МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ

Кремнева Е.Н. 1
1Забайкальский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Росту детской заболеваемости и инвалидности способствуют ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, пробле­мы с соблюдением здорового образа жизни. Более 50% детей имеют функцио­нальные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий. Только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми. В постановлении Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О Федеральной це­левой программе «Дети России» на 2007 - 2010 г.г. приводятся следующие дан­ные: в Российской Федерации проживает 29 млн. детей, из них 587 тыс. - это де­ти инвалиды [2].

В последние десятилетия разработаны многочисленные методики восстановительного лечения двигательных, речевых и психических функций, нарушенных у детей (5, 6). Среди многообразия современных средств восстановительного лечения и реабилитации больных детским церебральным параличем (ДЦП), особо следует выделить метод динамической проприоцептивной коррекции с помощью лечебного нагрузочного костюма « Адели».

Концепция восстановительного лечения больных с расстройствами двигательных, речевых и психических функций церебрального происхождения с использованием лечебного костюма « Адели» была разработана в 1991 году группой российских клиницистов и физиологов на базе новейших того времени достижений в области космической медицины. В результате занятий в костюме «Адели» происходит: нормализация тонуса мышц; коррекция порочных установок; улучшение подвижности в суставах; преодоление гипотрофии мышц; формирование антигравитационных реакций; улучшение мышечно-суставного чувства; развитие мелкой моторики. речи; стабилизация эмоционального фона; улучшение деятельности дыхательной, сердечнососудистой и др. систем организма. Но как и любой метод имеет свои противопоказания: частые приступы эпилепсии, врожденная ломкость костей, выраженный остеопороз, сколиозы 3-4 степени, вывихи тазобедренных суставов, инфекционные заболевания, повышение температуры тела выше 37,5оС, хронические заболевания в период обострения, шизофрения, психические заболевания в состоянии аффекта.

Методы. В медико-социальном центре реабилитации инвалидов «Росток» Министерства социальной защиты Забайкальского края осуществляется совмещение двух реабилитационных технологий: лечебного костюма «Адели» и иппотерапии для повышения эффективности и качества лечебно-восстановительного процесса. По сути иппотерапии – одна из форм лечебной физкультуры, которая использует весьма необычный «спортивный снаряд»- живую лошадь. Ни один из спортивных снарядов не дает такой сильной мотивации, как лечебная верховая езда, при которой подавляется чувство страха. Происходит максимальная мобилизация волевой сферы. При этом у ребенка появляется уверенность, самоутверждение и занятия воспринимаются как игра, развлечение, удовольствие. Было замечено, что некоторые дети, боясь лечебных учреждений, плачут в стенах центра, но с удовольствием занимаются на свежем воздухе, на просторе, в природных условиях здоровьесберегающей среды.

Расширяется представление ребенка о животных, окружающем мире. Дает эмоциональный подъем, радость от общения с животными, повышает настроение, активизирует познавательную сферу и психику ребенка. Как и костюм « Адели» верховая езда развивает ориентацию ощущения пространства и ощущения своего тела в пространстве, повышается активность функциональной системы антигравитации. Кроме того в машине, по дороге на ипподром, чувство равновесия и координация развиваются также. В костюме « Адели» можно обучаться переворачиваться, ползать, сидеть, вставать на четвереньки, но, все же лучшие результаты были получены при обучении ходьбе. Но, а так как, движение спины лошади происходит во всех трех плоскостях – фронтальной, сагиттальной и горизонтальной, и соответствует движению человека при ходьбе, у всадника возникает ощущение нормального прямохождения. Поэтому наши маленькие пациенты, устав ходить своим ногами, продолжают занятия в костюме, «шагая» на лошади. Важно и то, что ритмичные колебания спины лошади во время движения передаются всаднику и усиливают расслабление спастичных мышц бедер и ягодиц. Этому способствует и тепловой эффект от спины лошади, температура тела которой выше человеческой на 1-1,5о С. Помимо этого у детей развиваются коммуникативные навыки, т.к. такие занятия проводятся только в группе.(2)

При организации таких совместных групп возникли и определенные сложности. Во-первых, занятия возможны только в теплое время года, т. к. костюм « Адели» невозможно одеть на куртку или комбинезон. Во вторых методика костюма «Адели» подразумевает непрерывность занятий с постепенным, в течение трех недель наращиванием времени от 15-ти минут до одного часа. Занятия же иппотерапией, наоборот, должны проводиться два раза в неделю с продолжительностью общего курса до трех месяцев. Поэтому необходимо было состыковать временные рамки занятий. Наконец организационные вопросы транспорта, обеспечение места для одевания костюма в поле, содружественые действия работников центра, составление групп.

