Принт – это изображение (рисунок, надпись или фотография), нанесенное определенным способом на ткань (вышивка, прямая печать на ткани, термотрансфер), бумагу или другую поверхность.
Отсутствие общепринятой методики прогнозирования моды на принты и огромное влияние их на современную моду обусловили актуальность нашего исследования, цель которого – изучение и прогнозирование модных тенденций в использовании графических рисунков для оформления текстильных материалов. [3]
На начальном этапе нашего исследования мы провели общий анализ существующих в современной одежде принтов и было выявлено, что наиболее популярной графикой является рисунок, созданный по народным мотивам, имеющий характерный для определенного народа орнамент и цветовое решение.
Причины все возрастающего интереса дизайнеров к фольклору основаны на особенностях развития современного общества, когда важным направлением его развития стало возвращение к истокам культуры, возвращение культурных традиций и ремесел отдельных народов и стран. Особенно остро данная тенденция ощутима в различных областях дизайна, где излюбленным стилистическим решением стало использование этнических элементов.
В костюме во все времена главным этническим элементом являлся орнамент. Ключевое место в орнаменте занимает символ-знак, используемый в его повторяющихся элементах (рапорте). Для каждого народа свойственно использование в орнаменте собственных символов, отражающих представления о мире, принятые той или иной культурой. На рисунке 1 представлены ключевые элементы орнамента разных народов.
а б в г
Рис. 1. Элементы орнамента разных народов (а. скандинавский - олень, б. греческий - меандра, в. татарский – тюльпан, г. индийский – огурец).
Практическая целесообразность изучения орнаментов и их использование в моде в качестве принта обуславливается тем, что это является одним из эффективных инструментов современных дизайнеров в создании новых моделей. Сохраняя основную силуэтную форму, дизайнеры выражают себя в тканях. Многообразие принтов – одна из наиболее активных тенденций в дизайне одежды в последние 5 лет. Именно данный факт требует от исследователей моды разработки классификации принтов в зависимости от национальной принадлежности, с целью исключения стилистических ошибок и сохранения чистоты этнических особенностей в художественном оформлении тканей для одежды.
Для создания предпосылок для классификации рассмотрим примеры из высокой моды и прет-а-порте. Изучение показов мод за последние 5 лет позволил нам сделать следующее заключение - независимо от того, идет ли речь о высокой моде или прет-а-порте, принты сегодня являются самым популярным и распространенным элементом декора. С их помощью дизайнеры воплощают оригинальные и причудливые фантазии, что позволяет им создавать самобытные коллекции, отличающиеся незабываемым авторским стилем. Особенно явно данная тенденция проявляется в коллекциях сезона весна-лето, когда на смену скучным однотонным тканям приходят ткани с яркими, выразительными рисунками. В коллекциях «осень-зима» использование этнических рисунков позволяет почувствовать тепло в холодные и серые будни, внести в них праздничное настроение. Национальный принт можно считать классикой, т.к. дизайнеры усовершенствовали его до такой степени, что он уместен как в офисе, так и на в торжественной обстановке (см.рис. 2, 3[2]).
а б
Рис. 2 – Примеры использования этнических рисунков в дизайне одежды сезона осень-зима 2012-2013: а. «Valentino» , б. «Aquilano Rimondi».
Многочисленные примеры использования этнических рисунков в дизайне одежды предлагает сезон осень-зима 2012-2013. Новые коллекции украшают принты в духе художницы Яёи Кусамы (см. рис. 3). [2] Для этой художницы характерно использование не столько национального орнамента в качестве рисунка на ткани, сколько влияние знаковых элементов культуры японского народа, имеющих созерцательный смысл. Также для ее работ характерна незавершенность и лаконичность, ритмичность и повторяемость, отсутствие социальных барьеров, что в свою очередь очень характерно для японской культуры.
Рис.3 - Картина Яёи Кусама WHITE-DOTS, 2012 и костюм сезона 2012-2013 фирмы «Rag and bones».
Именитые дома моды, все в большем количестве используют этнические принты в своих коллекциях, а некоторые выстраивают на них весь фирменный стиль марки. Орнаментальные мотивы занимают значительную часть коллекции марки «Etro», около 30% от общего ассортимента. Характер используемых маркой принтов можно описать так - излюбленными являются принты стран Востока, а орнамент «прейсли» стал визитной карточкой марки, основателю марки Джиммо Этро удалось сделать его не только популярным, но и сохранить его популярность в течение нескольких десятков лет. (Рис. 4)
Рис. 4 – Примеры принтов «Etro».
Так, изучение современных тенденций в области рисунков современных тканей позволило нам установить, что около 30% печатных рисунков на ткани занимают этнические мотивы, в основе которых лежит национальный орнамент. В зависимости от используемых мотивов орнаменты на тканях можно классифицировать так: геометричные скандинавские мотивы, «экзотика» (орнаменты южных стран с преобладанием теплых цветов и геометрического и растительного орнамента), мотивы-символы (Японские, славянские), восточные (Азия и Арабские страны). Принятие классификации позволит проследить ее пульсацию и выполнить прогнозирование в будущих модных сезонах….
Следующим этапом исследования будут являться вопросы, посвященные изучению и разработке принципов создания принтов в национальном стиле. Освоение методики поэтапного создания мотивов для графических рисунков тканей позволит дизайнерам добиться еще большего их разнообразия и будем иметь методическую ценность в процессе дизайн-образования на кафедре «Дизайн» КНИТУ и в других специальных учебных заведениях.
Используемая литература:
Лекция о моде. Андрей Аболенкин [Электронный ресурс]: - режим доступа : http://www.radiomayak.ru/fragment/show/fragment_id/16755
Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. - СПб.: СПГУТ, 2001.- 192 с.
Л. А. Сафина. Дизайн костюма. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2006. – 390 с.
М. Федорова. Галеристика и Артистика. / М. Федорова // Glamour. – 2012. - №10. - 10-11 с.
Л.А.Сафина, Л.М.Тахбатуллина, В.В.Хамматова, Л. Н. Абуталипова. Проектирование костюма: учебник / Л. А. Сафина, [и др.]; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. – Казань: КГТУ, 2010. – 400 с.