ДОМАШНЯЯ ДРЕССИРОВКА ЩЕНКА ЛАЙКИ ДО ВЫХОДА В ЛЕС - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДОМАШНЯЯ ДРЕССИРОВКА ЩЕНКА ЛАЙКИ ДО ВЫХОДА В ЛЕС

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Следует помнить, что учить лайку каким-либо фокусам и трюкам, не применимым практически на охоте, не следует. Уже месяцев с трех, присматриваясь к щенку, нужно подмечать и поощрять в нём только те наклонности, которые могут пригодиться в обстановке охоты, связаны с охотой, с удобствами охотника при переездах, на привале, ночёвке и в общежитии.

Уже с самого начала общения со щенком его приучают к интонациям голоса с выражением ласки и угрозы. Однако ни в коем случае нельзя запугивать щенка, чтобы не сделать из него труса, поджимающего хвост или ложащегося на спину ногами кверху. Не следует разрешать кому-либо пугать или наказывать щенка, — он должен знать только одного хозяина.

Даже на игре со щенком нужно приучать его к полезным действиям и строить их так, чтобы щенок выходил победителем, получал удовлетворение. Это развивает в нём активность, смелость.

Чтобы развить в щенке чутьё и умение пользоваться им, играя ним, прячут кость или кусок мяса сначала так, чтобы щенку было легко их найти, и, приговаривая «ищи», заставляют находить.

Играя со щенком, нужно приучать его к кличке. Это не потребует большого труда. Кличку нужно выбирать звучную и лёгкую для произношения. Необязательно, чтобы кличка строго отвечала официальной кличке в родословной, обычно многие называют своих собак уменьшительными именами, не соответствующими официальной кличке.

Если щенок содержится за загородкой, перед тем как идти с ним гулять, подходя к клетке и открывая её, его зовут по кличке.

Во время непродолжительных ещё к тому времени прогулок начинают постепенно разрабатывать поиск лайки, меняя направление своего хода, к которому всегда приноравливается щенок. После этого приучают щенка самостоятельно менять направление поиска по свистку и жесту. Во время этих прогулок щенку предоставляют возможно больше свободы, всячески развивая и поощряя его любознательность.

Затем щенка приучают к ошейнику. Для этого достаточно самому сшить лёгонький мягкий ошейник (можно из материи) с колечком для продевания поводка.

Надев щенку такой ошейник, нужно играть с ним и отвлекать его от непривычного предмета на шее. Ошейник сначала беспокоит щенка, и он пытается всеми способами от него освободиться. Через некоторое время щенок привыкает к ошейнику и спокойно в нём ходит. На ночь ошейник необходимо снимать, чтобы он не мешал свободному дыханию щенка. Вообще ошейник должен затягиваться не туго, а когда щенок бегает на свободе, резвится, его нужно снимать.

Далее следует приучать щенка к поводку. К ошейнику пристёгивают лёгкий поводок стараются идти за щенком, куда он сам тянет, чуть придерживая его. Щенок, почувствовав себя на привязи, лишённым обычной свободы, рвётся, пытаясь убежать, ложится на спину, желая освободиться от ненавистного. Время от времени, когда щенок бежит, приходится и ведущему бежать за ним, всё время слегка сдерживая его на поводке. Когда щенок чрезмерно рвётся, необходимо даже бросать поводок.

Достаточно провести несколько таких уроков, и щенок привыкает к поводку. Дальнейшая шлифовка будет заключаться в учении щенка спокойно ходить на поводке, а затем, уже ходи у левой ноги охотника.

Также полезно выучить щенка по команде сидеть и лежать. Чтобы научить щенка сидеть, его берут за ошейник левой рукой и подёргивают назад, а правой слегка нажимают на зад, приговаривая «сидеть». Щенок садится от этого усилия. После нескольких повторений этого приёма в течение трёх-четырёх дней щенок и сам по команде «сидеть» начнёт садиться. Можно применять и следующий приём. Берут в пальцы лакомый кусочек, держат его над собакой и, приговаривая «сидеть», наступают на собаку. Собака пятится и, наконец, садится.

Когда щенок научится сидеть и этот урок закреплён, можно добиться того, чтобы щенок не вставал до тех пор, пока не получит приказания «сюда» или «ко мне». Это достигается тем, что дрессирующий временно отходит от собаки, заставляя её сидеть.

Спустя некоторое время - начинают приучать собаку по команде лежать. Для этого, усадив собаку, берут её быстро одной рукой за передние ноги и, говоря «лежать», тянут ноги вперёд. Собака вытягивается и ложится передними ногами вперёд. После повторения этого приёма несколько раз щенок привыкает ложиться по команде. Шлифуют этот приём так же, как и «сидеть», временным отходом от собаки, оставляя её лежать до тех пор, пока не позовут «сюда» или «ко мне».

Отказ от корма. Многие из лаек склонны охотиться для себя. Если не обращать самого серьёзного внимания при выращивании щенка на этот инстинкт, то можно вырастить собаку, таскающую после выстрела дичь и даже пожирающую её.

