СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГЛАЗАМИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГЛАЗАМИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Кирибеева К.Г. 1, Семенова Г.И. 2
1Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева
2ТГСПА им. Д.И. Менделеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Считается, что главной задачей школы является обучение детей основам наук. Однако, в свете нынешнего состояния здоровья нации, задачей, равнозначной обучению наукам, должно быть обучение здоровому образу жизни, привитие навыков владения своим телом. Ведь на сегодня до 99% молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. По оценке специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье и продолжительность жизни зависят:

на 50-55% от образа жизни человека,

на 20% от наследственных факторов,

на 20-25% от экологии,

и лишь на 10% от состояния здравоохранения.

Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. Ведь надо учить детей технике физических упражнений, развивать у них двигательные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне. Поэтому школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры.

Проблемой, выросшей в наши дни до глобальных размеров, является недостаточная двигательная активность детей. Очень хорошо, что в школах введён третий урок физической культуры. Однако на сегодняшний день актуальной остается проблема повышения престижа физической культуры в общеобразовательной школе. Данная проблема напрямую связана с повышением качества урока физической культуры, как основной формы организации учебного процесса в условиях общеобразовательной школы. Современный урок физической культуры это, прежде всего, такой урок, содержание и направленность которого соответствует запросам общества.

Международный научный проект «Здоровье и поведение школьников» выполняется в рамках международной научной программы «HealthBehaviourinSchool-agedChildren»при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и координации со стороны Европейского бюро ВОЗ, а также в соответствии с планом НИР, утвержденным Федеральным агентством по физической культуре и спорту. Данный научно-исследовательский проект является одной из немногих научных программ, которая реализуется в течение более 25 лет. В последние годы проект активно развивается в связи с привлечением исследователей из стран Восточной Европы, СНГ и Российской Федерации. Целью международного проекта является, во-первых, изучение социально-педагогических факторов здоровья детей и подростков; во-вторых, повышение уровня знаний о критериях здоровья и поведении, связанном со здоровьем; в-третьих, поиск путей и подходов к формированию здорового стиля жизни у детей и подростков.

В 2010 году проводилось восьмое исследование по данному международному проекту. В нем впервые участвовал г. Тобольск. Силами преподавателей, студентов и аспирантов факультета физической культуры Тобольской социально-педагогической академии было проведено обследование (анкетирование) около 600 учащихся 6, 8 и 10 классов различных школ г. Тобольска.

Анкета, как основной инструмент исследования, позволила выявить и проанализировать большой круг проблем, связанных со здоровьем, образом жизни, поведением, двигательной активностью, вредными привычками. В частности, с ее помощью исследовались поведенческие факторы здоровья. Это самооценка здоровья, медицинская информированность, место здоровья в системе жизненных ценностей, наличие вредных привычек, экологические и стрессогенные факторы, физическая активность.

В рамках участия в данном международном исследовании нами было проведено анкетирование в 10 классах школы №16 г. Тобольска в 2010 году (51 респондент), в 2011 году (54 респондента) и в 2012 году (48 респондентов) – всего 153 старшеклассника.

Одним из вопросов анкеты является вопрос по выявлению мнения старшеклассников разного пола о влиянии физической культуры на развитие ученика. В 2010 году было выявлено, что старшеклассники в основном понимают необходимость урока физической культуры в школе. Максимальный показатель (100%) – у юношей, хотя среди обучающихся есть и такие, которые считают, что уроки физической культуры не нужны. Это 10% девушек школы № 16. По результатам анкетирования 2011 года наблюдается рост положительных ответов у девушек (до 100%). Юноши по-прежнему считают, что урок физической культуры необходим. Примерно такая же картина наблюдалась и в 2012 году.

Педагоги понимают, что занятия на уроках физической культуры способствуют развитию интеллектуальных процессов, улучшают умственную работоспособность. Как же понимают данный вопрос десятиклассники? Разброс мнений десятиклассников в 2011 г. (табл.1) очевиден. Положительный ответ, на вопрос о влиянии уроков физической культуры на успеваемость у юношей самый высокий и составляет 59%. У девушек в основном преобладает нейтральное отношение к урокам физической культуры (52%).

Таблица1

Влияние занятий на уроке физической культуры на успеваемость в школе (2011 г.)

Варианты ответов

Девушки

Юноши

ПОЛОЖИТЕЛЬНО

44%

59%

НЕЙТРАЛЬНО

52%

33%

ОТРИЦАТЕЛЬНО

0%

0%

ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

4%

8%

Анкетирование спустя год показало несколько иную картину (табл. 2).

Таблица2

Влияние занятий на уроке физической культуры на успеваемость в школе (2012 г.)

Варианты ответов

Девушки

Юноши

ПОЛОЖИТЕЛЬНО

57,14%

100%

НЕЙТРАЛЬНО

42,85%

0%

ОТРИЦАТЕЛЬНО

0%

0%

ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

0%

0%

В 2012 году мы наблюдаем прирост положительных ответов у юношей - максимально до 100%, это на 41% больше, чем в 2011 году. У девушек также наблюдается рост положительных ответов на этот вопрос, разница составляет 13%. Также достаточное количество респондентов ответили нейтрально, это девушки 42,85%. Разница положительных ответов 2012 года между девушками и юношами составляет 42,86%.

