СОВРЕМЕННОЕ ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ АПК - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННОЕ ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ АПК

Аксенов И.С. 1
1Ргау-МСХА им К.А. Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 227 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения», который определяет основные принципы налогового контроля за сделками между взаимозависимыми лицами. Как отмечают юристы, принятие Закона повлекло значительные изменения правил контроля цен для целей налогообложения. В основном изменения направлены на сделки между взаимозависимыми лицами – то есть на трансфертное ценообразование.

Трансфертное (трансферное) ценообразование (англ. Funds Transfer Pricing, FTP) — реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов.

Для предприятий сферы агропромышленного комплекса, особенно после такого события как вступление 22 августа России во Всемирную Торговую Организацию данные изменения законодательства имеют особое значение и повод для внимания. Вступление в ВТО не только распахнуло ворота для продукции стран членов участников, но и позволяет крупным российским агропромышленным холдингам расширить сферы своего влияния. Следствием является увеличение товарооборота, как с партнерами, так и с взаимозависимыми лицами, что логически ведет к необходимости налоговой оптимизации.

После выхода Методических разъяснений он Федеральной Налоговой Службы по отношению к изменениям законодательства, а так же контроля за его исполнением основными направлениями контроля ФНС Российской Федерации за реализацией закона № 227-ФЗ были определены:

-определение круга взаимозависимых лиц;

-получение сведений о контролируемых сделках;

-налоговый контроль за контролируемыми сделками;

-методы ценообразования.

По сравнению с ранее действовавшими новые правила трансфертного ценообразования расширяют перечень взаимозависимых лиц. Согласно ранее действовавшим правилам, сделка признавалась сделкой между взаимозависимыми лицами, если доля участия одной стороны в другой составляла более 20%, или если стороны являлись физическими лицами, подчиненными одно другому по должностному положению, или состоящими в родственных или брачных отношениях. В перспективе налогового органа является создание единого информационного ресурса – базы взаимозависимых лиц для оптимизации контрольных мероприятий.

Согласно новым правилам указанным в п. 1 и п. 2 ст. 105.1 НК РФ , нижеуказанные сделки признаются сделками между взаимозависимыми лицами:

сделки между сторонами, доля участия одной из которых в другой составляет более 25%;

сделки между сестринскими компаниями, если доля участия в них их общей материнской компании составляет более 25%;

сделки между компанией и лицом, имеющим полномочия по назначению её генерального директора или по меньшей мере 50% состава её совета директоров (наблюдательного совета);

сделки между компаниями, в которых их генеральный директор или по меньшей мере 50% состава их совета директоров (наблюдательного совета) были назначены по решению одного и того же лица;

сделки между компаниями, в которых более 50% состава их совета директоров (наблюдательного совета) составляют один и те же физические лица или их близкие родственники;

сделки между компанией и её генеральным директором;

сделки между компаниями, в которых полномочия генерального директора осуществляет одно и то же лицо;

сделки внутри цепочки компаний (включая физических лиц), где доля участия каждого предыдущего лица в каждой последующей компании составляет более 50%.

Как и прежде, суды имеют право признавать стороны взаимосвязанными по иным основаниям, если отношения между ними являются такими, что одна из сторон может оказывать влияние на решения, принимаемые другой стороной.

Изменения, внесённые в Налоговый Кодекс, существенно сокращают перечень сделок, к которым применяются правила трансфертного ценообразования. Новые правила трансфертного ценообразования, по сути, применяются к сделкам между взаимозависимыми лицами. В список контролируемых сделок также включены внешнеторговые сделки с природными ресурсами, такими, как нефть, металлы, и минеральные удобрения, и сделки с лицами, местом регистрации или местом налогового резидентства которых являются государства, включённые в так называемый "чёрный список" (согласно перечню Министерства Финансов России), если общая сумма доходов по таким сделкам за год превышает 60 млн. руб.

На территории России правила трансфертного ценообразования применяются только к сделкам между взаимозависимыми лицами. По общему правилу, действие правил трансфертного ценообразования распространяется на сделки между взаимозависимыми лицами на внутреннем рынке только в том случае, если общая сумма таких сделок превышает 3 млрд. руб. (2 млрд. руб. в 2013 г.; 1 млрд. руб. в 2014 г.). К некоторым сделкам между взаимозависимыми лицами на внутреннем рынке применяются более низкие пороговые значения, например, к таким как сделки с лицами, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход. Правила трансфертного ценообразования применяются к таким сделкам, если общая сумма доходов по сделке за год превышает 100 млн. руб.

Основным документом, посредством которого планируется получать информацию, является уведомление налогоплательщика и извещение налогового органа по контролируемым сделкам. В данное время формы данных документов являются на стадии визирования.

Организация налогового контроля в связи с совершением контролируемых сделок закреплена законом за центральным аппаратом ФНС России. Налоговый контроль за сделками между взаимозависимыми лицами не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок территориальных органов а осуществляется именно в рамках полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

По итогам проверки будет оформлена справка о проведении проверки или акт, в зависимости от наличия нарушений. В случае несогласия с решением комиссии налогоплательщик имеет право обратиться в суд. Сроки проведения проверок ограничены 6 месяцами с возможностями продления до 12 месяцев для резидентов и 18 для нерезидентов.

Порядок применения методов подробно расписан в соответствующих статьях Налогового кодекса (ст.ст. 105.9 - 105.13).

Метод сопоставимых рыночных цен;

Метод цены последующей реализации;

Затратный метод;

Метод сопоставимой рентабельности;

Метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более методов. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам. При перепродаже товаров приоритетным может являться метод цены последующей реализации (п.2 ст. 105.10 НК РФ).

Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены рыночному уровню цен при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке. В иных случаях применяются другие методы.

В случае невозможности применения указанных методов, рыночная цена разовой сделки (сделки, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе) может быть определена путем проведения независимой оценки в соответствии с действующим законодательством РФ или иностранного государства.

Безусловно, изменение законодательства в такой сфере, как трансфертное ценообразование, имеет подводные камни в основном для организаций ранее выводивших свою налогооблагаемую базу за пределы Российской Федерации, тем самым оптимизируя свои расходы, но уменьшая прибыль государства. Для всех же остальных компаний принятие данного закона значительно облегчит сосуществование и позволит оптимизировать свои расходы, а так же уменьшить нагрузку на ликвидные активы, тем самым повысив деловую активность Российских компаний, что в свете ситуации в Мире не может не радовать.

Аксенов Илья

Graduate student Aksenov Iliya Sergeevich

2013 год.

Просмотров работы: 2355