ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ШАГ К УСПЕХУ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ШАГ К УСПЕХУ»

Рыбка Е.А. 1
1Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Проанализировав возрастно-психологические особенности современного студенчества, мы сделали вывод, что студенчество характеризуется высоким познавательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и становлением всей интеллектуальной системы и личности в целом. Основные новообразования развития студента это: развитие самопознания и самообразования; выбор жизненных ценностей; поиск своего места в мире; осознание того, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни. Следовательно, результатом развития студента является психологическая готовность к профессиональной деятельности.

Одним из важнейших показателей готовности является период адаптации к трудовой деятельности. Вместе с тем для определения уровня готовности нужна характеристика процесса и результатов деятельности специалиста впервые месяцы его работы после назначения.

Но, несмотря на многообразие направлений, изучающих формы готовности, все сходятся на том, что для успешного формирования готовности необходимо знать и учитывать особенности того вида деятельности, к которому проводится подготовка, сохранять и поддерживать настроенность на предстоящую работу в полном соответствии с характером и сложностью ее задач.

Таким образом, анализ состояния проблемы психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности и изучение трудов таких авторов, как М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовича, Я. Л. Коломинского, Б. Г. Ананьева, В. А. Крутецкого и д.р., показали, что это психическое состояние, характеризующееся мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности, включающее в себя следующие компоненты: мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые.

Выделение данных компонентов психологической готовности позволило нам, составить и апробировать программу психолого-педагогической диагностики психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, с целью выявления трудностей и помощи в адаптации молодым специалистам, в которую вошли следующие методики: Тест-опросник для измерения мотивации достижения (А. Мехрабиана); Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокича); Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл); Тест «Самооценка силы воли» (Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко).

Полученные результаты после проведения первичной диагностики в октябре 2012 года были нами обработаны и проанализированы.

По тесту-опроснику для измерения мотивации достижения (А. Мехрабиана) было выявлено, что у 17% студентов выражена мотивация избегания неудач, соответственно, у большинства респондентов выражена мотивация стремление к успеху, а именно 83% (рис. 1).

Рис. 1. Результаты первичной диагностики по тесту-опроснику для измерения мотивации достижения (А. Мехрабиана)

Студенты, обладающие высоким уровнем мотивации стремление к успеху, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

Избегание неудач для студентов характеризуется следующей моделью поведения: человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания. У индивидов явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели.

По методике диагностики «Ценностные ориентации» (М. Рокича) были получены следующие результаты: в терминальных ценностях на первое место студенты ставят уверенность в себе, а на последнем месте находится счастье других. В инструментальных ценностях на первом месте у опрошенных студентов находится жизнерадостность и чувство юмора, а на последнем месте высокие запросы (притязания) (рис. 2). Следовательно, такие ценности как, материальное обеспечение, образованность, интересная работа, независимость и т.д., стоят в центре иерархии жизненных ценностей студентов.

Рис. 2. Результаты первичной диагностики по методике диагностики «Ценностные ориентации» (М. Рокича)

Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения.

Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность студента. По этому, если убедить студентов в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно. А значит и повысится уровень психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов.

С целью выявления уровня самооценки силы воли мы использовали методику Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко, и нами были получены следующие результаты: у опрошенных студентов наблюдается средний уровень «Силы воли» (рис. 3).

Рис. 3. Результаты первичной диагностики по методике диагностики «Самооценка силы воли» (Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко)

Сила воли полезна и необходима во всех сферах жизни, в спорте, достижении целей, улучшении собственной личности и конечно в обучении. Это навык, который стоит развивать всем, особенно студентам. Ведь, сила воли помогает сосредоточить свой разум на цели и провести его туда, не отвлекаясь ни на что. А главное добиться поставленной перед собой цели.

Эмоциональный интеллект — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций. При диагностике эмоционального интеллекта мы использовали методику Н. Холла. Нами были получены следующие результаты: у опрошенных студентов наблюдается средний уровень эмоционального интеллекта по 4 из 5 шкал, а по 1 из 5 шкал низкий уровень, а именно по шкале самомотивации (рис. 4). Следовательно, опрошенным нами студентам нужно развивать такие качества как: умение распознать эмоции других людей, умение управлять своими эмоциями, самомотивацию и эмоциональную осведомленность. Эти качества важны во всех сферах жизни, а особенно в профессиональной деятельности.

Рис. 4. Результаты первичной диагностики по методике диагностики эмоционального интеллекта (Н. Холла)

Результаты первичной диагностики по выявлению сформированности компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности показали, что у опрошенных нами студентов не сформированы такие компоненты психологической готовности как:

  1. мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);

  2. эмоциональные (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевления);

  3. волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от посторонних воздействий, преодоление сомнений, боязни).

А такие компоненты как, познавательные (понимание обязанностей, задач, оценки ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки), нужно перестраивать, а именно ценностные ориентации студентов.

