СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек становится личностью, приобретая и усваивая социальный опыт, необходимый для его существования и деятельности в созданной общественной системе. В силу этого личность формируется в определенной степени «по образу и подобию» типичных социальных отношений. Для ее понимания следует знать, какие социальные функции человек выполняет в обществе, какие требования предъявляются к нему существующей системой, какое поведение и какая деятельность детерминируются объективными законами развития общества и санкционируются общественным сознанием.

Продолжительность процесса социализации личности зависит не только от ее индивидуальных особенностей, но также от социальных условий. Наиболее интенсивное становление личности происходит в подростковом и раннем юношеском возрасте. Затем, уже в профессиональной подготовке, последующей работы процесс обучения и воспитания дополняется социализацией человека. Индивид становится не только объектом, но и субъектом этого процесса, оказывающим непосредственное влияние на трансформацию исторически накопленного опыта.

На воспитание личности, социализацию учащейся молодежи непосредственное влияние оказывает социальная среда, представляющая собой сложный многообразный, нередко противоречивый мир. Она включает все социальные условия и ситуации, сферу общения и условия места и времени, всю материальную и духовную культуру общества. Среда представляет то конкретное поле социальной деятельности и отношений, где формируются и реализуются способности личности, где каждый человек непосредственно включается в жизнедеятельность общества, преобразует опыт, накопленный рядом поколений, углубляет его в новых условиях.

В условиях реформирования нашего общества, на первых порах перестройки переживающего глубокий системный кризис, следует вести речь не просто о социализации, а о гражданской социализации молодого поколения, сущность которой определяется ее тремя составляющими - профессиональной социализацией, правовой социализацией и политической социализацией молодых людей.

«Социализация» является важным понятием в нашем исследовании. В общем виде социализация определяется как процесс овладения человеком социальными нормами, социальными ценностями и социальными ролями.

В научной литературе существуют разные классификации видов социализации. Мы исходим из классификации А.В. Мудрика, который выделяет следующие составляющие социализации:

- семейно-бытовая;

-профессионально-трудовая;

- гражданская;

- полоролевая.

Семейно-бытовая социализация – овладение социальными ролями семьянина; это исполнение человеком социальной роли в соответствии с социальным положением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей (социальные роли - муж, сын, отец, дедушка). Профессионально-трудовая – овладение профессиональными нормами и ролями; результат профессионально-трудовой социализации. Эта роль выражается в выполнении человеком определенной профессиональной деятельности (социальная роль - военнослужащий, программист, преподаватель). Полоролевая (гендерная) – овладение моделями поведения мужчины и женщины; представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью. В повседневной жизни проявления этой роли изменяются в зависимости от возраста и семейного положения (социальные роли - мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать, бабушка или дедушка).

Наиболее подробно мы будем рассматривать гражданскую социализацию.

Гражданская социализация предполагает не только сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, но также выработку собственных ценностных ориентаций и стиль формируется под воздействием социальных институтов - семьи, школы, государственных органов, общественных организаций, ставших субъектами гражданской социализации.

Гражданская социализация молодежи представляет собой единый непрерывный процесс, имеющий своей целью как преемственность молодыми поколением социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, так и качественное его обновление, а также передачу обновленного опыта последующим поколениям.

В словаре русского языка С.И. Ожегова, понятие «гражданин» определяется как лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. В данном определении выделен лишь правовой статус гражданина.

Понятие «гражданин», по мнению А.С Гаязова, «предполагает определенную систему взаимосвязей между государством и гражданином, обществом и личностью на основе создания совокупности взаимных обязательств».

В целом мы разделяем представленные позиции ученых на понятие «гражданин», но употребляя этот термин, мы имеем ввиду личность гражданского общества, свободную от опеки государства, которая активно и ответственно созидает жизнь сообщества на основе правовых, политических отношений, высоконравственных, духовных устоев, а также сознательно формирует саму себя в соответствии с требованиями гражданского общества.

Формирование гражданственности происходит в единстве процессов социального воспитания и социального развития личности как субъекта социальной деятельности и субъекта саморазвития, самовоспитания, самореализации в социуме. Результатом этого процесса является обретение личностью гражданской позиции, основанной на высоких идеях и чувствах социальной ответственности, экономического, правового, нравственного, национального достоинства, готовности личности к деятельности, соответствующей требованиям общества.

