КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ТИПЫ, ПРИЗНАКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ТИПЫ, ПРИЗНАКИ

Сабитова Д.М. 1, Кабакова М.П. 1
1Казахский национальный университет им. аль-Фараби
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в эволюции современного общества и многих отраслей промышленности, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.

Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.

Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. Многие и не представляют свою жизнь без компьютера и, конечно, какая жизнь без интернета.

Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных ракет, за банковские переводы многомиллионных сумм денег и многие другие системы, ошибки, в работе которых дорого обходятся людям. К сожалению даже этим не ограничивается зависимость человека от компьютера.

Актуальность данного исследования определяется тем, что из-за компьютеров, и в частности интернета, дети, подростки, молодежь очень много времени проводят за компьютером, часто предпочитают виртуальную жизнь реальной, впадая в так называемую зависимость от нее.

Таким образом, актуализируется проблема компьютерной или интернет-зависимости, которая отражается на психическом и физическом здоровье человека, и имеет мировой масштаб. Компьютерная зависимость признана болезнью 21 века, зачислена в МКБ-10, и считается психическим расстройством.

Для предотвращения и профилактики этой устрашающей проблемы, масштабы которой растут каждый день, необходимо рассмотреть психологическую сущность этого феномена: причины и факторы ее возникновения, симптомы проявления, пути решения.

Итак, термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером [5].

Первое определение Интернет-зависимости дал Иван Голдберг (Ivan Goldberg) в 1996 году. Под Интернет-зависимостью он понимал - расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера [4].

Кандел (Kandell's, 1998) дополнил к этому, что понятие "Интернет-зависимость" включает в себя любой вид деятельности в сети. Большая часть ученых согласна, что изучаемое расстройство имеет несколько источников [4].

В настоящее время "Интернет-зависимость" трактуется как навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line. Синонимы - "Интернет-аддикция", "виртуальная аддикция", "кибераддикция", "нетаголизм" [4].

Именно многофункциональность компьютеров и является привлекательным для людей: не надо лишний раз куда-то идти, разбираться, тратить время и нервы, и т.п., просто пару «кликов» и дело сделано. Да и за счет интернета, спасителя нашей современной молодежи в «поиске» учебников, материалов и не только, увеличивается компьютерная зависимость современности. И если б только этим все ограничивалось... интернет, компьютер являются для молодежи заменителем реальной жизни. Люди все больше и больше проводят свое время, сидя за интернетом, предпочитают интернет вместо реального общения с друзьями, прогулок, что очень полезно для нашего организма, вместо множества полезных действий.

Так же компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «гэймерами» (от английского «game» - игра) [1].

Конечно, многофункциональность компьютерных технологий и ее развитие не может не радовать наше прогрессивное общество. Более мощные компьютеры, более быстрые в функционировании очень удобны для людей, чья работа связана с взаимодействием с компьютером, но ведь не только по назначению пользуются люди компьютером, но также и дети, подростки, которым, по сути, и не имеет смысла «сидеть» целыми днями перед компьютером. Ведь они дают нам не только удобство, но также оказывают очень много негативного влияния на нас, наш организм. Это: ухудшение зрения, компьютерная и интернет зависимость, синдром карпального канала (туннельное поражение стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц), сухость в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна. И вот так мы расплачиваемся за удобство.

В настоящее время выделяют 5 типов компьютерной зависимости:

1. навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам);

2. страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм;

3. виртуальные знакомства;

4. киберсекс (увлечение порносайтами);

5. компьютерные игры [4].

Игровая компьютерная аддикция может формироваться в любом возрасте, но наиболее актуальна эта проблема для подростков в силу сензитивности данного возрастного периода и их повышенного интереса к компьютерным играм [2].

В западных странах существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время этот термин употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер в целом, включая виды использования, не относящиеся к социальным.

Зависимость от компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

  • Интернет-зависимость (интернет-аддикция);
  • Чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

Психологические симптомы компьютерной зависимости:

1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

2. невозможность остановиться;

3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

4. пренебрежение семьей и друзьями;

5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

7. проблемы с работой или учебой;

8. нетерпимость к низкой скорости интернета [2].

Патологическое влияние компьютера может также негативно влиять на личность человека, как и химические зависимости (алкоголизм, наркомания).

Говоря о компьютерной и интернет-зависимости, необходимо упомянуть и о зависимости от компьютерных игр.

Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, т.е. находятся в состоянии фрустрации, хотя и имеют возможность удовлетворять потребность. Проблема состоит в том, что аддикты постоянно находятся в состоянии фрустрации и сниженного настроения в реальном мире, что подтверждается высокой тревожностью и депрессией. Но в процессе игры их настроение заметно улучшается, а наблюдения показывают, что в процессе игры у человека присутствуют положительные эмоции. Положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, бывают, по словам аддиктов, также в ситуации «предвкушения» компьютерной игры.

