.

Так же наблюдается тенденция увеличения благополучных семей, а так же улучшения климата в тех семьях, которые стоят на учете.

Деятельность справочной телефонной службы «Помощь» позволила населению получать своевременно информацию по социально – правовым, социально – экономическим вопросам. За год увеличилось количество обращений граждан в 2,5 раза

Из проведенного анализа семей можно дать следующие рекомендации специалистам, работающим с неблагополучными семьями:

  1. Осуществить поиск эффективных форм для усиления информационной и просветительской работы среди родителей по воспитанию детей и подростков.

  2. Активизировать информирование населения по мерам социальной поддержки: разместить соответствующую информацию на территориальных участках, управлении социальной защиты населения, в отделении срочного социального обслуживания, информировать население о работе телефона «Помощь».

  3. Организовать психолого-педагогическое сопровождение семей, обращающихся в связи с конфликтными отношениями: привлечение семей на психологические тренинги, консультации, клубные мероприятия.

  4. Провести профилактическую беседу с семьями, злоупотребляющими алкоголем с привлечением врача-нарколога, психиатра, других специалистов о вреде алкоголя для физического и психического здоровья, правовой ответственности родителей за жизнь и здоровье детей.

  5. Привлекать семей имеющих детей младшего школьного или дошкольного возраста к участию в клубных мероприятиях.

  6. Найти возможность для обеспечения психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних мам в воспитании и развитии детей, оказания им консультационной помощи по социально-правовым и экономическим вопросам.

  7. Мотивировать семьи к трудоустройству и обучению с последующим трудоустройством, совместно с Центром занятости населения г. Нагянь проводить встречи с населением.

Заключение.

В учреждении социально-педагогической помощи «Катарсис» создана динамичная система социального обслуживания населения, учитывающая возможности и потребности каждого клиента, а так же созданы психологические отделения, разработаны различные алгоритмы работы с разными категориями населения.

Главной целью развития этой системы является обеспечение всеобщей доступности и качества основных социальных услуг, а так же своевременная квалифицированная помощь, диагностика, выявление, профилактика и реабилитация семейного неблагополучия и других проблем. В целом качество жизни каждого человека и определяет эффективность деятельности центра.

Центр социально-педагогической реабилитации «Катарсис» внедряет современные технологии согласно тенденциям развития системы социального обслуживания: это открытие консультативного отделения социальной работа по участковому принципу с 2009 года.

Данная форма работы направлена на максимальное приближение социального обслуживания к месту проживания семей, обеспечение доступности социальных услуг. Поэтому, территория города разделена на восемь участков. За каждым участком закреплен участковый специалист, который осуществляет первичный приём населения непосредственно на территории обслуживаемого участка.

«Участковая социальная служба» направлена на полное удовлетворение потребностей клиента. Результатом является – создание условий, позволяющих получить социальную помощь всем категориям граждан без выезда с территориального участка.

На базе консультативного отделения организована технология работы с клиентом - телефонная служба «Помощь». Она создана с целью улучшения качества социального обслуживания населения. Как правило, горожанам оказываются консультирование по социально–правовым вопросам, а также предоставление справочной информации об учреждениях социального обслуживания.

Многие из вопросов связаны с оформлением пенсионных выплат, предоставлением жилищных субсидий, размерами детских и других пособий, санаторно-курортным лечением. Также поступают сигналы о неблагополучии в других семьях. Ни один звонок не остается без внимания специалистов по социальной работе.

Среди новых технологий социального обслуживания клиентов является работа с лицами без определенного места жительства. В задачи службы «Социальный патруль» входит выявление и регистрация лиц, занимающихся бродяжничеством, предоставление социальных консультаций, содействие в определение граждан в центры социальной адаптации, вызов при необходимости бригады скорой медицинской помощи.

Внедрение вышеперечисленных форм социального обслуживания позволили затронуть все категории населения и коснуться практически всех направлений социальной работы. Указанные формы работы не являются исчерпывающими. Но совместное решение созданий условий для повышения доступности и качества социальных услуг в конечном итоге позволит объединить усилия государства и общества на достижения главной цели – повышения качества жизни людей, добиться реального улучшения их социального самочувствия посредством предоставления качественных и доступных услуг.

Список используемой литературы.

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - Москва, 1985. – 260 с.

  2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. - Москва, 1997. – 350

  3. Антонян Ю. М., Саличев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. - Москва, 1983. – 180 с.

  4. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - Москва, 1997. – 510 с.

  5. Бокарев Н. Н. Процесс социальной девиации // Уч. зап. МГСУ. - 1998. - № 1.- с.19-34. – 400 с.

  6. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - Москва, 1988. – 127 с.

  7. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Уч. пос. - СПб, 1993. – 185 с.

  8. Голофаст В. Б. Функции семьи // Семья и личность. - Москва, 1974. – 231 с.