В.А. Сухомлинский утверждал, что гражданственность - это корень убеждений, мыслей, чувств, поступков человека, это сложное социально-психологическое явление, в котором органично сочетаются интеллектуальный, эмоциональный, волевой и практический аспекты жизнедеятельности личности. Педагог рассматривал гражданственность одновременно как качество личности и как сознательное, нравственное отношение личности ко всему, что ее окружает, в том числе к обществу.

Личность является целью и результатом воспитательной деятельности.

А.С Гаязов, определяя гражданскую воспитанность как сформированность у человека совокупности качеств, которая характеризует его активное отношение к обществу, государству, к окружающим людям и социально-политическим явлениям, проявляющихся в его деятельности, видит основные направления ее диагностики: количественное проявление активности как результат гражданской деятельности; качественное проявление активности как ценностные ориентации и мотивы включения в гражданскую деятельность.

Результатом гражданской воспитанности является сформированная гражданская позиция личности.

Гражданскую позицию личности представляет не любой (отдельно взятый) поступок или действие, а совокупность типичных (репрезентативных) поведенческих актов, устойчивая линия поведения и деятельности. Именно устойчивая линия поведения и деятельности характеризует жизненный путь человека, в рамках которого он реализует свою концепцию жизни, основанную на его представлениях о мире, воспроизводит в различных, порой противоречивых «ситуациях действия», направленность своих отношений к окружающему миру.

Гражданская активность определяется уровнем ответственности личности, проявляется в осознанности активности и ее общественной направленности, в творческом выполнении гражданских обязанностей и инициативности, в отношениях к природе и общественным ценностям, в личном участии в общественно полезной деятельности; обусловлена мерой активности участия и заинтересованности личности в общественных делах, в интериоризации индивидом социальных норм, идеалов, ценностей.

Таким образом, процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, социального опыта осуществляется посредством образования и воспитания, являющихся необходимым условием подготовки человека к жизни и труду. В этом плане образование выступает как основа сохранения, передачи и умножения интеллектуального потенциала, единения национального сознания, нравственного, физического и психологического здоровья общества. Образование и воспитание обеспечивают условия и являются средствами гражданской социализации учащихся. Необходимо подчеркнуть взаимосвязь между процессами социализации, образования, воспитания и самовоспитания личности.

Гражданская социализация молодежи является важным условием социальной стабильности, понимаемой «как воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества».

В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Как показывают результаты исследования, каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчужденно от общества, государства, политики и т.д.

Выход из положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта как воспитать ребенка, чтоб он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться.

Сегодня главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать у молодежи социально-значимые качества, которые она сможет проявить в созидательном процессе, в совершенствовании всех видов деятельности, которые связаны с защитой и процветанием нашего Отечества.

Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно – исторических социокультурных условиях.

Для сохранения целостности страны нужна общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, самоотверженность, служение, любовь.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Одним из вариантов реализация ключевой задачи современной государственной политики Российской Федерации является воспитательная система кадетского корпуса, в частности такой педагогический метод как положительный пример.

В Республики Башкортостан существует единственная школа-интернат с воспитательной системой кадетского корпуса: Уфимская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени дважды героя Советского Союза М.Г.Гареева. Школа-интернат своей системой, построенной по образцу суворовских военных училищ, оказывает решающее значение на формирование мировоззрения юношей, воспитывая в них дух офицерской чести, полезности своему Отечеству на военном и гражданском поприще, характерным для российского воинства. Школа-интернат активно участвует в общественно-патриотической жизни республики и города. Ни одно знаковое мероприятие не обходится без ее воспитанников.

Основные усилия воспитательной деятельности педагогического коллектива кадетского корпуса направлены на формирование военно-профессиональных, духовно-нравственных качеств у кадет, воспитание дисциплинированности и исполнительности, общей культуры и высоких морально-волевых качеств.

Краеугольный камень учебно-воспитательного процесса кадетского корпуса - нравственное воспитание кадетов, сущность которого заключается в целенаправленном формировании у них нравственных убеждений, становлении высоких моральных качеств и благородных чувств, положительных привычек.

Процесс становления нравственности кадетов непрерывен и происходит в условиях повседневного воинского труда, в ходе которого учащиеся формируются как будущие вооруженные защитники России. Армейская среда, в которой полностью проявляются все нормы, правила, принципы морали, господствующие в обществе, влияет на нравственное развитие кадет.

