ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст является кризисным периодом в жизни молодого человека. В этот период происходят не только физиологические изменения в организме, но также и психологические, то есть происходит развитие и становление личности, и, естественно, у подрастающего человека изменяются отношения с социумом: с родителями, друзьями, учителями, знакомыми и т.д. Полностью меняется мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру.

В настоящее время принято считать, что подростковый возраст охватывает возраста от 11-13 до 14-16 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Молодых людей этого возраста начинают волновать вопросы: идти вперёд или стоять на месте; с кем общаться, а кого избегать; кому доверять - кому нет. А самый важный вопрос, который беспокоит подростка - какую выбрать профессию. И это очень важный «шаг» в жизни молодого человека.

Сейчас в нашей стране, в связи с введением Единого Государственного Экзамена, как единственной формы государственной итоговой аттестации и приёма в вузы, жизнь молодых людей несколько усложнилась. Подростку по поводу поступления начинают советовать родители, знакомые, друзья, но только он сам должен решить за себя этот нелёгкий вопрос. Для того, чтобы взрослеющему человеку найти «своё место» в жизни, ему нужно: учиться, развиваться, приобретать, добиваться, проявлять инициативу. Следовательно, для этого ему нужен определённый «толчок», стимул. Именно этим стимулом и является мотивация. Мотивация подростка-это то, что побуждает его двигаться в том или ином направлении.

В России вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.А. Джидарьян, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.Н.Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский и другие.

Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой.

За рубежом изучением проблемы мотивации занимались М.Аргайл, В.К. Вилюнас, К. Мадсен, Ж. Годфруа, К. Мадсен, А.Маслоу, Х.Мюррей, Ж.Ньютенн, А. Шопенгауэр.

А.К Марковой рассматриваются следующие типы отношения школьника к учению и соответственно характер его мотивации, и состояние учебной деятельности: отрицательное, нейтральное (пассивное) отношение, положительное (аморфное, нерасчленённое, ситуативное), положительное (познавательное осознанное), положительное (активное, инициативное, творческое) отношение, положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение.

Первый уровень мотивации учения, отрицательный, характеризуется отрицательным типом отношения к учению. Наблюдается преобладание мотивов избегания неприятностей, наказания. Преобладают индивидуалистические мотивы. Отсутствует интерес к процессу и содержанию учения. Учащийся объясняет свои неудачи внешними причинами. При самостоятельной постановке целей испытывает затруднения. Отвлекается от поставленной цели, не может её удержать и вернуться к ней после отвлечения. Деятельность прекращается после затруднений и ошибок. У учащегося преобладают отрицательные эмоции избегания, страха, обиды, неудовлетворенности собой и учителем.

Второй уровень мотивации учения, нейтральный, характеризуется нейтральным (пассивным) отношением к учению. У учащегося наблюдаются ещё очень неустойчивые мотивы интереса к внешним результатам учения. Учащийся не может самостоятельно поставить цель, уходит от трудностей и не возвращается к нерешенным задачам. У него преобладают отрицательные эмоции скуки, неуверенность. Проявляется эмоциональная неустойчивость.

Третий уровень мотивации учения, положительный аморфный, характеризуется положительным, аморфным, нерасчленённым и ситуативным отношением к учению. Это отношение уже заранее задано и может быть названо предотношением. У учащегося наблюдается интерес к результату учения как широкий познавательный мотив и заинтересованность в отметке учителя. Присутствуют широкие диффузные моциальные мотивы ответственности. Но мотивация ещё носит неустойчивый характер. Умеет ориентироваться на поставленную учителем цель, понимает и осмысляет их. Ориентируется на результаты своей деятельности. У учащегося наблюдаются эмоции удивления, переживания необычности и новизны, развлекательности учебного материала. Он испытывает положительные эмоции от пребывания в школе. У учащегося сформирован положительный настрой к учению, который всё ещё зависит от ситуации.

Четвёртый уровень мотивации учения, положительный познавательный, характеризуется положительным познавательным, осознанным отношением к учению. У учащегося сформированы учебно-познавательные мотивы как интерес к разным способам добывания знаний, осознанное соотнесение мотивов и целей своих действий. Учащийся понимает связь результата со своими возможностями. Он различает трудность задачи и свои возможности, способности и усилия в постановке реалистических целей. Учащийся уже умеет оценить вероятность успеха при решении задачи, умеет оценить временные и энергетические затраты, необходимые для достижения цели. Умеет объяснить причины своих успехов и неудач, как объективной трудностью задачи, так и недостатком своих усилий в решении данного задания. Отметка учителя анализируется и с позиций затраты своих усилий, учитывается трудность задачи и наличие способностей для её решения на данный момент.

