Введение
В условиях глобализации современной цивилизации и развития информационных технологий важнейшим фактором мирового влияния cтановится культура, которая рассматривается в качестве важнейшего механизма нравственно — духовного воспитания молодого поколения. Реализация задач нравственно-духовного воспитания рассматривается как важнейшее условие сохранения отечественной культуры, как главная предпосылка духовной безопасности общества, т.к. только «культурное наследие» есть залог величия народа и его независимости. Казахский народ - один из тех народов, который ценит и дорожит своей культурой.
Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому казаху. «Одна из главных задач нашего государства сегодня — воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа — поколения, которому можно доверить будущее страны. С обретением независимости Казахстан укрепил экономику, признан во всем мире. В стране растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информационные технологии. Но где гарантия, что это не будут чуждые чаяниям народа технократы, не знающие родной истории, своих корней, не осознающие себя наследниками и продолжателями великой степной культуры? Молодое поколение, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений. Это означает, что наш долг – воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу», — отметил Президент[1].
Основная часть
Культуру можно представить как огромную лабораторию, в которой создаются общечеловеческие и национальные ценности, собираются воедино достижения человеческого общества с глубокой древности до наших дней. Все эти ценности являются наследием культуры народов. Поэтому знакомство с национальной культурой надо начинать с ее наследия. В словаре русского языка С.И.Ожегова наследие определяется как "явление духовной жизни людей, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников"[2]. Наследие – это необходимый фундамент для построения будущими поколениями новой культуры. Настоящее поколение обогащается опытом прошлого и передает его будущему человечеству. И этот вечный круг трех единств не замыкается, пока живет народ.
Одним из важных компонентов культурного наследия народов является фольклор, включающий в себя совокупность народных традиций, обычаев, обрядов, воззрений, верований, музыки, искусства, хореографии. Фольклор - художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. В буквальном переводе Folk-lore означает «народная мудрость», «народное знание». Это пословицы, загадки, сказки, народные праздники. Народ был создателем фольклора и средой, хранившей национальные фольклорные традиции. Как отмечает казахский литературоведМ.Каратаев "В изучении культурного наследия казахского народа, не имевшего в прошлом развитой письменной литературы, большая роль отводится устному народному творчеству»[3].
Все свои знания, ум, жизненный опыт народ сохранял в устном языке. В приобщении молодежи к культурному наследию народа неоценимо значение фольклора - "бессмертного источника исторических знаний". Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем, знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа». Во-вторых, осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного народа, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, мы осознаем, что народ - творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. В-четвертых, способствует развитию эстетического вкуса. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо». Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром. В созидании культуры всегда участвовали многие поколения казахов. Это важнейший творческий процесс, запоминалось то, что нужно. Поэтому отношение к памятникам истории и культуры является выразительным показателем нашей духовной зрелости. Народ из поколения в поколение передавал свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но неиссякаемый источник ценностей.
Таким образом, фольклор является многовековым народным трудом, хранящий историю народа. Народ вместе с тем и первый по талантливости педагог и воспитатель. Созданная гением народа педагогика семейного воспитания – основа общечеловеческой педагогической культуры.
Устное народное творчество является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры казахов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. Казахский национальный фольклор - один из самых богатых в мире. Он насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. На его основе был создан огромный пласт этико-педагогических заповедей: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, терпимость, доброжелательность. Фольклор с воспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники, казахская классическая литература - это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера. Он способствует творческому развитию детей и молодежи в мире эпоса, сказок, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа.
Таким образом, устное народное творчество – это главный источник духовных знаний народа. Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, развивается в последние годы особенно активно. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами. Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства - это актуальная проблема современности.
Таким образом, приобщение молодежи к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир подрастающего поколения. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании молодежи, полно восполняет всю картину народной жизни, раскрывает душу народа, его достоинства и особенности.
Заключение
Использование в современной образовательной системе основ казахской традиционной культуры, выявление ее богатейших и уникальных учебно-воспитательных возможностей позволяет решать актуальные проблемы нашего времени: формирование национального самосознания и сохранение духовного наследия наших предков. Казахская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы-идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения казахов. Педагогический потенциал казахской традиционной культуры, наследование лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в различных видах народного и классического искусства, позволяет решать задачи воспитания и всестороннего развития личности. Основное предназначение современного воспитания и образования молодежи – это прививать любовь к труду, культуре, народу, Родине. Через возрождение народных традиций, обычаев формировать у молодежи принципы духовности, ориентировать их на усвоение общечеловеческих ценностей: мир, природу, красоту, гуманность. Это и есть основное предназначение современного воспитания и образования.
Список литературы
1. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030: Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы: Білім, 1997.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1989.
3. Каратаев М. От домбры до книги. – М.: Сов. писатель, 1969.