Огромную роль в нравственном воспитании кадетов играют традиции, сложившиеся в кадетском корпусе, которые несут в себе большой эмоциональный заряд. Установление традиций, объединяющих всех участников педагогического процесса в единую духовную общность, является еще и эффективным фактором обучения подростков сотрудничеству.

Например, в Уфимской общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой имени дважды Героя Советского Союза Мусы Гайсиновича Гареева (Кадетский корпус) существует такая традиция: выпускники кадетского корпуса по мере возможности приезжают навестить родную школу, общаются с воспитанниками кадетского корпуса, рассказывают о том, куда они поступили, как сложилась их дальнейшая судьба. Как правило, большинство выпускников поступают в высшие военные учреждения, учатся на «отлично» и «хорошо», а затем работают по специальности. В этой традиции прослеживается такой педагогический метод как «положительный пример».

Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность.

Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.

Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Наблюдая и анализируя живые образцы патриотизма, мужества, трудолюбия, культуры отношений между людьми, школьник отчетливее осмысливает сущность и содержание этих качеств. С этой точки зрения метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок.

Но мы ведем речь о специально педагогически организованном положительном примере. Суть метода положительного примера в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образу, чтобы он захотел быть таким, иметь такие черты характера и так поступать. Пример-идеал определяет активность ребенка и направление этой активности: те качества, что ему нравятся в герое, он хочет иметь и сам. Соотнесение себя с избранным в качестве примера человеком - это работа ребенка со своим будущим.

Большое значение в воспитании имеет и пример сверстника. Во многих ситуациях жизни детям полезно присматриваться к своим ровесникам: одноклассникам, приятелям во дворе, героям книг и фильмов. Их поступки понятнее, чем у взрослых, мотивы действий похожи на твои собственные, а трудности узнаваемы.

При использовании положительного примера в воспитании существенное значение имеет учет особенностей личностного развития учащихся. С возрастом у школьников повышается критичность в оценке поведения товарищей и взрослых. В их глазах только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это особенно относится к учителям. В одной из лекций А.С. Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель». Близкие по существу мысли высказывала и Н.К. Крупская. «Для ребят, – отмечала она, – идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными. У нас требуют от учителя известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение».

Доказательством положительной динамики работы данного метода в рамках кадетского корпуса является то, что большинство воспитанников в 8 классе уже четко знают, в какое конкретно учебное заведение они будут поступать и кем будут работать.

Также в кадетском корпусе существует система сопровождения гражданской социализации воспитанников кадетского корпуса. Она выглядит следующим образом (Рис. 1):

Рисунок 1. Система сопровождения гражданской социализации воспитанников кадетского корпуса

У каждого из элементов этой системы существуют свои обязанности. Например, командир отделения отвечает: за успешное выполнение отделением поставленных задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование обмундирования, обуви, за содержание их в чистоте. Он подчиняется командиру и его заместителю и является непосредственным начальником личного состава. Заместитель командира взвода в мирное время и военное отвечает: за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и безопасность военной службы личного состава взвода; за внутренний порядок во взводе; за исполнение обязанностей военной службы личным составом; за внешний вид каждого солдата и сержанта взвода. Он подчиняется командиру взвода, а по вопросам поддержания внутреннего порядка и старшине роты и является прямым начальником солдат и сержантов взвода. Основными направлениями деятельности классного руководителя и офицера-воспитателя являются: попечение, воспитание и надзор за обучающимися во время их нахождения в УОШИ с ПЛП; организация и проведение внеурочной учебной работы в закрепленном подразделении.

Таким образом, такая система педагогического сопровождения, безусловно, положительно влияет на развитие гражданской социализации воспитанников кадетского корпуса.

Список литературы

  1. Липский, И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания / И.А. Липский // Теретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов.- Волгоград: Перемена, 2004.-С.280-287.

  2. Михайлова, Н.И. Педагогика поддержки : Учебно-методическое пособие / Н.И. Михайлова, С.М.Юсфи.-М.:МИРОС,2001.-208 с.

Бойкова Наталья Николаевна

Учреждение, факультет, курс

Г.Уфа поселок 8 марта улица Агрономическая 1/3 (450007)

[email protected]

Специфика процесса педагогического сопровождения гражданской социализации воспитанников кадетского корпуса

Педагогические науки

200 рублей 30.01.13 №111

Просмотров работы: 3836