ПЕРФЕКЦИОНИЗМ ИЛИ ЧТО ТАКОЕ «СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ ИЛИ ЧТО ТАКОЕ «СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перфекционизм – этот термин мало кому знаком, но, зачастую, большинство людей имеет такое «заболевание».

Кто такие перфекционисты? Это люди, стремящиеся абсолютно любое начинание доводить до совершенства. Часто это настоящие профессионалы своего дела, ведь перфекционизм заставляет человека развиваться и постоянно учиться.

Здоровый перфекционизм даже необходим человеку для движения вперед. Например, большинство нобелевских лауреатов – перфекционисты. Это энергичные люди, способные увести за собой и вдохновить. Они заряжают энергией и могут выкладываться полностью для достижения поставленной цели.

Другое дело, что отрицательная сторона перфекционизма – это непримиримость к недочетам, ошибкам, даже мелким. Человек с гипертрофированным чувством перфекционизма не дает себе ни малейшего права на ошибку, самый простой промах вызывает бурю эмоций и муки самоуничижения. Такой человек постоянно находится в напряжении, контролирует каждое слово действие и шаг. Он словно вновь держит важный экзамен у школьной доски на глазах у всего учительского состава.

Другими словами, можно сказать, что перфекционизм – это «синдром отличника».

Самооценка «вечного отличника» находится на рекордно низком уровне, что, по сути, парадоксально – человек достигает значительных профессиональных высот, но при этом считает себя неудачником и бездарем. Он зависит от оценок и похвал, трепетно прислушивается к чужому мнению.

Перфекционист может зайти очень далеко в поисках идеального решения. На эти поиски может уйти уйма времени, но это не беспокоит человека с «синдромом отличника». Более того, от окружающих он требует того же, планка соответствия его требованиям очень высока.

Психологи считают, что склонность к перфекционизму - родом из детства. Многие родители склонны требовать от детей того, что у самих когда-то не получилось: лучших оценок в учебе, более успешных результатов в спорте и т.п. Ребенок невольно подсознательно привыкает к мысли, что любят его только за результаты и успехи. Вот и проявляет такой повзрослевший ребенок небывалое рвение во всем, только бы им гордились и любили.

Комплекс отличника формируется под воздействием родителей и при определенной психологической предрасположенности. Сначала они радуются беспроблемности и учебной состоятельности своего чада, но нередко со временем их начинает всерьез беспокоить нежелание ребенка ни на шаг не выходить за рамки привычных умений.

Ярким примером неправильного восприятия ребенком своих ошибок, служит ситуация, когда родители вынуждены обратиться за консультацией к психологу из-за того, что их ребенок наотрез отказывается отвечать у доски, объясняя это так: «Я начинаю говорить, и все время боюсь, что скажу глупость! Все посчитают, что я не умный!»

Обычно отличники — это сложные личности, и работать с ними непросто. Еще Аристотель пришел к выводу о том, что выдающаяся душа не чужда безумия. Однако при правильном отношении к отличникам и умении выстроить работу, они, безусловно, показывают великолепные результаты.

Наиболее распространённые сложности, с которыми зачастую сталкиваются как сами отличники, так и те, кто с ними работает состоят в том, что:

  • завышенные притязания приводят к стремлению компенсировать свои усилия по приобретению знаний и отсутствию стимулов в постепенном карьерном росте;

  • чрезмерная требовательность (всех меряют по себе и возмущаются теми, кто не проявляет таких же способностей, рвения и энтузиазма). В результате — сложности во взаимоотношениях как с равными по положению, так и с начальниками и подчиненными. Бывает, что это портит психологический климат во всем коллективе;

  • быстрая обучаемость может приводить к бесконечным увлечениям новыми знаниями и экспериментам, лихорадящим окружающих;

  • комплексы, толкающие на достижения, нередко уживаются со «звездной болезнью». Если руководитель или сотрудники пытаются «поставить на место» такого человека, то могут вызвать у него депрессию;

  • отличник-звезда на руководящей должности, верящий в свою непогрешимость, может злоупотреблять авторитарным стилем управления;

  • излишняя самоуверенность влечет и еще одну опасность — переоценку собственных сил, приводящую отличника-начальника к повышенным и неоправданным рискам и авантюрам.

Также такой синдром переживают спортсмены. «Комплекс отличника» у них проходит немного в другой форме.

В процессе выступления спортсмен подвергается воздействию двух состояний, имеющих противоположную направленность. Это, во-первых, желание выиграть, а, во-вторых, боязнь проиграть. И, если вторая сила оказывается сильнее первой, то, по законам физики, мы получаем соответствующий результат. Поэтому, в подготовке к соревновательной деятельности еще на начальных этапах должен учитываться фактор, который мы условно назовем фактором принятия возможного проигрыша в данном соревновании, как показателя необходимости внесения изменений в тренировочный процесс.

Необходимо воспитать у спортсмена смелость проигрывать, т.е., человек должен дать себе право на ошибку. Ведь каждый человек ошибается, без этого невозможно прожить. Возможно, смысл нашей жизни и заключается в обучении, т.е. в том, чтобы научиться там, где мы первоначально ошибались, впоследствии поступать правильно. Информация об ошибке должна использоваться для поиска правильного решения, а не для обвинения себя в неспособности к правильным поступкам.

Цель профессионального спорта – победа, занятие первого места. Но эта цель не может быть единственной целью. В спорте не может быть постоянного выигрыша и, если у участника соревнований единственная цель – победа, то, проиграв, он теряет все, в том числе и веру в себя. Действительно, спортсмен, чья единственная цель – победа, не сможет долго и стабильно выступать. Если же у него есть и другие цели, то в случае проигрыша, он все же обеспечит себе достижение некоторых других своих целей и сможете продолжать развиваться, становясь при этом все лучшим и лучшим спортсменом.

Определение целей – это основа, на которой зиждется мотивация. Правильно сформулированная цель поведет вперед, но, если в формулировку цели вкралась ошибка, то такая цель может увести в сторону и помешать добиться успеха.

Для преодоления такого комплекса необходимо исключить внутренний конфликт между желаниями, целями и возможностями. Ведь зачастую нам с детства внушают то, что отличная учеба и особые успехи в спорте – залог успешности в будущем. На практике бывают случаи, когда наоборот, люди, которые получали удовлетворительные оценки в школе, добиваются больших результатов в жизни, нежели отличники. Так как у отличников есть страх совершения ошибки, боязнь сделать, что-то хуже других.

Нужно ли бороться с перфекционизмом? В последнее время специалисты склоняются к мысли, что требует коррекции только самые «запущенные» случаи, когда личностный конфликт приводит к конфликту с обществом. Во всех остальных случаях перфекционисту рекомендуется учиться обычному расслаблению и быть проще, не доводить дела до совершенства, и позволять самому себе быть немного беззаботнее, хотя бы в мелочах.

Самое главное – отличник должен понять, что каждый, в том числе и он сам, имеет право на ошибку. Важно уметь ставить реальные цели, креативно подходить к поиску путей их достижения и при этом наслаждаться жизнью, не испытывая угрызений совести.

Просмотров работы: 1856