ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Турксиб А.К. 1
1Карагандинский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В условиях глобализации современной цивилизации и развития информационных технологий важнейшим фактором мирового влияния cтановится культура, которая рассматривается в качестве важнейшего механизма нравственно — духовного воспитания молодого поколения. Реализация задач нравственно-духовного воспитания рассматривается как важнейшее условие сохранения отечественной культуры, как главная предпосылка духовной безопасности общества, т.к. только «культурное наследие» есть залог величия народа и его независимости. Казахский народ - один из тех народов, который ценит и дорожит своей культурой.

Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому казаху. «Одна из главных задач нашего государства сегодня — воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа — поколения, которому можно доверить будущее страны. С обретением независимости Казахстан укрепил экономику, признан во всем мире. В стране растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информа­ционные технологии. Но где гарантия, что это не будут чуждые чаяниям народа технократы, не знающие родной истории, своих корней, не осознающие себя наследниками и продолжателями великой степной культуры? Молодое поколение, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений. Это означает, что наш долг – воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу», — отметил Президент[1].

Основная часть

Культуру можно представить как огромную лабораторию, в которой создаются общечеловеческие и национальные ценности, собираются воедино достижения человеческого общества с глубокой древности до наших дней. Все эти ценности являются наследием культуры народов. Поэтому знакомство с национальной культурой надо начинать с ее наследия. В словаре русского языка С.И.Ожегова наследие определяется как "явление духовной жизни людей, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников"[2]. Наследие – это необходимый фундамент для построения будущими поколениями новой культуры. Настоящее поколение обогащается опытом прошлого и передает его будущему человечеству. И этот вечный круг трех единств не замыкается, пока живет народ.

Одним из важных компонентов культурного наследия народов является фольклор, включающий в себя совокупность народных традиций, обычаев, обрядов, воззрений, верований, музыки, искусства, хореографии. Фольклор - художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. В буквальном переводе Folk-lore означает «народная мудрость», «народное знание». Это пословицы, загадки, сказки, народные праздники. Народ был создателем фольклора и средой, хранившей национальные фольклорные традиции. Как отмечает казахский литературоведМ.Каратаев "В изучении культурного наследия казахского народа, не имевшего в прошлом развитой письменной литературы, большая роль отводится устному народному творчеству»[3].

Все свои знания, ум, жизненный опыт народ сохранял в устном языке. В приобщении молодежи к культурному наследию народа неоценимо значение фольклора - "бессмертного источника исторических знаний". Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем, знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа». Во-вторых, осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного народа, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, мы осознаем, что народ - творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. В-четвертых, способствует развитию эстетического вкуса. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо». Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром. В созидании культуры всегда участвовали многие поколения казахов. Это важнейший творческий процесс, запоминалось то, что нужно. Поэтому отношение к памятникам истории и культуры является выразительным показателем нашей духовной зрелости. Народ из поколения в поколение передавал свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но неиссякаемый источник ценностей.

Таким образом, фольклор является многовековым народным трудом, хранящий историю народа. Народ вместе с тем и первый по талантливости педагог и воспитатель. Созданная гением народа педагогика семейного воспитания – основа общечеловеческой педагогической культуры.

Устное народное творчество является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры казахов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. Казахский национальный фольклор - один из самых богатых в мире. Он насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. На его основе был создан огромный пласт этико-педагогических заповедей: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, терпимость, доброжелательность. Фольклор с воспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники, казахская классическая литература - это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера. Он способствует творческому развитию детей и молодежи в мире эпоса, сказок, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа.

Таким образом, устное народное творчество – это главный источник духовных знаний народа. Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, развивается в последние годы особенно активно. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами. Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства - это актуальная проблема современности.

Таким образом, приобщение молодежи к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир подрастающего поколения. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании молодежи, полно восполняет всю картину народной жизни, раскрывает душу народа, его достоинства и особенности.

Заключение

Использование в современной образовательной системе основ казахской традиционной культуры, выявление ее богатейших и уникальных учебно-воспитательных возможностей позволяет решать актуальные проблемы нашего времени: формирование национального самосознания и сохранение духовного наследия наших предков. Казахская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы-идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения казахов. Педагогический потенциал казахской традиционной культуры, наследование лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в различных видах народного и классического искусства, позволяет решать задачи воспитания и всестороннего развития личности. Основное предназначение современного воспитания и образования молодежи – это прививать любовь к труду, культуре, народу, Родине. Через возрождение народных традиций, обычаев формировать у молодежи принципы духовности, ориентировать их на усвоение общечеловеческих ценностей: мир, природу, красоту, гуманность. Это и есть основное предназначение современного воспитания и образования.

Список литературы

1. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030: Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы: Білім, 1997.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1989.

3. Каратаев М. От домбры до книги. – М.: Сов. писатель, 1969.

Просмотров работы: 13063