Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентирована на научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Это становится реальностью при условии детальной разработки целей инновационной деятельности на основе стратегических программ предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и инновационной политики, а также конкретных мер по их реализации. Под нововведением принято понимать конкретный объект или мероприятия, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Нововведениями называют: неизвестные потребителю блага или новая продукция, услуги; неизвестный метод производства продукции или услуг; разработка новых материалов и элементов; получение нового источника сырья и энергии; организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).
Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные.
В современных условиях сложились устойчивые механизмы управления научно-технической деятельностью, отражающие особенности интеграции науки и производства, главными из которых являются: ориентация исследований и разработок на потребности рынка; усиление влияния рыночных факторов и рыночной конъюнктуры на определение целей и стратегий предприятий. Формы организации и управления научными исследованиями имеют большое разнообразие: 1)государственные научно-технические центры и программы; 3)независимые научно-технические организации; 4)внутрифирменные научно-технические центры; 5)научно-технические филиалы и дочерние научно-технические компании промышленных фирм и ТНК; 6)внутрифирменная сеть научных подразделений (подразделения НИОКР); 7)научно-технические (творческие) коллективы по программам и проектам. 8)технопарки; 9)корпорации научных и технических коллективов типа «вуз-завод», «университет-фирма» и другие.
Главной задачей системы управления нововведениями стало внедрение более гибкой и комплексной системы планирования, координации и стимулирования инноваций, направленных на развитие предприятия, а также ускорение разработки и внедрения новой продукции за счет специализации работ в рамках инновационного процесса. Организационно это реализуется путем рассредоточения служб и отделов, занимающихся реализацией технической политики и управлением нововведениями, по различным уровням организационной структуры и внедрения отлаженной системы их взаимодействия и контроля. Такой подход отражает высокий уровень специализации производственных отделений и других структурных подразделений предприятия и предполагает раздельное планирование и финансирование новой продукции и новых видов создаваемых изделий. Этот подход имеет широкое распространение и продолжает эффективно функционировать во многих ведущих компаниях.
В наукоемких отраслях произошел переход к новой интегрированной системе управления инновационным процессом как самостоятельным объектом управления, которая подразумевает:
1)создание на высшем уровне управления предприятием специализированных формирований и подразделений в форме советов, комитетов или рабочих групп по разработке научно-технической политики (инновационной политики) предприятия, корпорации; создание центральных служб новых продуктов;
2)выделение целевых проектных групп по разработке новой продукции; повышение роли подразделений НИОКР в производственных отделениях, научных лабораторий и научных центров, занимающихся инновационной деятельностью;
3)образование венчурных подразделений и фондов стимулирования инновационной деятельности; организацию консультационной помощи в области нововведений;
7) создание специальных отраслевых лабораторий по проблемам освоения новой технологии.
Можно сделать следующие выводы:
1.Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия (корпорации) на рынке в целом. В силу этого управление инновационный деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.
2.Новым продуктом называют товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к существующему ассортименту.
3.Процесс инноваций включает ряд последовательных этапов: систематизация поступающих идей нововведений, формирование идеи нового продукта, анализ экономической эффективности нового продукта, создание нового продукта, тестирование нового товара на рынке, принятие решения о внедрении нового продукта в производство.
4.Реализация инновационного процесса может быть организована по одному из трех известных практически апробированных методов:
-последовательная форма организации работ;
-параллельная форма организации работ;
-интегральная форма организации работ.
Карро Ирена Имантовна, Сорокина Оксана Александровна, Леонова Мария Николаевна |
Филиал Воронежского ГАСУ в городе Борисоглебске, кафедра «Экономики и управления строительством», курс 3 |
город Борисоглебск, улица Свободы, дом 195 (397160) |
irina-karro@mail.ru |
Управление инновационной деятельностью. |
Секция «Экономика и управление» |
640 руб. 00 коп. № плат.документа 152/0051 от 24.01.2013 г. |