Эти исследования подтверждают необходимость создания программы факультативного курса «Шаг к успеху», цель которого подготовка выпускников ВУЗов к профессиональной адаптации, с помощью оптимизации коммуникативных, мотивационных, эмоционально-волевых, познавательных возможностей молодого специалиста, необходимых для организации продуктивного взаимодействия с другими людьми в практической деятельности и в межличностных отношениях

В основе факультатива «Шаг к успеху» лежат принципы, выделенные И.П. Подласым: принцип сознательности и активности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, принцип доступности, принцип научности, принцип связи теории с практикой.

В данном факультативе используются следующие методы работы: метод формирования сознания личности (беседа, лекция, мозговой штурм, активное обучение и т.д.); метод деловой игры; метод иллюстрации; метод контроля, самоконтроля и самооценки.

Форма работы: групповая, коллективная.

Каждое занятие построено таким образом, что происходит частая смена видов деятельности, при этом соблюдается принцип от простого к сложному.

Программа включает в себя 16 тем.

В содержание занятий включено:

  1. проведение лекций и бесед по темам занятий;

  2. просмотр презентаций по темам занятий;

  3. различные деловые игры и формы активного обучения;

  4. мастер классы;

  5. самостоятельная работа.

Факультатив разработан и основывается на проводимых исследованиях И.Н. Шпильрейна по профессиографическому изучению различных профессий, К.М. Гуревича по профпригодности к деятельности, Е.А. Климова по профессиональному самоопределению, на опыте Учебно-научной Лаборатории Педагогики и Психологии ТИ (ф) СВФУ и др.

Мы полагаем, что данный факультатив будет способствовать формированию психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, так как после прохождения курса студент будет знать: систему понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально-психологических ситуаций; методы и приемы установления контакта посредством деловой письменной и устной коммуникации; вербальные и невербальные способы общения с работодателем; эффективные методы убеждения и успешные стратегии поведения. Студент будет уметь: использовать на практике средства деловой устной и письменной коммуникации; создавать собственную систему поиска и поступления на работу; эффективно владеть способами общения с работодателем и умением самопрезентовать себя и свои профессиональные возможности; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в практической деятельности и в межличностных отношениях. Что очень важно при самостоятельном поиске и поступлении на работу для любого молодого специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 76 с.

  2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. - 2004. - № 11. – С. 10-13.

  3. Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учеб. пособие. - М.: Академия, 1997. – 34 с.

Youth - time of introspection and self-evaluation. Self-assessment is carried out by comparing the ideal "I" with the real. But perfect "I" is not verified and may be accidental, but the real "I" is not fully evaluated the personality. This is an objective contradiction in the development of the young person can make him an inner self-doubt and sometimes accompanied by external aggression, or a sense of familiarity incomprehensibility.

Analyzing age-psychological characteristics of contemporary students, we have concluded that the student has a high cognitive level, high cognitive motivation, the highest social activity and the formation of the intellectual system and the whole person. The main tumor development student is: the development of self-knowledge and self-education, the choice of values ​​in life, finding one's place in the world, awareness of the sequence in which he applied his skills to self-realization in work and in life itself. Consequently, the result of the development of the student is a psychological readiness to professional activities.

One of the most important indicators of readiness is a period of adjustment to work. However, to determine the level of readiness of the required characteristics of the process and results of the first months of his professional work after the appointment.

But, despite the variety of directions, studying the form of readiness, all agree that the successful formation of readiness should know and take into account the peculiarities of the activity to which to prepare, preserve and maintain the mood for the upcoming work in full accordance with the nature and complexity of its problems.

Thus, the analysis of the problem of the psychological readiness of students for future careers and study of the works of authors such as MI Dyachenko, LA Kandybovicha, JL Kolominsky, BG Anan, VA and Krutetskaya date of birth, showed that it is a mental state characterized by the mobilization of resources, the subject of labor for a specific activity, which includes the following components: motivational, cognitive, emotional, and volitional.

Isolation of components of psychological readiness allows us to compile and test a program of psychological and educational assessment of psychological readiness of students for future careers in order to identify problems and assist with adaptation for young professionals, which includes the following methods: tests, questionnaires to measure achievement motivation (A . Mehrabian) method of "Values" (M. Rokeach) Diagnosis of "emotional intelligence" (N. Hall) Test "Self-will power" (EP Feshchenko Ilyin and EK).

The results obtained after the primary diagnosis in October 2012, we have been processed and analyzed.

According to tests, questionnaires to measure achievement motivation (Mehrabian) revealed that 17% of the students expressed the motivation of avoiding failure, respectively, the majority of respondents expressed the motivation of striving for success, namely 83% (Figure 1).

Fig. 1. The results for the primary diagnosis tests, questionnaires to measure achievement motivation (Mehrabian)

Students who have a high level of motivation will to succeed, look for the situation to achieve, believe in a successful outcome, looking for information for the evaluation of their success, are ready to take responsibility, determined in uncertain situations, are assertive in the pursuit of goals, enjoy the interesting solutions tasks are not lost in competitive situations, show great perseverance when faced with obstacles.

Avoidance of failure for students characterized by the following pattern of behavior: the person who originally motivated to fail, showing lack of confidence, does not believe in the possibility of success, fear of criticism. With work, especially one that could lead to the possibility of failure, it is usually related to negative emotional experiences. Individuals clearly expressed purpose of the activities is not how to achieve success and to avoid failure, all of their thoughts and actions in the first place subject to this goal.