Пятый уровень мотивации учения, положительный активный, характеризуется положительным активным, инициативным и творческим отношением к учению. У учащегося наблюдаются мотивы совершенствования способов учебно-познавательной деятельности, самостоятельность мотивов, осознанное восприятие своих мотивов и целей. При постановке целей учащийся проявляет самостоятельность, проявляет инициативу. Он умеет гибко ставить цели, которые меняются в зависимости от ситуации. Учащийся осознаёт себя субъектом учебной деятельности и источником активности в учении. У учащегося преобладают положительные эмоции при постановке нестереотипных целей. Наблюдаются эмоции, предваряющие и регулирующие деятельность, конструктивного сомнения, неудовлетворённости.

Шестой уровень мотивации учения личностный, характеризуется положительным личностным ответственным и действенным отношением к учению. У учащегося преобладают мотивы совершенствования способов сотрудничества в ходе учебно-познавательной деятельности, соподчинение мотивов и их устойчивая иерархия с доминированием. Учащийся легко проходит этап борьбы мотивов. У него преобладают мотивы ответственности на основе осознания причастности к результатам совместной учебной деятельности. Учащийся способен поставить и достигнуть все виды целей, умеет ставить социально значимые цели. Умеет принимать решения, предвидит социальные результаты и последствия достижения своих целей.

Таким образом, в нашем исследовании, нам необходимо было изучить мотивы учебной деятельности самого тяжёлого периода в жизни каждого человека - подросткового возраста; выяснить, что влияет на возникновение мотивации учения и какие именно виды мотивов учебной деятельности преобладают в данном возрасте, а также нужно было определить негативные факторы, препятствующие появлению мотивации. Так как в дальнейшем изучение мотивов учебной деятельности подростков позволит найти определённые средства и методы воспитания, направленные на формирование созидательных мотивов, подталкивающих молодых людей к активной и успешной учебной деятельности, потому что мотивационный компонент -решающий фактор влияния на учебный процесс.

По статистике последних лет, мотивация к учебной деятельности у детей снижается с каждым годом. В учебных группах бытует ложное мнение, что школьное образование современности является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни.

Каждый подросток должен осознать: зачем он учится? Что он хочет получить от школы и от образования? Что может дать ему школа и что он может из нее почерпнуть? Что значит быть учеником? Ценность командной работы заключается в том, что эти вопросы проясняются индивидуально для каждого и одновременно для всего коллектива в целом.

Школа — один из социальных институтов, где ребенок проводит значительный период своей жизни и большую часть световых суток. Когда дети впервые приходят в школу, они ждут от нее чего-то нового и необычного. Она, с одной стороны, пугает, с другой — манит и привлекает. Задача педагогического состава — сделать жизнь в ней увлекательной, позитивно направленной и интересной – создать мотивационную среду.

Заинтересованность учащегося в учебном процессе в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса. Распространение позитивных и негативных веяний — от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива. Ответственность за свое будущее — от осознанности перспектив, которые открывает перед ребенком школа.

Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться в конкретном учебном заведении, возможно с помощью совместной работы всего педагогического коллектива и школьного психолога.

В Северо-Кавказском федеральном университете на кафедре коррекционной педагогики и психологии проводились исследования, для которых нами были использованы 3 методики (методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л.Байбородова); методика изучения познавательной потребности у школьников, предложенная В.С.Юркевич, а также методика диагностики мотивации личности тест-опросник МУН А.А. Реана), мы пришли к выводу, что у подростков личностные мотивы преобладают над коллективистскими и престижными. То есть большинство подростков хочет проявить себя, показать то, на что они способны (перед сверстниками, учителями, друзьями и т.д.). Также мы выяснили, что у большинства подростков (60 %) сильно выражена познавательная потребность. Изучая мотивацию личности подростков, нам удалось выяснить, что мотивация успеха заметно преобладает над мотивацией боязни неудач. Ещё мы выяснили, что из пяти уровней мотивации у подростков преобладает третий уровень (социальный мотив).

Таким образом, в нашем исследовании нам удалось выяснить, что большее количество процентов составляют подростки, которые с радостью ходят в школу, учебные предметы вызывают у них большой интерес. Это явление можно объяснить тем, что ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является ОБЩЕНИЕ, а так как наши испытуемые имеют положительные результаты мотивации, следовательно, они занимают удовлетворяющее место в системе общения в классе, у них отсутствуют конфликтные ситуации со сверстниками и учителями, активно взаимодействуют со сверстниками, ощущают себя среди них достаточно комфортно и непринуждённо, чувствуют себя «полезными» обществу, самостоятельными и независимыми, поэтому у них возникает большое желание получать знания. Они строят планы на будущее и точно знают, чего хотят «от жизни».

Так как для подросткового возраста характерно преобладание такого вида деятельности, как общение, который является ведущим, следовательно, можно изучать, не только взаимодействие ребёнка с классом, но также и с его ближайшим окружением за пределами школы (с семьёй, знакомыми, друзьями со двора и т.д.), потому что отрицательное влияние с этой стороны также может «нанести удар» по неокрепшей психики ребёнка, что может негативно отразиться на учебной деятельности подростка.

Просмотров работы: 6664