Лайки, если даже они и не имеют этого порока, иногда треплют и рвут дичь, нанося большой ущерб народному хозяйству порчей пушной шкурки. Тогда и птицу охотник получает с кровоподтёками, помятую, ощипанную. Отучить взрослую лайку от этого порока почти невозможно. Щенка же легко научить ничего не брать по команде «нельзя».

Чтобы приучить щенка не брать корма или кости без команды «бери» и отдавать его по команде «нельзя», нужно с ним начинать заниматься с того времени, когда ему исполнится 3-4 месяца. При каждой даче корма нужно заставить его не трогать еды по команде «нельзя» и позволить ему есть по команде «бери». Приучают к этому следующим образом. Надевают ошейник и поводок и подводят щенка к кормушке с едой, заранее поставленной так, чтобы щенок не видел её. На некотором расстоянии от кормушки, когда щенок причуял и потянулся к ней, подают команду «нельзя» и придерживают щенка за поводок. Щенок не может дотянуться до еды и обычно ложится, вытянувшись к кормушке. Подержав его некоторое время в таком положении, всё время приговаривая «нельзя», «нельзя», командуют «бери» и отпускают щенка к корму, ослабив натянутый поводок.

Повторяя этот приём, по возможности, каждую кормёжку, через несколько дней пускают щенка к корму уже без поводка. При приближении к кормушке командуют «нельзя», и если щенок уже усвоил уроки с поводком, то он не трогает еды, ложась у кормушки, или стоит над ней, ожидая разрешения «бери».

Aппoртирование (подача) — необходимое качество собаки, его нужно привить каждому щенку, оно очень пригодится при нахаживании лайки по утке. Неаппортирующая собака не может быть утиной собакой. Аппортирование принесёт большую пользу и при охоте за птицей и зверем (норка).

Играя, со щенком, приучают его к аппортировке, т. е. к подаче брошенного предмета. Вначале для этого шьют из тряпок или кожи игрушку или приспосабливают лёгкую чурочку, с которой щенок играет один.

Щенок охотно бежит за предметом, который бросают от него по земле или низко над землёй, в силу инстинкта преследования. Догнав и схватив брошенный предмет, щенок возвращается с ним обратно, обычно в ту сторону, откуда началось движение .предмета, т. е. к бросающему. Это нужно учесть и использовать. Иногда щенок останавливается около бросившего, а чаще пробегает дальше и начинает играть в стороне брошенным предметом. Следовательно, нужно так подстанавливаться к возвращающемуся с поноской щенку, чтобы он обязательно подбегал к ногам охотника.

Необходимо добиться, чтобы щенок останавливался около бросающего поноску. Когда он поровняется с ногами дрессирующего, его нужно остановить, осторожно взять у него поноску, обласкать и дать вкусовое поощрение (кусочек). В результате такого приёма щенок охотно подбегает к хозяину и сам кладёт поноску у его ног, ожидая поощрения (ласка, кусочек).

Повторять этот урок нужно каждый день, однако не злоупотреблять им,, как и вообще всяким другим уроком.

Команду при броске предмета можно подавать «аппорт», «подай». Когда этот урок закреплён, можно начать его разнообразить. Бросают поноску в траву или в воду, усложняя этим розыск. В последнем случае нужно вначале бросать поноску у берега, на мелком открытом месте, где щенку не нужно будет плавать. Когда и это усвоено, можно бросать поноску и на глубокое место, а затем в водяную растительность. Нельзя только злоупотреблять долгим плаванием щенка. При плавании требуется большое физическое напряжение, и поэтому трёх-четырёх бросков во время урока достаточно. Когда щенок физически окрепнет и подрастёт, число бросков можно увеличить.

Учитывая, что аппортирование необходимо главным образом для утиных охот, молодую лайку приучают к аппортированию в таких условиях, которые могут встретиться на этих охотах, т. е. в подходящих для этих охот угодьях, где имеются осока, кувшинка, прибрежные кусты. В этих случаях бросают предмет через кусты с командой «ищи», «аппорт».

Обучая щенка, необходимо время от времени менять место занятий, чтобы щенок не привыкал.

Лайка поддаётся любой дрессировке, и каждому охотнику легко её выдрессировать.

Список литературы

  1. Войлочников А.Т., Войлочникова С.Д. Охотничьи лайки. – М.: «Лесная промышленность»,1982. -256с.

  2. Гейц А.В. О лайке Восточной Сибири. - Ж-л «Охота и охотничье собаководство». 1962. № 11. с.27-28.

  3. Шерешевский Э.И. Разведение охотничье-промысловых собак. – М.: Изд. техн. и экон. литературы по вопросам заготовок. 1951.-84с.

  4. Шерешевский Э.И. Охотничьи собаки. – В сб. Спутник промыслового охотника. – М.: Изд. техн. и экон. литературы по вопросам заготовок, 1954. -640с.

  5. Шерешевский Э.И. Лайки и охота с ними. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1965. -108с.

Просмотров работы: 1551