  9. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. - Москва, 1996. – 312 с.

  10. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. ред. Ю. А. Клейберга. - Москва - Тверь, 1998. – 175 с.

  11. Донина О. И., Шубович М. М. Семья: педагогические аспекты деятельности социального работника. Уч. пос. - Ульяновск: УлГУ, 2002. – 140с.

  12. Жальцев С. Г. и др. Социальный патронаж неблагополучных семей // Работник социальных служб. - 1998. - №1(3). - 224 с.

  13. Железнова А. К. Реабилитация неблагополучных семей методом социального патронажа // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Москва - 1998. - №4. – 340 с.

  14. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - Москва, 1986. – 260 с.

  15. Кашапов М. М. Теория и практика решения педагогической ситуации. - Ярославль, 1997. - 340 с.

  16. www.admhmao.ru Сайт центра

  17. www.katarsyshmao.ru Сайт центра

Приложение 1.

Порядок организации работы и предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально – опасном положении, службой «Социальный патруль» в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

1.Настоящий Порядок регулирует вопросы организации работы и предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально – опасном положении, службой «Социальный патруль» (далее – служба) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Целью создания службы является повышение эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствование межведомственного взаимодействия по организации работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, оказанию им медицинской, социальной, правовой и иной помощи, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, привлечение общественных, благотворительных и некоммерческих организаций к решению задач по профилактике бродяжничества и попрошайничества.

2.Основные задачи деятельности службы:

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- информирование несовершеннолетних по социально-правовым вопросам;

- снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

3.Служба создается и осуществляет свою деятельность на базе учреждений социального обслуживания автономного округа (социально – реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах социальной помощи семье и детям, комплексных центров социального обслуживания населения (далее по тексту - учреждение).

4.Учреждение закрепляет приказом:

4.1. ответственных специалистов, участвующих в рейдах службы «Социальный патруль», назначает старшего по рейду;

4.2. режим и план работы службы;

4.3.график дежурства специалистов, входящих в состав службы;

4.4.согласовывает список специалистов с представителями учреждений, ведомств, входящих в состав службы.

5. Рейды службы осуществляются от 2 до 5 раз в неделю, в течение 2-5 часов, график выездов и их продолжительность утверждается приказом директора учреждения и согласовывается с представителями учреждений, ведомств, входящих в состав службы.

6. Учреждением осуществляется материально-техническое, правовое, информационное, документационное и иное обеспечение работы подведомственной службы. За службой закрепляется специализированный автотранспорт, мобильная связь.

7. В состав службы входят следующие специалисты:

- представители системы социальной защиты населения автономного округа (специалист по социальной работе, психолог, водитель);

- представитель системы здравоохранения автономного округа (фельдшер или медицинская сестра);

- представитель органов внутренних дел автономного округа;

- представители органов опеки и попечительства муниципальных образований автономного округа.

7.1. Специалисты по социальной работе совместно с представителями органов опеки и попечительства составляют акт о выявлении несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении, ставят в известность родителей (законных представителей) о месте нахождения ребенка, осуществляют защиту прав в установленном законодательством порядке, принимают меры по помещению, в случае необходимости, несовершеннолетнего в учреждение социального обслуживания автономного округа или учреждение здравоохранения муниципального образования.

7.2. Медицинский работник: оказывает неотложную медицинскую помощь, сопровождает нуждающихся несовершеннолетних для прохождения обследования в лечебно-профилактические учреждения, при необходимости содействует в госпитализации, проводит консультирование о рисках заражения различными инфекционными заболеваниями.

7.3. Психолог: проводит психодиагностику и обследование личности несовершеннолетнего в целях выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого, определения степени отклонения в поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений, оказывает несовершеннолетнему социально - психологическую помощь.

7.4. Представитель правоохранительных органов: обеспечивает охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

7.5. Водитель: обеспечивает корректное плавное профессиональное вождение автомобиля; обеспечивает сохранность автомобиля и материальных ценностей, находящихся в нем; следит за техническим состоянием автомобиля, выполняет самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации, своевременному прохождению технического обслуживания и технического осмотра; строго выполняет все распоряжения директора учреждения, а так же старшего по рейду.

8.Учреждение организует:

8.1. разработку проектов и заключение соглашений с учреждениями и организациями различных ведомств о взаимодействии по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и деятельности службы;

8.2. подготовку и размещение в средствах массовой информации с периодичностью не реже одного раза в месяц сведений о режиме работы службы, телефонных номерах, видах предоставляемых социальных услуг;

8.3. проведение мероприятий по привлечению к решению задач по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, а также к деятельности службы общественных, благотворительных и некоммерческих организаций.

9.Для передачи информации о местах скопления безнадзорных несовершеннолетних, допускается анонимное обращение граждан в службу.

