ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профессиональное самоопределение – осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворённости выбранной профессией [2].

Развитие профессионального самоопределения подростков, воспитываемых в условиях социальной депривации, отличается от детей, воспитываемых в условиях нормы – в семье. Обуславливается это различием социальных ситуаций, а именно, занимаемым ими неодинаковым местом в системе доступных им общественных отношений.

Изучением профессионального самоопределения занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Изучив некоторые научные труды отечественных ученых таких как: Л.А. Головей, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Н.В. Самоукина, Б.В. Шапарь и многих др., можно сделать вывод о том, что они говорили то, что старший школьный возраст следует рассматривать с позиции профессионального выбора. Так же то, что в этот период принимается решение о выборе пути профессионального развития. Профессиональное самоопределение – это не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей жизни. И от того насколько сознательно подросток подойдет к выбору профессии - будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. А так же, ознакомившись с некоторыми научными работами зарубежных психологов таких как: Д. Холланд, Ф. Парсонс и др., можно сказать, что, по их мнению, профессиональное самоопределение - это не как кратковременный акт, предполагающий выбор профессии и профессиональное образование, а длительный и динамический процесс, имеющий определенные стадии. В том числе хотелось бы подчеркнуть то, что профессиональное самоопределение сопровождается активностью, деятельностью самосознания по нахождению, уточнению личностных смыслов будущей, осуществляемой или изменяемой профессиональной деятельности, ее мотивов. И, конечно же, сделав обобщение между взглядами отечественных и зарубежных психологов, можно сказать то, что социальные условия жизни и воспитания подростков, наличие или отсутствие семьи, влияют на особенности самооценки, образа-Я, структуру идентичности подростков, воспитывающихся в семье и в социальном учреждении, что, в свою очередь, оказывает влияние на процесс их профессионального самоопределения [1].

Как отмечали исследовали - Э.Ф. Зеер, Л.И. Божович, Л.А. Головей, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, И.И. Чеснокова, В.Б. Шапарь и др. - при выборе профессии должны учитываться все личностные качества человека: специфика высшей нервной деятельности, тип темперамента, характер, умение общаться с людьми, так как неудачное профессиональное самоопределение и самореализация может стать серьезной причиной многих психологических и физиологических проблем в жизни человека. Именно поэтому обращение к проблематике психологии труда, профессиональной ориентации и подготовки личности к трудовой деятельности в частности, становится неизбежным условием развития теории и практики всей психологии.

Подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети. Такие отечественные ученые, как Е.А. Климов, И.С. Кон, И.М. Кондаков, Н.С. Пряжников и др. выделяют ряд факторов, негативно влияющих на формирование способности к профессиональному самоопределению. Во-первых, это ограниченность общения с детьми-сверстниками, что в свою очередь приводит к недостаточному знакомству с примерами детской игровой культуры, которая задает основы профессионального самоопределения. Во-вторых, это то, что проживание в детском доме обуславливает замкнутость и ограниченность пространства жизни, отсюда следует ограниченность и однообразность социального контакта. Это особенно проявляется у подростков из периферийных детских домов. В-третьих - обеднение контактов с родственниками, что в свою очередь снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом [5].

Психологические проблемы профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации, на сегодняшний день являются чрезвычайно актуальными, поскольку в современном обществе количество детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно растет, а вопрос как происходит процесс профессионального самоопределения этих детей, требует тщательного изучения.

Нами было проведено исследование проблемы профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации, которые составили экспериментальную группу, в качестве сравнительного анализа исследование было проведено так же с учащимися, воспитывающимися в условиях нормы - в семье, которые составили контрольную группу. Для этого были подобраны и проведены методики и на основе их результатов подведены итоги, дан качественный и количественный анализ отличий процесса профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и подростков, воспитывающихся в условиях нормы – в семье. С целью экспериментального исследования нами были использованы следующие методики: «Дифференциально-диагностический опросник» ДДО Е.А. Климова [4], «Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения «Каким быть?» Н.С. Пряжникова [6], «Карта интересов» (модифицированная методика) А.Е. Голомштока [3].

Таким образом, сравнивая данные, полученные в ходе исследования экспериментальной и контрольной групп можно сделать следующий вывод: степень сформированности профессиональных интересов у подростков, воспитывающихся в условиях нормы - в семье выше, чем у подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Этот факт может быть обусловлен тем, что несформированность «Я» подростка-сироты не позволяет ему представить себя в отдаленной временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Подростки из детских домов мало задумываются о сколько-нибудь отдаленном будущем, основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым недалеким будущим.

Обобщив результаты по всем проведенным трем методикам, можно сказать, что обеднение контактов с родственниками однозначно снижает способность к профессиональному самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом. У подростка преобладают мотивы сегодняшнего дня, ближайшего будущего.

Таким образом, на мой взгляд, из написанного выше следует то, что в ходе профессионального самоопределения у любого подростка могут возникнуть кризисы, но дети-сироты особенно им подвержены. Это в первую очередь неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, а так же, несформированная «Я - концепция» и проблемы с ее коррекцией, к которым особенно подвержены подростки. А так же, вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с данной категорией учащихся. Итак, проблеме профессионального самоопределения подростков - сирот необходимо уделять особое внимание, поскольку они должны уметь осознанно строить профессиональные и жизненные планы и самостоятельно действовать на разных этапах жизненного пути.

Литература.

  1. Божович, Л.И. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания // Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л.И.Божович.- М.: Изд. Москва, 2008.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 2010.

  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2010.

  4. Психология как профессия./ Под ред. Базарова Т.Ю., Ивановой Е.М., Климова Е.А. – М.: издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, - 2009;

  5. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. / Под ред. Байбородовой Л.В. – Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, - 2009.

  6. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 2008;

Просмотров работы: 4162