ИППОТЕРАПИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИППОТЕРАПИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП

Мингалов А.А. 1
1Забайкальский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Иппотерапия является комплексным и активным методом лечебно-педагогического процесса, т.к. обеспечивает построение новых двигательных навыков, в связи со снижением спастики, уменьшением гиперкинезов, расширением интеллектуальных возможностей пациента, а также предельной мобилизации компенсаторных возможностей, имеющихся у развивающегося молодого мозга ребенка, тем самым, улучшая волевую и повышая бытовую деятельность детей с церебральным параличом.

Необходимо отметить тот факт, что активная деятельность больных детей объясняется культом лошади, как верного древнейшего друга человека.

Поэтому они восхищаются ею, тянутся к ней, вначале реабилитации подсознательно, в дальнейшем, в процессе общения с лошадью уже сознательно, чувствуя стремление обратиться к ней в трудные моменты жизни, т.к. ощущают после езды неизведанную ранее свободу в двигательной сфере.

Особенно остро это чувствует ребенок, который в силу нарушенной моторики, как правило, с раннего детства лишен минимальных возможностей вести обыкновенную каждодневную жизнедеятельность по сравнению со здоровыми детьми.

На этом фоне спасительная роль верховой езды именно в том и состоит, что ребенок, с ограниченными возможностями подчинив своей воле столь мощное и огромное животное, значительно легче выходит из такого психологического состояния, как пассивность. Это связано с тем, что кажущиеся «минимальные» победы больного ребенка, но полученные колоссальным трудом, усилием воли дают возможность ставить перед собой все новые и более сложные цели, а затем добиваться их выполнения, что даёт себе необыкновенно удачную комбинацию – огромный запас положительных эмоций, большой объём физической нагрузки, с комплексным воздействием на весь организм в целом, а также возможность успешного искоренения социальной изоляции детей с ДЦП, что в дальнейшем играет огромную роль в их жизненной позиции.

Таким образом, ребенку, сидя на лошади во время занятий, приходиться подавлять чувство страха, он вынужден максимально мобилизовать свою волю, чтобы реализовать более сильную, чем страх, мотивацию – «пообщаться» и подчинить себе лошадь, т.е. сделать самому, а главное – «активно» и «самостоятельно».

Следовательно, желаемое, пугающее и действительное, как основные моменты исходного противоречия мотивации, составляют, вместе с тем глубоко единое целое. Это происходит потому. Что срабатывает личностная позиция, установка больного ребенка, а также, в результате «соприсутствия» ребенка т.е. его внутреннего состояния, во время езды на лошади, его соподчинения колебаниям, идущим со спины и выполнения, различных по степени тяжести и физических упражнений осознано, но с преодолением патологических развитой моторики.

Такой мотивационный фон даёт возможность в большей степени или меньшей степени достигнуть контроля над спастичностью, подчинения гиперкинезов более необходимой поведенческой активности не только на лошади, но, в конечном итоге, и в бытовой деятельности, и, тем самым перестроить ещё нетвердо закрепившиеся поведенческие стереотипы на новые, правильно построенные поведенческие навыки. Это связано с тем, что в процессе реабилитации ребенок стремится сравнительно меньше зависеть от имеющихся двигательных дефектов, так как формируются более тонкие координированные двигательные навыки, а в целом более сложные поведенческие комплексы. Все это особенно ценно, потому, что иппотерапия вынуждает больного ребенка осмысливать собственные действия не только на лошади, но и вы бытовой деятельности, тем самым радикально изменяя социальный статус больного ребенка.

В заключение можно с уверенностью сказать, что ЛВЕ в отличие от общепринятых форм лечебной физкультуры позволяет, наряду с активацией двигательной системы ребенка, стимулировать волю, организованность, стремление к преодолению трудностей, на основании чего движения детей становятся более точными и целенаправленными при выполнении постепенно усложняющихся заданий. В результате улучшаются координация движений, различные манипуляции руками и, что особенно ценно – ходьба. И все это – благодаря большому, доброму, терпеливому другу всех детей с поражением двигательной сферы – лошади, которая вселяет в них уверенность и желание избавиться от ненужных и мешающих им в жизни дефектов, стимулируя и эмоциональную серу, т.е. помогая слиянию ребенка с окружающей природой, снятия тем самым у него синдрома замкнутого пространства. На этом фоне больной ребенок ощущает себя частью природы, где с помощью лошади он обретает свободу действий.

Физическая реабилитация детей с различными формами церебрального паралича методом ЛВЕ является сложным и трудоемким процессом. Отличается она от существующих традиционных методов тем, что при ЛВЕ создание высокой мотивации обусловлено желанием больных детей ездить и управлять лошадью, несмотря на психологический феномен перед падением с неё. В процессе занятий иппотерапией выявилось, что невозможность выполнения того или иного движения обусловлена тем, то ребенок приспосабливался к имеющемуся у него дефекту.

Во время проведения занятий ребенок вынужден мобилизовать свою волю для реализации мотивации - его активного включения в занятия, но с преодолением патологически развитой моторики, так как биомеханическое воздействие ЛВЕ на организм ребенка с является взаимозависимым процессом, построенным на обратной биологической связи – biofeedback.

Следовательно, иппотерапия обеспечивает у детей построении новых двигательных навыков, максимально приближенных к норме в результате реализации и предельной мобилизации компенсаторных возможностей, имеющихся в развивающемся молодом мозге ребенка.

Просмотров работы: 1245