On how to diagnose "Values" (M. Rokeach) were as follows: in the terminal value in the first place give students self-confidence, and the last place is the happiness of others. In the instrumental value on first place in the students surveyed are cheerfulness and sense of humor, and the last the highest demands (claims) (Fig. 2). Consequently, values ​​such as, logistics, education, interesting work, independence, etc., are the focus of the hierarchy of values ​​in life of students.

Fig. 2. The results of initial diagnosis by the method of diagnosis "Values​​" (M. Rokeach)

Youth today in crisis. Along with the collapse of the social order and moral ideals, collapsed many of the traditional norms and behaviors.

Is a sharp revaluation of values​​. Young people have to adapt to the rapidly changing conditions of life. Changing moral ideals and values. All these factors have a significant, is not always positive influence on the personality of the student. According to this, if necessary, to convince students to self-education and help them to organize it, the process of identity formation will proceed more efficiently. So also increase the level of psychological preparedness for professional work with students.

In order to determine the level of self-esteem will power, we used the method of EP Ilyin and EK Feshchenko, and we obtained the following results: the average of the students observed the level of "Willpower" (Fig. 3).

Fig. 3. The results of initial diagnosis by the method of diagnosis "Self-will power" (EP Ilyin and EK Feshchenko)

Will power is useful and necessary in all spheres of life, in sports, goals, self improvement, and of course in training. This is a skill that is developed for all, especially the students. After all, the strength of will help to focus your mind on the goal and hold it there without being distracted no matter what. And most importantly to achieve its goals.

Emotional Intelligence - the ability to operate with human emotional information, that is the one that receives or transfers through emotions. In the diagnosis of emotional intelligence, we used the method of N. Hall. We obtained the following results: the average of the students observed the level of emotional intelligence in 4 of 5 scales, and on one of the five scales low, namely, self-motivation scale (Figure 4). Therefore, we surveyed students need to develop qualities such as the ability to recognize the emotions of others, the ability to manage their emotions, self-motivation, and emotional awareness. These qualities are important in all spheres of life, especially in professional activities.

Fig. 4. The results of initial diagnosis by the method of diagnosis of emotional intelligence (N. Hall)

The results of initial diagnosis to identify the components of formation of psychological readiness of students for professional work showed that the surveyed students are not formed components such as psychological readiness:

1) motivational (need to successfully complete the task, interest in activity, the desire to succeed and to show their best side);

2) emotional (feeling of responsibility, confidence of success, inspiration);

3) volitional (control themselves and mobilization, focusing on the task, the distraction of extraneous influences, overcoming doubt, fear).

A components such as cognitive (understanding the responsibilities, tasks, assess its importance, the knowledge of the goal, the view of likely changes in the situation), it is necessary to rebuild, that is the value orientations of students.

These studies support the need for a program of optional course "Step to Success", which aims to prepare graduates for professional adaptation, by optimizing communication, motivational, emotional, volitional, cognitive capabilities of young professionals needed to form a productive interaction with others in the practice of and in interpersonal relationships

At the core electives "Step to Success" on the principles of allocated IP Podlas: the principle of consciousness and activity, the principle of regularity and consistency, the strength of the principle of learning, the accessibility, the scientific principle, the principle of linking theory to practice.

In this elective, the following working methods: the method of forming the consciousness of personality (discussions, lectures, brainstorming, active learning, etc.), the method of the simulation game, the method of illustration, the method of control, self-control and self-esteem.

Form of: group, collective.

Each session is structured in such a way that is a frequent change of activity, with the principle from the simple to the complex.

The program includes 16 topics.

The content of training included:

1) lectures and discussions on topics classes;

2) to view presentations on topics classes;

3) various forms of business games and active learning;

4) The master classes;

5) self-study.

Optional developed and is based on ongoing research, IN Spielrein professiograficheskomu on the study of various professions, KM Hurewicz proficiency in activities EA Klimau professional self, the experience of educational and scientific laboratory of Pedagogy and Psychology of (f) NEFU etc.

We believe that this will contribute to a facultative psychological readiness of students for professional careers, as after passing the course the student will know: a system of concepts and ideas necessary for the psychological analysis of his personality and the social and psychological situations, methods and techniques of making contact through business writing and oral communication, verbal and non-verbal modes of communication with the employer, effective persuasion techniques and successful strategies of behavior. The student will be able to: use in practice means the business of oral and written communication, to create their own search engine and starting work, effectively own the means of communication with the employer and the ability samoprezentovat yourself and professional opportunities; productively interact with other people in practice and in relationships . What is very important for self-searching and applying for a job for any young professional.

REFERENCES

1. BG Ananiev Man as an object of knowledge. - L.: LSU, 1968. - 76 p.

2. Baidenko VI Competence in vocational education (competency approach to development) / / Higher Education in Russia. - 2004. - № 11. - S. 10-13.

3. KM Gurevich Psychological diagnosis: studies. allowance. - Moscow: The Academy, 1997. - 34.

Просмотров работы: 3417