ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИММУНОЛОГИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИММУНОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Появление специальных работ по истории иммунологии и ее отдельных фундаментальных направлений, отмеченное в течение последних двух десятилетий, — естественный и объективный процесс, сопровождающий становление каждой научной дисциплины. Он является показателем определенной зрелости данной научной области и обусловлен необхо­димостью систематизации и осмысления огромного фактического и теоре­тического материала.

Хронологически в истории иммунологии можно выделить два больших периода. Первый — период протоиммунологии, связанный со стихийным, Умозрительным и эмпирическим познанием защитных (иммунных) реакций организма. Его протяженность — от античности до последней трети 80-х годов XIX в. Было важным показать истоки иммунологических знаний в натурфилософских учениях, без которых была бы неполной картинагенезиса иммунологических концепций XIX в., а также неясен смысл отдельных понятий, вошедших в структуру теоретической иммунологии на рубеже XIX—XX вв.

Второй этап — период зарождения экспериментальной и теоретическойиммунологии — начинается в 80-е годы XIX в. и оканчивается вторым десятилетием XX в.

Оба периода характеризуют зарождающуюся науку и соответствуют двум разным методам построения знания, разным формам прогно­зирования результатов деятельности: протоиммунология имеет дело с обыденным опытом, практикой, тогда как научное познание ориенти­руется главным образом на научный эксперимент.

Второе десятилетие XX в. является определенным рубежом в истории иммунологии, и не случайно изложение заканчивается именно этим временем. Прежде всего, тогда завершилось формирование классической иммунологии, так называемого инфекционного периода развития науки. Кроме того, это время социального признания иммунологии как науки. В 1902 г. Эмиль Беринг, в 1905 г. Роберт Кох, в 1908 г. Илья Ильич Мечников и Пауль Эрлих, в 1913 г. Шарль Рише, в 1919 г. Жюль Борде были удостоены Нобелевской премии за исследования в теоретической и прикладной иммунологии. Такая высокая оценка несомненно свидетель­ствовала о серьезном научном и социальном авторитете иммунологических исследований уже в начале XX в.

Положение дисциплины во "внешней среде", ее общественное признание является важными признаками в характеристике сформиро­вавшейся дисциплины [365]. К числу других социальных признаков можно отнести также профессиональные институты, сферы подготовки профес­сионалов в данной области, выход в свет учебных пособий, специали­зированных журналов по данной дисциплине, а также формальные и неформальные связи ученых данного сообщества (конгрессы, симпозиумы и т.д.).

В первые два десятилетия XX в. иммунология уже имела отчетливо выраженный уровень когнитивного и социального оформления. Иммуно­логи изучали особый круг защитых явлений, функций и свойств живого организма, не исследованный ранее другими дисциплинами. Объектами им­мунологов стали разнообразные иммунные реакции, антитела, антигены, клетки иммунной системы и пр. В процессе развития иммунологии были созданы особые методы исследования, которые характеризовались необы­чайной чувствительностью и точностью, недоступной для методов других дисциплин. Появились крупные обобщающие монографии, а также учебники и периодические специализированные издания.

Первым таким учебным пособием стали "Лекции по сравнительной патологии воспаления" Ильи Ильича Мечникова. Это курс лекций, который автор прочел в Институте Пастера в Париже весной 1891 г. и который в 1892 г. был переведен на многие европейские языки, в том числе и на русский. Вторым учебным руководством по иммунологии стала вышедшая в 1901 г. в Париже фундаментальная монография основам иммунитета, не совсем удачно переведенная на русский язык как "Невосприимчивость к инфекционным болезням", хотя в ори­гинале она называлась "Иммунитет при инфекционных болезнях".

Первым отечественным учебником в России можно считать книгу "Иммунитет и его значение для диагностики и терапии" (1909) приват-доцента Московского университета Л.С. Розенталя, предназначенную для студентов и врачей.

Тогда же, в первом десятилетии XX в., появляются специализи­рованные периодические издания, отражающие в названиях свою причаст­ность к иммунологии, хотя журналы, публикующие статьи по прикладной и теоретической иммунологии, стали выходить намного раньше — еще в 80-е годы XIX в. (в 1896 г. — "Русский архив патологии, клинической медицины и бактериологии" в Санкт-Петербурге). Одно из периодических иммуноло­гических изданий — "Ежегодник результатов иммунологических дости­жений"— стало выходить в 1905 г. в Германии (в Штутгарте).

