ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пространственная ориентация – способность ориентироваться в своём местонахождении относительно определённых объектов и событий. Данное понятие предложил психолог В.С. Сверлов, проводивший ряд исследований в области изучения пространственной ориентации дошкольников, «Пространственная ориентация и её особенности» 1951год.

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.). Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета.Для нахождения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя и окружающие предметы в определенной точке. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность.

В процессе ориентации осуществляется восприятие пространства, сличение воспринятого с имеющимися представлениями и определение взаиморасположения человека и окружающих его объектов. Сложившаяся на основе условнорефлекторной деятельности мозга единая для человека система отсчета, благодаря которой он ориентируется, отражает трехмерность пространства и представляет собой систему направлений от какой-либо точки отсчета, которой может быть как собственное тело, так и любой из окружающих нас объектов. Различение направлений, из которых слагается система отсчета - впереди-сзади, справа-слева, вверху-внизу и промежуточные - формируется на основе выработки двигательных дифференцировок, связанных с показаниями органов чувств. Система отсчета образуется в результате чувственного, практического различения пространственных отношений, за которыми впоследствии закрепляются обозначения.Ориентацию в пространстве можно определить как процесс решения трех задач, которые принято называть “выбор направления”, “сохранение направления”, “обнаружение цели”. Решение этих задач необходимо для ориентации в любом пространстве - для ближней ориентации в малом пространстве, когда непосредственно воспринимаются ориентиры, по которым определяется положение, и для дальней ориентации в большом пространстве, когда ориентиры находятся вне зоны восприятия (видимости, слышимости, осязания). Процесс пространственного различения осуществляется благодаря совокупной условнорефлекторной деятельности всех анализаторов.

Ориентировка в пространстве означает ориентировку на местности. По мнению В.С. Сверлова она предполагает определение:

а) «точки состояния», т.е. местонахождения человека по отношению к окружающим его объектам;

б) местоположения предметов (или людей) относительно фиксированного положения человека в пространстве;

в) пространственного расположения предметов относительно друг другу, т.е. пространственных отношений между ними.

Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве. Изучением пространственной ориентации занимались многие известные психологи, педагоги, физиологи.

Изучением пространственной ориентации слабовидящих дошкольников занимались известные психологи, физиологи и педагоги, такие как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, В.С. Сверлов, Ф.Н. Шемякин, И.П. Павлов, И.М. Сеченов и многие другие. Особенности пространственной ориентировки слабовидящих дошкольников складывались из огромного количества проведённых работ известных отечественных и зарубежных учёных, внёсших большой вклад в развитие различных областей знаний.

В тифлопсихологии конца XIX в. нарушения ориентации при слабовидение объяснялись с позиций рецепторной теории. Согласно этой теории пространственное различение является функцией симультанного зрения. Представители рассматриваемой теории считали, что невозможно составить представление о пространстве на основе сукцессионного осязательного восприятия.

КонцепцияК.Штейнберга, М. Крогиуса о несимультанности и “не наглядности” пространственных представлений слабовидящих, основанная на противопоставлении зрения и осязания, оказалась несостоятельной. Некоторые авторы допускали возможность целостного и одномоментного восприятия пространственных свойств и отношений осязательно. Но при этом они ограничивали отражаемое пространство зоной действия рук, что вело по сути дела к отрицанию возможности самостоятельной ориентировки в большом пространстве.

В.С. Сверлов отмечает в своей работе «Пространственная ориентировка слабовидящих»(1951г), что действительная причина трудностей, испытываемых слабовидящими в ориентировочной деятельности, заключается не в том, что человек при помощи осязания и других сохранных видов восприятия якобы не способен отразить пространственные признаки и отношения внешнею мира, а в том, что при слабовидении , во-первых, сужается поле и снижается точность и дифференцированность восприятия пространства и соответственно пространственных представлений, а во-вторых, значительно ограничивается возможность воспринимать мир дистанно. Указанные причины затрудняют формирование навыков пространственной ориентировки и в ряде случаев делают невозможной ее автоматизацию. Зрячие во многих случаях определяют свое местоположение, оценивают обстановку и преодолевают препятствия автоматически. В то же время слабовидящие производят аналогичные операции под непрерывным контролем сознания. Самое незначительное препятствие - выбоина на тротуаре, лужа, любое изменение даже хорошо знакомой местности, - которое зрячий преодолевает не задумываясь, требует от слабовидящего большого внимания и наблюдательности. Это, разумеется, не означает, что ориентировочные навыки слабовидящих не автоматизируются вообще. “В ориентировке слабовидящих, как и в ориентировке зрячих, имеется некоторая часть действия, сенсомоторная регуляция которых вследствие частой повторяемости становится привычной и совершается без видимого участия сознания, автоматически.

Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет, на безе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида № 45 г. Ставрополя. Дети с удовольствием приняли участие в исследовании, но в каждой из методике у дошкольников вызывали трудности отдельные задания. Исследования проводились и с детьми в норме, для их сравнения со слабовидящими дошкольниками.

Методики были подобраны так, чтобы обеим категориям детей было интересно, и не слишком сложно. Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов. Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства. На основе этого и были проведены следующие нижеуказанные методики, способствующие выявлению основных представлений пространственной ориентации.

После проведения всех четырёх методик у обеих групп были подсчитаны результаты.

Методика № 1. «Определение пространственной ориентации» Л.И. Солнцевой.

Методика направлена на определение пространственных представлений слабовидящими дошкольниками.

Сравнительный анализ пространственной ориентации слабовидящих детей и дошкольников, развивающихся в норме показал, Высокий уровень пространственной ориентации у слабовидящих детей на 16% меньше, чем у нормы.

Средний уровень пространственной ориентации у слабовидящих также на 16% меньше, чем у нормы.

Низкий уровень пространственной ориентации у слабовидящих составляет 34%, тогда как у нормы он равен нулю.

Таким образом можно отметить, что дети обеих групп справились с выполнением методики и были заинтересованы в выполнении заданий.

Методика № 2. «Коробка форм» Л.А. Венгера.

Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений точности координационных движений.

Высокий уровень пространственной ориентации у слабовидящих и нормы составляет 34%.

Средний уровень пространственной ориентации у слабовидящих на 16,6% меньше, в отличии от нормы. Из этого следует, что слабовидящие дети хуже справились с заданиями.

Низкий уровень пространственной ориентации у нормы отсутствует, а у слабовидящих составляет 16,6%.

Таким образом, можно отметить, что слабовидящие дети хуже воспринимают форму и пространственные отношения в отличии от нормально развивающихся, так как им сложно ориентироваться в пространстве в силу своих физиологических особенностей, связанных с нарушением зрения.

Методика № 3. «Определи правую и левую сторону» Л.И. Плаксиной.

Методика направлена на выявление знания детей о частях своего тела, лица, их назначений.

Высокий уровень пространственной ориентации у слабовидящих на 50% ниже чем у нормы, что выражено в снижении уровня пространственной ориентации у слабовидящих дошкольников.

Средний уровень пространственной ориентации у слабовидящих больше чем у нормы на 16,7%, что выражено в хорошо выполненых заданиях слабовидящими детьми.

Низкий уровень пространственной ориентации у слабовидящих составил 33,3%, тогда как у нормы он равен нулю, эти дети достаточно хорошо справились со всеми заданиями, не было выявлено особых ошибок.

В результате можно отметить, что слабовидящие дети хуже определяли части тела и их назначение в отличии от нормы, так как им сложно ориентироваться на себе и называть свои части тела.

Методика № 4. «Положи верно».

Данная методика направлена на выявление умения ребёнка ориентироваться на листе бумаги. Методика оказалась не сложной для обеих групп, все дети с удовольствием выполняли предложенные задания.

Высокий уровень пространственной ориентации слабовидящих на 16,7% ниже чем у нормы, что связано с возникшими трудностями в задании. Средний уровень пространственной ориентации у слабовидящих и у нормы равен 50%.

Низкий уровень пространственной ориентации у слабовидящих равен 16,6%, тогда как у нормы 0%.

Результаты каждой методики различны и именно они дают оценку ориентации в пространстве, характеризующую и экспериментальную и контрольную группы. В целом можно отметить, что детям было интересно участвовать в методиках, в ходе работы у них ярко выражалось чувство заинтересованности, в завершении каждой методики они задавали вопросы.

7

Просмотров работы: 8519