ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО – УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО – УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ

Шокир Ш.Ш. 1, Небесная А.Ю. 1
1воронежская государственная лесотехническая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История переговоров России и ВТО началась в 1995 году. Поиски взаимного понимания растянулись на долгие годы. Очень непросто строилось общение с США, чуть легче было с Евросоюзом. Основные проблемы были связаны не с информационной собственностью или проведением рекомендуемых неолиберальных реформ, а с нежеланием российского крупного бизнеса идти на открытие своего рынка. Это касалось как ввоза иностранных продуктов, так и доступа иностранным финансовым институтам к отечественному кредитному рынку. Российские власти достаточно хорошо понимали, что присоединение к ВТО на требуемых условиях не пойдет на пользу российским корпорациям и станет новым ударом для слабой национальной экономики. В свою очередь США и ЕС не торопились идти на уступки по принципиальным вопросам. Феномен российской экономики состоял в том, что, несмотря на тяжелый период 1991-1999 годов, в ней сформировались собственные мощные корпорации. В промежуточном положении находились Украина, Беларусь и Казахстан. Стремление Югославии, продемонстрировавшей в 1980-е годы «экономическое чудо», встроиться в глобальную экономику как независимому монополистическому центру породила жесткую репрессивную реакцию США и Евросоюза. Россия старалась играть по правилам и заняла в мировой торговле место поставщика востребованных товаров. Лишние отрасли пришли в упадок. Однако сговорчивость РФ все равно не устраивала корпоративные центры Запада, поскольку она сама создала мощный центр накопления капитала. На базе принципиальных разногласий присоединение РФ к ВТО не могло пройти легко. Подъем 2002-2008 годов характеризовался недостатком энергоресурсов. Мировые цены на нефть непрерывно росли. Спрос увеличивался, а прибавочная стоимость перераспределялась в пользу поставщиков сырья. В таких условиях российские монополии получали огромную прибыль. Ее перераспределение обеспечило рост внутреннего рынка и секторов промышленности ориентированных на него. Возросло значение многих предприятий, в том числе контролировавшихся отечественным крупным капиталом и ранее казавшихся бесперспективными. Но все это также должно было обеспечить дополнительные трудности в общении с ВТО. В отличие от Грузии, предложившей ВТО и США рынок дешевого труда, Россия представляла собой нечто гораздо большее – принципиально иное. Она претендовала на положение весомого члена мирового торгового сообщества. И она не была готова легко соглашаться на любые экономические требования ВТО либо МВФ. По этой причине РФ даже начала открыто брезговать кредитами МВФ. После 2006 года вопрос о вступлении России в ВТО так и не был решен. В 2008 году глобальная рыночная конъюнктура начала резко портиться: период экономического подъема закончился, наступил острый кризис – время непредсказуемости и нестабильности сырьевых цен. Позиция России стала стремительно меняться вслед за колебаниями рынков. Было объявлено, что страна не заинтересована стать членом ВТО, и прекращает все переговоры. Затем обнаружилось, что сношения с ВТО продолжаются и не приостанавливались. Последовала декларация о том, что РФ присоединится к ВТО в составе Таможенного союза с Казахстаном и Беларусью. Затем, после возмущения Запада, было объявлено, что Россия войдет в ВТО отдельно. Маневры не смогли сделать Россию членом ВТО принадлежала крупному бизнесу, ориентированному на экспортную торговлю. Непосредственные выгоды состоят для него в том, что снижение импортных пошлин в других государствах-членах ВТО до общего уровня обеспечит увеличение прибыли. Казалось, нефтяные и другие корпорации могли не торопиться с присоединением РФ к ВТО, пока экономике планеты недоставало энергоресурсов и иного сырья, а внутренний рынок России активно расширялся. Но первоначальный крах сырьевых спекуляций 2008-2009 годов, а затем и повторный рост цен на энергоресурсы в 2009-2011 годах подталкивали к скорейшему вступлению в ВТО. Стабилизация сырьевых цен не сопровождалась реальным ростом глобального хозяйства, а обуславливалась новым бумом спекуляций. Играла роль и колоссальная эмиссия доллара. Кризис между тем укоренился. Доходы населения практически повсеместно снижались. И если «Газпром» поставлял газ в ЕС по цене выше 300 долларов за тысячу кубометров, то спотовые цены в 2009-2010 подчас оказывались вдвое ниже. В мировой экономике обострилась конкурентная борьба. В таких условиях скорейшее вступление России в ВТО стало казаться важным условием защиты сырьевых корпораций от рыночной нестабильности. Сыграло роль и пугающее падение рынков весной 2010 года. Во второй половине года переговоры России по ВТО вошли в новую активную фазу.

Членство России в ВТО сделает ее сельское хозяйство уязвимым. Многие его сегменты могут исчезнуть. Ввозимые дешевые генетически модифицированные аналоги заменят сравнительно чистые российские продукты. Страны пытавшиеся ограничить ввоз такого продовольствия были обвинены ВТО в создании продовольственных барьеров. Ничего хорошего не ждет и обрабатывающую промышленность. Заинтересованность ЕС, США и других стран в резком сокращении государственных субсидий российскому сельскому хозяйству – другая проблема. Новые проблемы на пути вступления РФ в ВТО обнаружились в первом полугодии 2011 года. ЕС озвучил претензии по поводу льгот имеющихся у сборочных предприятий в России. Проблемы сбыта автомобилей в Западной Европе привели к обнаружению несоответствия между нормами ВТО и условиями, на которых российские власти привлекают компании, создающие на территории страны сборочные автозаводы. Между легким сбытом на внешнем рынке и необходимостью поддерживать российский рынок нефтегазовые и металлургические гиганты предпочитают выбрать первое. Политику страны контролируют корпорации-экспортеры, а механизмов ее коррекции в интересах развития национального рынка практически не существует. Современный российский протекционизм имеет вынужденный характер. Но его отмена означает катастрофу.

Просмотров работы: 1294