Большие воспитательные и образовательные возможности физического воспитания не реализуются сами по себе, если соответствующим образом не организован процесс преподавания. Массовые обследования анкетные опросы студенческой молодежи свидетельствуют, что наряду со студентами по настоящему увлеченными и регулярно занимающимися физической культурой и спортом, встречается еще значительная часть студентов, которая не использует эти средства в режиме своей жизнедеятельности.
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе. С 1994-1995 учебного года в высших учебных заведениях была введена новая учебная программа по физической культуре, содержание которой отражало основные направления реформы высшего образования в России, утверждающие принципы гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека.
«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».[1]
Для реализации этого направления во всех высших учебных заведениях, по всем специальностям в образовательно – профессиональные программы включен цикл из десяти учебных гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, история, иностранный язык, физическая культура, педагогика, психология и другие).
Утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.[2]
В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по физической культуре записано:
понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределения в физической культуре;
приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.[3]
В целом это позволяет проводить учебные занятия со студентами не менее двух раз в неделю по два часа на четырех годах обучения.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта.
Наш ВУЗ уделяет большое значение физической культуре, кроме того выделяются дополнительные часы на так называемые элективные курсы для занятий по выбору студентов в спортивных секциях во внеучебное время.
Одним из направлений внеучебного спорта является черлидинг. Черлидинг — отдельный самостоятельный вид спорта. По нему проводятся соревнования не только российского масштаба, но и европейского, и мирового. В России черлидинг существует относительно недавно. Свое начало он получил одновременно с появлением у нас американского футбола. Главная задача черлидеров - создание благоприятного психологического климата на спортивной арене, смягчение агрессивного настроения болельщиков, воспроизведение обстановки позитивного фанатизма. Но, управляя эмоциями зрителей, черлидер не должен забывать об основной цели - о поддержке "своей" команды.
Первая группа поддежки в нашей стране была создана в 1996 году при Детской Лиге американского футбола (ДЛАФ). Вскоре интерес у девушек к оригинальному виду спорта настолько возрос, что в январе 1998 года появилась Автономная некоммерческая организация Досуговый Клуб «Ассоль», учрежденный ДЛАФ, главной задачей которого стало развитие программы Группы поддержки спортивных команд. В августе 1999 года по инициативе Клуба «Ассоль» была зарегистрирована РОО «Федерация Черлидерс» — группы поддержки спортивных команд. 12 февраля 2007 года черлидинг в России был официально признан видом спорта.
Стоит отметить, что данный вид спорта в нашей стране сравнительно молод, по сравнению с другими странами. В настоящее время в России создано 45 региональных объединений по черлидингу. [4] Большинство из них основано на базе высших учебных заведений, что связано с возрастной категорией. Это неудивительно, ведь многие вузы имеют на своей базе различные спортивные команды, которые от выступлений черлидеров только выигрывают, как в плане соревнований, так и в половой дискриминации.
Черлидинг – один из самых доступных видов спорта. Им могут заниматься при любой комплекции. Если черлидер «дюймовочка», лёгкая и не боится высоты, то может быть «флаером». Если же имеется излишний вес и крупный торс, то вполне подойдёт в «базу», на ней строится вся пирамида. Если хорошая растяжка и хореографические данные, то вполне подойдёт в «чир-данс». Помимо внешнего эффекта красоты в скрытой форме достигается первоочередная задача – нормализация определённых физических и психологических качеств.
В своё время черлидингом занимались такие известные артисты как Мадонна, Кэмерон Диаз, Холли Бери, Сандра Баллок, Майкл Дуглас, Том Круз и даже президенты США Эйзенхауэр, Рузвельт, Рейган и Джордж Буш.
Таким образом, можно сделать вывод что черлидинг спорт для энергичных, преуспевающих в жизни людей. Сегодня данный вид спорта развит более, чем в 40 странах мира. По некоторым данным, общее число спортсменов - черлидерс в мире превышает 6 миллионов человек. Поэтому многие высшие учебные заведения организуют группы для занятий этим спортом и занимаются весьма успешно. Тем более разнообразие этих видов и секций, дает возможность студенту найти себя и выбрать занятие по душе. Ведь одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания высшего учебного заведения.
Именно на это и направлена учебная программа, которая явилась прогрессивным шагом в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника высшего учебного заведения с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.
Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности.
Отличительными особенностями учебной программы являются ее широкая общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации.
Профессиональная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре включается во все разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую роль. Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, «социальным заказом» общества на подготовку высококвалифицированных специалистов.
Этот заказ предполагает обязательное наличие у будущих специалистов общей и профессиональной культуры, физического и психического здоровья, высокой работоспособности, способности осваивать и обогащать культурный потенциал общества.
Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические возможности жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно функционировать в обычных и экстремальных условиях.
Однако надо всегда помнить, что физическая культура в своем арсенале содержит острые средства, которые при их неправильном использовании могут воспитать у студентов отрицательные духовные (нравственные, волевые, психические) качества, поэтому каждый преподаватель на учебных занятиях тщательно контролирует этот процесс.
Помимо чисто воспитательных мероприятий одним из важных факторов в этом направлении является создание у студентов устойчивой мотивации по выполнению требований профессионально-прикладной физической подготовки.
С этой целью в рабочем учебном цикле кафедр физического воспитания должно предусматриваться обязательное медицинское обследование, в состав которого по мере прохождения материала подключается углубленное функциональное обследование психомоторики и характерологических качеств личности.
Результаты обследований сравниваются с разработанными психофизическими моделями инженеров-строителей различных специальностей, а затем выдаются соответствующие рекомендации по доведению уровня «профессионального здоровья», физических и психофизических характеристик студентов до модельных.
Литература
«Закона российской Федерации об образовании»; учительская газета №28, от 4 августа 1992 года, С. 30
Закон, постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года №773, С. 27
«Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования». Издание официальное. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. Москва, 1995 год. С. 38.
Режим доступа :/ http://www.cheerleading.ru/ (дата обращения 2.02.13г.)
Режим доступа:/ http://www.grand-arena.ru/programms/14 (дата обращения 8.02.13г.)