Не менее важно было выяснить, способствуют ли уроки физической культуры укреплению здоровья? (табл. 3-4).

Таблица3

Способствуют ли уроки физической культуры укреплению

здоровья (2011 г.)?

Варианты ответов

Девушки

Юноши

ДА

88%

88%

НЕТ

4%

0%

ВРЯД ЛИ

0%

8%

ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

8%

4%

Из таблицы 3 видно: большинство респондентов считают, что уроки физической культуры способствуют укреплению здоровья. Так считают 88% юношей и девушек по данным 2011 г. Хотя есть и такие, которые дали отрицательные ответы (4% девушек). Затруднялись в ответе 8% девушек и 4% юношей.

Таблица 4

Способствуют ли уроки физической культуры укреплению

здоровья (2012 г.)?

Варианты ответов

Девушки

Юноши

ДА

79%

88%

НЕТ

14%

12%

ВРЯД ЛИ

0%

0%

ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

7%

0%

В 2012 году особой разницы в положительных ответах (по сравнению с ответами в 2011 году) не наблюдается. Юноши так же в 88% случаев ответили «да», у девушек виден незначительный спад положительных ответов (на 1%). В отрицательных ответах видна более заметная разница. Так. в 2012 году у девушек на 10% респондентов больше считают, что уроки физической культуры не способствуют укреплению здоровья, а 12% юношей ответили «нет». И только 7% девушек затрудняются ответить.

Интересную картину можно наблюдать в ответах на вопрос: «Что чаще испытываешь после занятия на уроках физической культуры» (табл.5, 6)?

Таблица5

Что чаще всего испытываешь после занятия на уроке физической культуры (2011 г.)?

Варианты ответов

Девушки

Юноши

УСТАЛОСТЬ

32%

40%

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

0%

0%

НИЧЕГО ОСОБЕННОГО

20%

24%

РАДОСТЬ

20%

16%

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ

28%

20%

ДРУГОЙ ВАРИАНТ

0%

0%

Таблица 6

Что чаще всего испытываешь после занятия на уроке физической культуры (2012 г.)?

Варианты ответов

Девушки

Юноши

УСТАЛОСТЬ

7%

11%

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

0%

0%

НИЧЕГО ОСОБЕННОГО

43%

11%

РАДОСТЬ

29%

56%

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ

21%

22%

ДРУГОЙ ВАРИАНТ

0%

0%

Усталость испытывают больше всего юноши, особенно в 2011 г. Радует заметный прирост в графе «радость», если в 2011 году максимальное количество 20% ответов, то в 2012 году этот показатель достигает 56%. «Ничего особенного» ответили от 11% до 43% в разные годы, и это настораживает. Разница между ответами юношей и девушек велика, значит ли это что педагоги недостаточно используют индивидуальный подход в обучении? Ответить на это помогли следующие вопросы анкеты (табл.7).

Таблица7

Отрицательные моменты на уроках физической культуры в школе

(2010 г.)

Варианты ответов

Девушки

Юноши

Не нравятся отдельные разделы программы

48%

8%

Не нравятся занятия на улице

24%

15%

Слишком большие нагрузки

0%

0%

Слишком высокие учебные требования

0%

8%

На уроках не интересно

0%

0%

Слишком мало играем

0%

0%

Мало проводится соревнований

0%

0%

Отсутствие индивидуального подхода

0%

0%

Совместные занятия девочек и мальчиков

0%

0%

Отсутствие санитарно-гигиенических условий

0%

0%

Плохая материально-техническая база

9%

0%

Оказывается, что отрицательными моментами на уроках для десятиклассников являются отдельные разделы программы. Так ответили большинство респондентов, особенно девушки в 2010 г. А о том, что нагрузки большие – никто не ответил. Следовательно, остается факт, что недостаточно педагоги используют индивидуальный подход в обучении.

В 2012 г. ответы на данный вопрос анкеты отражены в таблице 8.

Таблица 8

Отрицательные моменты на уроках физической культуры в школе (2012 г.)

Варианты ответов

Девушки

Юноши

Не нравятся отдельные разделы программы

57%

22%

Не нравятся занятия на улице

21%

0%

Слишком большие нагрузки

0%

0%

Слишком высокие учебные требования

0%

11%

На уроках не интересно

0%

0%

Слишком мало играем

14%

77%

Мало проводится соревнований

0%

0%

Отсутствие индивидуального подхода

0%

0%

Совместные занятия девочек и мальчиков

0%

11%

Отсутствие санитарно-гигиенических условий

14%

0%

Плохая материально-техническая база

0%

0%

Юноши 2013 года отмечают слишком высокие требования в обучении (11%), 77% отмечают, что мало играют. 14 % девушек считают также. Значит ли это, что требования на уроках выросли, и время на игры отводится меньше? 14% девушек отмечают отсутствие санитарно-гигиенических условий.

Таким образом, проведенное в рамках международного проекта исследование показало, что мнения старшеклассников на современный урок физической культуры неоднозначно. Настораживают отрицательные ответы старшеклассников на некоторые вопросы. Третий урок физической культуры уже приносит свои плоды. Важно наполнить его эффективным содержанием. Это могут быть восточные единоборства, оздоровительные системы или «спортизированное» физическое воспитание. Следовательно, необходимы дальнейшие усилия, как педагогов, так и государства для улучшения физического воспитания школьников.

Просмотров работы: 6327