Коротко охарактеризовать малое предприятие можно так:
оно владеет относительно небольшой долей рынка;
имеет ограниченное число работников (не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслуживании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере);
управление фирмой осуществляется лично ее владельцем;
фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).
На предприятия малого бизнеса возложены вполне конкретные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной мере другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы представляют собой своеобразный фундамент рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Другая не менее важная функция таких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Предприятия ускоряют заполнение товарного рынка товарами и услугами, необходимыми потребителю, внедрение несложных научно-технических достижений.
В нашей стране по мере развития малого и среднего бизнеса возникло множество общественных организаций малого и среднего предпринимательства, среди которых, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основная задача которых - стимулирование развития деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого бизнеса как на федеральном, так и на местном уровнях.
Но, к сожалению, в настоящее время на пути развития малых фирм встает немало препятствий: высокие цены на материальные и природные ресурсы, технические средства, отсутствие кредитных ресурсов, постоянно растущая арендная плата, непосильные налоги. Особенно негативно сказывается низкий уровень платежеспособности населения, которое, по сути, является основным потребителем продукции малых предприятий.
И это очень печальные факты, хотя практика уже давно подтвердила необходимость и полезность малых фирм, ведь они обладают неплохими преимуществами в сравнении с крупными компаниями, а именно:
гибкость и большая адаптивность к изменяющимся условиям рынка;
высокая степень мобильности (особенно когда речь идет о внедрении новой техники и технологий);
значительная экономия на издержках;
более высокая скорость прохождения необходимой информации;
более экономичное использование ресурсов и т. д.
В связи с этим в последние годы широкому исследованию поддаются вопросы о наиболее эффективных формах и методах государственной поддержки и оказании реальной помощи в становлении и развитии малому предпринимательству в России.