Работа по совместному применению лечебного костюма « Адели » и иппотерапии проводилась в течение двух лет (2010-2011 годы) в летнее время года. Составляли основную и контрольную группы детей, которые занимались по обычной программе реабилитации, с раздельным применением костюма «Адели» и иппотерапии. Кроме того в программу комплексной реабилитации в обоих группах были включены массаж, лечебная гимнастика, физиолечение по показаниям.

Результативность оценивалась на основании: мануально-мышечного тестирования (пятибалльная система оценки при вялых параличах и парезах) (4); оценки объема движений в суставах (4); пятибалльной шкалы оценки координации и равновесия (4); диагностическое тестирование на предмет определения контрактур в суставах конечностей (3); оценка этапов физического развития (3); уровней двигательного развития (1); шкалы эмоциональных реакций (3); оценки изменений состояния больного по 4-х бальной системе (1), предложенной Семеновой К.А. Также осуществлялся врачебный контроль специалистами ЛФК: общий осмотр, антропометрическое обследование и оценка физического развития; оценка функционального состояния организма и переносимости физических нагрузок; врачебно-педагогические наблюдения; текущий санитарный надзор за условиями проведения занятий.

Результаты исследования. Первый год в основной группе занимались 7 детей в возрасте: 2 года – 3 чел.; 3 года – 2 чел.; 6 лет и 10 лет по одному ребенку соответственно. С диагнозами ДЦП, спастический тетрапарез - 4 чел.; атонически-астатическая форма ДЦП – 1 чел.; последствия нейроинфекции, левосторонний гемипарез – 1чел.; синдром Денди - Уокера – 1 чел. В ходе проведения занятий было получено 5 улучшений функции и 2 улучшения общего состояния. В контрольной группе 3 улучшения функции и 4 улучшения общего состояния, причем наилучшие результаты были получены у детей с ДЦП 2-3-х лет. Поэтому, на следующий год в основную группу были взяты 5 детей с диагнозом ДЦП: спастический тетрапарез с преобладанием в нижних конечностях – 2 чел.; атонически-астатическая форма – 2 чел.; двойная гемиплегия – 1 чел. В возрасте 3 - 4 года - 6 чел.; 6 лет – 1 чел. Получены обнадеживающие результаты: 3 ребенка закончили курс с улучшением функции, а 2 – со значительным улучшением функции, т.е. перешли на более высокий уровень двигательного развития (одна девочка впервые стала самостоятельно стоять передвигаться с опорой, а вторая – самостоятельно передвигаться без опоры). В контрольной группе 3 детей с улучшением функции и 2 детей с улучшением общего состояния.

Выводы. Таким образом, сочетанное применение лечебного костюма «Адели» и иппотерапии в комплексной реабилитации инвалидов существенно повышает эффективность и качество восстановительного процесса. Происходит значительное улучшение моторной, психической, речевой функций, улучшается работа внутренних органов. Расширяется познавательная сфера ребенка в условиях природной среды, а эмоциональный фон существенно сдвигается в положительную сторону. Занятия на «открытом воздухе» при различных природных условиях способствует закаливанию организма.

Литература

  1. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с поражением нервной системы и детским церебральным параличем// Закон и порядок. – М., 2007.

  2. Добряков И.В., Щедрина Т.Г. Детский церебральный паралич: лечение в школьном возрасте // С-Пб.: СПбМАПО, 2008.

  3. Кожевникова В.Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом. - М., 2005.

  4. Епифанов В.А Лечебная физическая культура. - М.: ГОЭТАР-медицина, 2006.

  5. Качесов В.А. ДЦП. - С-Пб.: ЭЛБИ-СПб, 2005.

  6. Лукьянова И.Е., Орлова Г.Г., Денисенков А.И. К оценке результатов комплексной реабилитации детей с ограничениями жизнедеятельности на основе лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2009. - № 8.

Просмотров работы: 1451