10.Служба осуществляет выезды по местам наибольшего скопления безнадзорных несовершеннолетних, сбор нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации, и доставку их в учреждения социального обслуживания автономного округа, учреждения здравоохранения муниципальных образований, учреждения органов внутренних дел (с учетом ситуации и личным желанием несовершеннолетнего), родителям (законным представителям несовершеннолетних).

11.Специалисты службы несут полную персональную ответственность, предусмотренную законодательством, за соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних и качество предоставляемых услуг.

12. Дежурный специалист службы регистрирует несовершеннолетних (с указанием проблемы) в «Журнале учета несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении», который ведется в учреждении в соответствии с основами делопроизводства.

13.Социально-медицинская помощь нуждающимся несовершенно-летним предоставляется в добровольном порядке.

П

  • Сбор и анализ информации о семье

  • Выход в семью, знакомство с членами семьи.

  • Выявление проблем семьи и ранжирование их по значимости.

  • Анализ детско-родительских отношений.

  • Изучение ресурсов семьи.

  • Выявление социально – значимых лиц для семьи

риложение 2.

 

Анализ движения семей по годам

 

2007

2008

2009

2010

На начало года

166

165

135

160

Поставлено на учет

71

61

71

82

Снято с учета (по улучшению)

72 (35)

91(65)

46(30)

81(61)

На конец года

165

135

160

161

Приложение 3.

Исследование семей, состоящих на учете на 01.10.2009 - 2010г.

 
     

Наименование

Количество

 

Всего семей, состоящих на учете

146

 

Статус семей:

   

неполные

90

 

полные

56

 

Количество несовершеннолетних мам

2

 

Количество молодых семей

41

 

Количество семей:

 

с детьми младшего школьного возраста

55

 

с детьми дошкольного возраста

65

 

Имеющих образование:

 

высшее

7

 

профессиональное

57

 

среднее

76

 

не имеют аттестата о среднем образовании

6

 

Имеющих работу семей:

 

работают все члены семьи

16

 

работает 1 из родителей

68

 

не работающие

62

 

Общее количество детей в семьях

188

 

Общее количество пожилых людей в семьях

22

 

Причины обращения семьи:

 

финансовые затруднения

22

 

воспитанием занимается бабушка или дедушка

7

 

конфликтные отношения м/у родителями и детьми

9

 

конфликтные отношения м/у родителями

10

 

мать злоупотребляет алкоголем

27

 

оформление опекунства

   

семья не имеет постоянного места жительства

6

 

ненадлежащий контроль за детьми

42

 

невыполнение родительских обязанностей

16

 

нет гражданства

2

 

психические заболевания родителей/детей

2

 

пьянство опекунов, попечителей

   

семья, имеющая ребенка инвалида

2

 

лишение родительских прав

1

 

Причины конфликтов в семье:

   

мелкие домашние бытовые проблемы

16

 

финансовые трудности

16

 

проблемы, связанные с воспитанием детей

37

 

жилищные проблемы

7

 
 

Исследование семей, состоящих на учете на 01.05.2010г.

     
 

Наименование

Количество

 

Всего семей, состоящих на учете

182

 

Статус семей:

 
 

неполные

93

 

полные

89

 

Количество несовершеннолетних мам

3

 

Количество молодых семей

74

 

Количество семей:

 
 

с детьми младшего школьного возраста

80

 

с детьми дошкольного возраста

124

 

Имеющих образование:

 
 

высшее

6

 

профессиональное

73

 

среднее

100

 

не имеют аттестата о среднем образовании

26

 

Имеющих работу семей:

 
 

работают все члены семьи

23

 

работает 1 из родителей

78

 

не работающие

78

 

Общее количество детей в семьях

342

 

Общее количество пожилых людей в семьях

35

 

Причины обращения семьи:

 
 

финансовые затруднения

34

 

воспитанием занимается бабушка или дедушка

8

 

конфликтные отношения м/у родителями и детьми

3

 

конфликтные отношения м/у родителями

12

 

мать злоупотребляет алкоголем

32

 

семья не имеет постоянного места жительства

8

 

не надлежащий контроль за детьми

41

 

не выполнение родительских обязанностей

34

 

нет гражданства

3

 

психические заболевания родителей/детей

3

 

пьянство опекунов, попечителей

2

 

семья, имеющая ребенка инвалида

1

 

Причины конфликтов в семье:

 
 

мелкие домашние бытовые проблемы

14

 

финансовые трудности

16

 

проблемы, связанные с воспитанием детей

22

 

жилищные проблемы

10

 

злоупотребление алкоголем со стороны отдельных членов семьи

20

 

отсутствие взаимопонимания, "борьба эгоизмов"

3

 

аморальный образ жизни

3

 

количество семей, посещающих психологов

25

Просмотров работы: 23618