ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ВУЗЕ

Исачкова Л.А. 1
1Сибирский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образование в Российской Федерации выделяет подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества. Современное общество, в силу интенсивного развития экономики, требует от человека определенных организационных, аналитических, проектных и других способностей.

Современный образовательный процесс должен быть направлен на подготовку выпускников владеющих таковыми способностями, в связи с этим необходима разработка методических средств, призванных содействовать развитию проектных способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе вуза.

Проектирование как деятельность интенсивно развивается не только в рамках инженерно-технической деятельности, но и в других сферах деятельности, таких как педагогики психологии и др.

Вопросами развития проектных способностей занимались И. А Колесникова, О.С Газман, А.В. Хуторской, Е.С Полат Гузеев В, Горчакова-Сибирская М.П., Митяш Н.В. , Новиков А.М., и др.

Навыки проектировочной деятельности формируют у студентов опыт продуктивных действий в ситуациях, характерных для переходных периодов в развитии общества, когда нарастает неопределенность, нестабильность и люди больше, чем раньше, нуждаются в координации совместных действий, продуманных решений, обретении смысла жизни, в новых ценностях. Достаточно много исследований по данной теме как отечественных, так и зарубежных авторов наблюдается тенденция устаревания практико-ориентированных разработок направленных на развитие проектных способностей. Особенно, в наше время связано с глобальной информатизацией общества и нововведений в педагогике.

Опираясь на работы перечисленных выше исследований в Институте педагогики психологии и социологии Сибирского Федерального Университета, проводятся работы по исследованию и созданию методического обеспечения, включающие педагогические условия, педагогические технологии, мультимедийные технологии, методические разработки учебно-воспитательного процесса способствующие проектной компетенции учащихся.

На первом этапе исследование было направлено на выявление психологических основ развития проектных способностей учащихся являющихся неотъемлемой частью развития личности, в учебном процессе. Оно состояло из четырех шагов:

  1. в рамках нашего исследования мы рассмотрели основные понятия и сущность проектных способностей;

  2. выявили психологические особенности студенческого возраста;

  3. выявили педагогические условия, направленные на развитие проектных способностей;

  4. оценили уровень развития проектных способностей студентов специальностей «Профессиональное обучение по отраслям».

В эксперименте участвовали учащиеся первых и третьих курсов. Измерения проводились по 4 шкалам: проблематизация, целеполагание, планирование, рефлексия.

Результаты представлены на графиках.

Рисунок 1. Результаты развития проектной компетентности учащихся первого курса.

Рисунок 1. Результаты развития проектной компетентности учащихся третьего курса.

Сравнение результатов измерений по первому и третьему курсам проводилось с использованием критерия Фишера и показало незначимое различия между двумя выборками, это говорит о том, что без специально разработанного методического обеспечения развитие проектных компетенций практически не происходит.

Реалии сегодняшнего дня требуют теоретического осмысления и выявление педагогических условий, которые могли бы способствовать развитию проектных способностей будущего педагога в процессе обучения в педагогическом вузе.

Нами выявлен ряд педагогических условий, обеспечивающий развитие проектных способностей учащихся.

Понятие условие трактуют следующим образом:

Условие - факторы, обстоятельства совокупность необходимых мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. А. С. Белкин, Л. П. Качалова, Е. В. Коротаева, Н. М. Яковлева и другие рассматривают педагогическое условие как то, что способствует успешному протеканию чего либо, как педагогически комфортную сред, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение учащимися профессионально-проектного уровня деятельности.

В ходе исследования выявили комплекс педагогических условий, способствующий развитию проектной компетентности учащихся:

  • Создание педагогически комфортной среды;

  • Рефлексия и самоанализ;

  • Включенность учащихся в «импровизационное поле деятельности;

  • Включенность учащихся в творческую проектировочную деятельность.

Комплекс педагогических условий формирования проектной компетентности учащихся создает основу для прочного усвоения знаний и умений, свободной ориентационной ориентации при решении педагогических задач, оптимизации поиска их решений.

Б.М. Теплов с позиции формирования, развития и становления способностей выделяет комплексность, многоплановость, разнообразие видов деятельности и поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию, которые предполагают одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей, которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей.

Любая система успешно функционирует и развивается при соблюдении определенных условий. При создании специального комплекса педагогических условий будет происходить развитие проектной компетентности.

Опираясь на психологические особенности, способствующие развитию проектных компетенций учащихся по И.А. Зимней, которые проявляются через: высокий образовательный уровень; высокую познавательную мотивацию; наивысшую социальную зрелость; развитие высших психических функций; сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.

В институте педагогики, психологи и социологии на кафедре профессионального обучения обосновывается и разрабатывается методическое обеспечение способствующее развитию проектной компетенции в рамках дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований», выполнили следующий объем работы:

  • лабораторная работа, включающая проектные задания по общим методологическим принципам научного исследования;

  • лабораторная работа, включающая проектные задания по основным понятиям психолого-педагогического исследования;

  • лабораторная работа, включающая коллективную работу по рецензированию, аннотированию научных статей;

  • лабораторная работа, включающая разработку программы наблюдения, исследование группы на развитие различных способностей, апробацию и обсуждение результатов;

  • творческие коллективные проекты, направленные на развитие компетенций исследовательского плана.

Просмотров работы: 2207