Начало второго десятилетия XX в. ознаменовалось выделением иммунологов из среды исследователей других специальностей как особого сообщества ученых. Этот процесс сопровождается образованием имму­нологических союзов и обществ. Так, в 1913 г. была основана "Амери­канская ассоциация иммунологов", в задачу которой входило объединение врачей Соединенных Штатов Америки и Канады, занятых изучением иммунитета, серологии и бактериальной терапии. В 1914 г. президентами двух обществ: "Американской ассоциации иммунологов" и "Нью-Йоркского общества серологии и гематологии" — было объявлено о создании нового журнала, первый номер которого вышел в 1916 г. в Балтиморе (шт. Мэриленд).

Иммунологические исследования также выделяются в самостоятельные научные подразделения. В 1919 г. такой отдел иммунологии был создан в университете Джонса Хопкинса.

Эти и многие другие события свидетельствуют о социальном признании и высоком научном авторитете иммунологии уже в началеXX в.

Однако к концу второго десятилетия XX в. процесс институцио-нализации иммунологии, ее окончательного оформления в самостоя­тельную дисциплину был надолго приостановлен, что нашло свое буквальное выражение в категорическом заявлении Теобальда Смита: Иммунология умерла", сделанном им в 1915 г.

Этап резкого спада иммунобиологических исследований фатально совпал с нача­лом первой мировой войны и почти одновременной смертью трех выдаю­щихся ученых — основоположников классической иммунологии: Э. Берин­га, П. Эрлиха в 1915 г. и И.И. Мечникова в 1916 г. Однако кризис иммунологии был подготовлен задолго до этого в многочисленных дискуссиях и конфронтациях сторонников биологического и физико-химического направлений.

Уже в конце первого десятилетия XX в. просматривается решительная перегруппировка сил в пользу иммунохимии, задачу которой сам автор термина "иммунохимия" Сванте Аррениус сформулировал как "приложение общих законов физической химии к изучению биологических антител".

Под влиянием этих событий к концу второго десятилетия иммунология распалась на отдельные направления. При этом фундаментальные иссле­дования природы иммунитета целиком ушли в область иммунохимии, которая объединила вокруг себя талантливейших ученых самых разных специальностей (К. Ландштейнер, В. Паули, М. Гейдельбергер, Ф. Гау-ровитц, Ж. Борде, К. Оппенгеймер, Ф. Обермайер, Э. Пик, Л. Михаэлис и др.). Так называемое учение об иммунитете с основами вакцинопро-филактики и вакцинотерапии на несколько последующих десятилетий осталось в подчинении у бактериологии, тогда как учение об анафилаксии (аллергология) стало прерогативой патологии. Серология выделилась в самостоятельную область и стала практическим инструментом в руках врачей. Однако ее результаты оставались неопределенными и были не всегда надежными. Из диагностических методов эффективно исполь­зовались в клинике два: реакция Грубера – Видаля (диагностика тифа) и реакция Вассермана (диагностика сифилиса). Метод опре­деления групп крови стал эффективно внедряться только в 30-е годы XX в.

Поэтому не случайно, что период спада в развитии иммунобиологии был охарактеризован Питером и Джин Медаварами как начало "почти полного интеллектуального застоя".

Застой был связан не только с тем, что, как полагали Медавары, инфекционная иммунология, будучи придатком бактериологии, не могла не обладать"всеми мыслимыми изъянами прикладной науки, которой занимаются без всякого интереса к ее глубоким теоретическим основам". Предшествующий огромный вклад в теоретическую иммуно­логию И.И. Мечникова, Э. Беринга, П. Эрлиха, Ж. Бордэ и др. опро­вергает правомерность такого заключения. Более убедительные аргументы следует искать в стихийном переводе решения многих теоретических проблем иммунологии в области органической, физико-химической и коллоидной химии. Как известно, этот союз резко затормозил развитие биологического направления, тесно связанного с исследованием клеточного иммунитета и иммунной системы как таковой.

Полное завершение процесса самосознания иммунологии как новой дисциплины произошло только спустя 40—50 лет вслед за револю­ционными преобразованиями, вызванными появлением в иммунологии теории толерантности П. Медавара, клонально-селекционной теории

синтеза антител Ф. Бернета, идиотипической сетевой модели организации иммунной системы Н. Йерне, положившими конец конфронтации моле­кулярных биологов с "клеточными" иммунологами. В иммунологии появились новые определения объектов исследований — изучение биологических механизмов распознавания "своего" и "чужого", исследо­вание молекулярных основ специфичности, изучение процесса переноса генетической информации и многие другие. В 1960—1970-е годы социальное оформление иммунологии включило в себя все другие формы институционализации: профессиональные институты, основание специаль­ных кафедр иммунологии в высших учебных заведениях для подготовки специалистов, организацию научных обществ и международных союзов.

Просмотров работы: 3693