ИММУНОЛОГИЯ ГИППОКРАТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИММУНОЛОГИЯ ГИППОКРАТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наибольшую славу медицине Древней Греции принесла косская меди­цинская школа, связанная с именем Гиппократа, труды которого представ­ляют интерес и с точки зрения истории иммунологии.

Из косской школы вышло свыше 70 книг медицинского содержания. Ввиду разнород­ности материалов, вошедших в "Свод", историки полагают, что сам Гиппократ мог быть автором лишь некоторых из них.

Для истории иммунологии значение имеют такие сочинения Гип­пократа, как "О воздухах, водах и местностях", "О ветрах", "О природе человека", "О болезнях", "О древней медицине". Именно в них можно встретить рассуждения Гиппократа о защитных силах организма (иммунитета), выраженных в терминах "природа организма", или "фюзис", "целительная сила природы", или "самоисцеляющая сила орга­низма", "естественные способности организма" идругии.

Особенностью врачебной культуры Гиппократа была пропаганда мето­дов стимуляции процессов самоизлечения, активизации естественных восстановительных процессов. В центре внимания Гиппократа личность больного в совокупности многочисленных психических и физических факторов, его состояния в целом, с учетом как симптомов болезни (цвета кожи, характера и локализации боли, тембра голоса, состояния языка, глаз, мочи, пульса и пр.), так и с учетом его конституции, образа жизни, климата, местности. Гиппократ отчетливо дифференцировал внутренние и внешние причины болезней.

Симптомы болезни Гиппократ рассматривал как сигнал дисбаланса функций организма, или идиосинкразии. Благоприятное для здоровья смешение гуморов названо им "эйкразией", болезненное или провоцирующее болезнь — "дискразией". Полное излечение достигается восстановлением равновесия — "кразиса". Последнее можно усилить неспецифическими методами терапии: кровопусканием, банками, пиявками, слабительными, отхарки­вающими, употреблением некоторых лекарственных трав.

Преобладание в теле человека одного из соков не только создает, по Гиппократу, гармонию телесного здоровья или болезнь, но формирует и "физиологическую" основу темперамента: преобладание крови создает сангвинический тип, слизи (флегмы) — флегматический тип, желтой желчи — холерический тип, черной желчи — меланхолический тип темперамента.

Если судить по работам "Свода Гиппократа", медицина Древней Греции уже в IV в. до н.э. оперировала различиями между эпидемическими (повальными, инфекционными) болезнями и заболеваниями неинфекцион­ной природы. Гиппократ называет их болезнями образа жизни. В условиях исторически крайне ограниченных знаний о природе организма человека (анатомии, физиологии и пр.) и о патогенезе болезней Гиппократ поражает точностью диагноза многих заболеваний, в том числе психических и инфекционных. Материалистическая оценка Гиппократом природыэпидемических болезней дана в трактате "О природе человека". "Когда какая-либо болезнь будет действовать эпидемически, — писал он, — тогда очевидно, что не образ жизни причина ее, но то, что мы вводим в себя с дыханием, и, очевидно, именно это последнее вредит нам каким-то болезненным, заключающимся в нем выделением".

По Гиппократу, природа есть у каждой болезни и о ней должен знать врач, чтобы направить течение болезни в благоприятную сторону. "Все болезни, если касаться причин внутренних, происходят от желчи и слизи; что касается внешних — от трудов, ран, жары, чрезмерно согревающей, холода, чрезмерно охлаждающего, сухости, чрезмерно осушающей, и влаги, чрезмерно увлажняющей". И далее: "... в отношении легкости или трудности выздоровления существует разница между мужчиной и женщиной, молодым и старым, молодой женщиной и женщиной уже пожилой, кроме того, между временами года, когда болеют, а также заболевают ли после другой болезни".

В книге "О ветрах", касаясь вопроса об индивидуальной и видовой невосприимчивости к инфекционным болезням, Гиппократ задает риторический вопрос: "...почему же не на всех живых существ нападают такие болезни, а на один какой-либо род из них? Причиною этого, сказал бы я, бывает то, что тело отличается от тела, природа от природы, питание от питания: ведь не всем родам живых существ бывает пригодно и не пригодно одно и то же, но одно полезно одним, другое — другим и ' одно вредит одним, а другое — другим. Поэтому, когда воздух будет наполнен миазмами такого рода, которые враждебны природе людей, тогда люди болеют; когда же воздух будет не пригоден какому-либо иному роду живых существ, тогда эти существа болеют".

Гиппократ отрицал происхождение болезней от сверхъестественных причин и связывал их с материальными факторами: наследственностью, возрастом, питанием, иммунитетом (естественными способностями организма). Эти факторы в своей совокупности и составляют индивидуальную причину болезни. К общим и преимущественно внешним причинам Гиппократ относит влияние климата, времен года, воды, почвы.

В трактате "О воздухе, водах и местностях" и других сочинениях, вошедших в сборник "Гиппократовой астрологии", Гиппократ развивает представление о влиянии звезд и других небесных тел на здоровье человека, на течение его болезней. Особое внимание он уделяет Луне, различные фазы которой и ее положение по отношению к Солнцу, планетам и другим знакам зодиака признавались им решающими в их влиянии на физическое состояние человека. В связи с этим Гиппократ призывал к обязательному изучению врачами астрологии, полагая, что без достаточной астрологической подготовки врач подобен слепцу. Астро­логическое учение Гиппократа пережило свой ренессанс в науке сред­невековья, когда были открыты в итальянских университетах спе­циальные кафедры по преподаванию и изучению астрологии, "заво­евавшей похвалу и признание не только своих ученых коллег, но и могущественных монархов Европы".

Требование индивидуального подхода к природе больного, необхо­димости использования в выздоровлении как "естественных способностей

организма", так и целительных факторов среды, климата, а также образа жизни больного, его гигиены, которая входила у Гиппократа в понятие "диеты", свидетельствует о глубоком научном и рациональном решении им сложных проблем медицины.

"Природа тела, — говорит Гиппократ, — есть точка отправления медицинского учения".

Известно, что в античной науке и, в частности в античной медицине, понятие "природы" ("фюзиса") имело универсальное значение. В приме­нении к человеку это понятие выражало совокупность особенностей его телесной и духовной конституции, обусловленных происхождением, наследственностью и действием окружающей среды.

В развитии патологического процесса Гиппократ часто отводил врачу роль простого наблюдателя, предостерегая его от насильственного вмешательства в естественный ход патологического процесса, призывая его прежде всего "не вредить". Основа терапии Гиппократа — вера в целительные свойства "природы организма". "Природа — врач болезней. Природа сама отыскивает пути без размышления, она достигает нужного без указания и учения". И далее: "Болезни нужно лечить с начала их; если они происходят от истечений, нужно сперва прервать истечения; если они происходят по другой причине, нужно уничтожить начало болезни и тогда лечить ее".

И.Д. Рожанский в очерке "Древнегреческая наука" пишет о том, что для греческих ученых имело значение прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Эта особенность позволила им предвосхитить важнейшую черту всего позднейшего естествознания — моделирование механизма природных явлений.

Просмотров работы: 1832