Но после игры, т.е. после выхода из виртуального мира настроение снова возвращается на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего «вхождения» в виртуальный мир.

Большинство аддиктов - люди, плохо адаптирующиеся в социуме: имеют ряд бытовых, семейных проблем, проблемы на работе, учебе, во взаимоотношениях с противоположным полом. Поэтому для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры [2].

Интернет зависимость формируется у аддиктивно-предрасположенной личности. Группу риска составляют молодые мужчины (<21 года), продолжающие образование, не состоящие в браке, указывающие на наличие в прошлом аффективных расстройств и различного рода аддиктивных реализаций.

Предрасполагающими факторами к интернет-аддикции являются:

1. сверхличностная природа межличностных взаимоотношений,

2. возможность анонимных социальных интеракций,

3. возможность для реализации представлений и фантазий с обратной связью, включая различные варианты идентичности, социальных ролей,

4. вуайеристический аспект («электронное подслушивание» чужих личных переживаний, эмоциональных состояний),

5. уникальные возможности поиска нового собеседника, отсутствие необходимости удерживать его внимание,

6. неограниченный доступ к информации [3].

Для интернет-аддиктов характерны: проблема контроля, низкая критика к собственному состоянию, нарушения социальной адаптации в реальной жизни. При длительном воздействии аддиктивного агента у интернет-зависимых возникают коморбидные состояния как: депрессивные расстройства различного регистра, в том числе с суицидальными тенденциями; нарушения режима и качества сна, цефалгии; боли в спине и синдром карпального канала.

При интернет-зависимости формируется классический аддиктивный континуум, поэтому когда данный аддиктивный агент перестает оказывать желаемое действие, существует вероятность смены способа аддиктивной реализации на другие нехимические или химические аддикции [3].

В рамках изучения данной проблемы было проведено экспериментальное исследование подростков на выявление химических и нехимических аддикций в связи с психологическим и социальным здоровьем, в Казахстане - в городе Алматы. Выборка состояла из 201 человека, из них подростки мужского пола - 97, и женского пола - 107. Использованные методики:

1. Канадский показатель проблемного гемблинга (СРGI);

2. Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. Днепропетровск, 2006.)

В частности, получены следующие результаты.

Методикой «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» было осуществлено наблюдение по 4 параметрам:

  • нет риска компьютерной зависимости - 97
  • стадия увлеченности - 86
  • риск развития компьютерной зависимости - 15
  • наличие компьютерной зависимости - 1

Число наблюдений - 199. (См. рисунок 1.)

Рисунок - 1. Скрининговая диагностика компьютерной зависимости у подростков

На данном рисунке показано, что у 48.7% подростков (97 человек) - нет риска развития компьютерной зависимости, у 43.2% - стадия увлеченности, 7.5% - риск развития компьютерной зависимости, 0.5% - наличие компьютерной зависимости.

Учитывая эти данные, можно сказать, что у казахстанских подростков нет риска развития компьютерной зависимости и что для казахстанской молодежи такие ценности как живое, реальное общение, развитие на воздухе, а не в запыленной комнате еще имеет свою актуальность. Однако настораживает, что 43.2% и 7.5% подростков находятся в стадии увлеченности и имеют риск развития компьютерной зависимости.

Так же, был проведен опрос с помощью методики «Опросник №3 - Качество жизни». Он содержит в себе такие параметры, как: работа, личные достижения, здоровье, общение с близкими людьми (друзья, родственники), поддержка (внутренняя, внешняя), оптимистичность, напряженность, самоконтроль, негативные эмоции.

По результатам этого опросника, делается вывод о том, что у 12.6% подростков - низкий уровень жизни, 19.7% - средний, 67.6% - высокий. Это говорит о том, что даже имея высокий уровень жизни, имея возможность в приобретении новых компьютерных технологий, дети (подростки) все же не склонны к компьютерной зависимости. И это радует нас.

Но, тем не менее, лучше уже сейчас начать проводить психопрофилактические мероприятия среди подростков в школах, семье по предупреждению компьютерной и интернет-зависимости, чем потом бороться с ней, по принципу «болезнь легче предупредить, чем лечить».

Список литературы:

1. Друзин В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков. Автореф. ... канд. пед.наук. - Ярославль. 2011. - 23с.

2. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. - Кемерово, 1999. - URL: http://www.flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2 - 05.07. 2002.

3. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Автореф. ... канд. мед. наук. - Новосибирск, 2004. -17с.

4. Компьютерная зависимость. - URL: http://www.5psy.ru/samopoznanie/kompyuternaya-zavisimost.html - 01.09.2011.

5. Малкова Е.Е., Калин Н.И. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 4 (15). - URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer03.php#top

Просмотров работы: 18216