МЕДИКО – СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕДИКО – СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

Гниденко Е.В. 1
1Забайкальский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальная работа с инвалидами включает в себя медико-социальную реабилитацию. Реабилитация – от позднелатинского rehabilitatio — «восстановление». Комплекс медицинских, психологических, педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессиональная функции, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию больного. Основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества.

Главным результатом медико-социальной реабилитации как направления социальной работы является достижение такого состояния ребенка-инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, коммуникативная способность и другие.

В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном формальном обучении, дети-инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель – научить ребенка инвалида двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и так далее). Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические дисциплины, готовиться к рабочей жизни.

Восстановительное лечение детей-инвалидов не ограничивается оперативным вмешательством, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействием, оно слагается из длительных и многообразных этапов медицинской, социальной психологической коррекции. В понятие реабилитации детей, имеющих психофизиологические отклонения, входят следующие важнейшие моменты: развитие жизненно необходимых навыков, обучение, по возможности, чтению и письму, адаптация к детскому коллективу, которые должны осуществляться повседневно и ежеминутно.В настоящее время признана эффективной система круглогодичного оздоровления и реабилитации детей-инвалидов на базе специализированных детских учреждений. Данная организационная форма позволяет использовать не только традиционные способы терапии, но и методы лечебной педагогики, психологической коррекции в сочетании с адаптацией детей в коллективе. Однако следует отметить недостаточное количество учреждений подобного типа, а также тяжесть нарушений, имеющих место у большого числа детей, наличие которых может служить противопоказанием для посещения специализированных детских садов.

Проводится ли исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов в Забайкальском крае?С этой целью Прокуратура Забайкальского края провела проверку и проанализировала исполнение законодательства о социальной защите детей-инвалидов за последние два года в 20 районах и ряде министерств Забайкальского края. Проверка проводилась согласно плану работы прокуратуры края на второе полугодие 2011 года и вызвана актуальностью проблемы для нашего региона. По данным государственных статистических отчетов по состоянию на 1 января 2011 года в крае проживало 4659 детей-инвалидов, что составляет 1,66 процента от общей численности детского населения. Из общего числа детей этой категории в краевом центре проживало 1152 ребенка. По районам наибольшее количество детей-инвалидов в Петровск - Забайкальском 389, Читинском – 258, Борзинском 222.

Показатель детской инвалидности (на 10 тыс. детского населения) в крае в 2010г. в сравнении с 2009 годом увеличился с 175,5 до 178,1. В целом по Российской Федерации этот показатель составляет 190,1. Среди заболеваний, обусловивших возникновение инвалидности у детей, на первом месте психические расстройства (47,4%), на втором месте заболевания нервной системы (40,8%), на третьем врожденные аномалии (39,8%).

Обобщение результатов проверки показало, что в целом в крае осуществляется комплекс мер, направленных на реабилитацию детей-инвалидов, оказание им медицинской, социальной, психологической, материальной и других видов помощи, принимаются меры и по созданию таким детям равных с другими возможностей участия в жизни общества. В то же время, нарушения прав и интересов детей-инвалидов носят распространенный характер.

К сожалению, в Забайкальском крае отсутствует самостоятельная целевая программа, направленная на решение проблем детей-инвалидов. По краевой долгосрочной целевой программе «Доступная среда (2011-2015 годы)», направленной на обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, в текущем году из краевого бюджета из запланированных 3 млн. руб. выделено 1,4 млн. руб. На выделенные средства осуществляется оборудование пандусами и оснащение специализированными санузлами государственных учреждений социального обслуживания, в том числе для детей-инвалидов.

По информации прокуроров в районах края муниципальные программы, направленные оказание помощи детям-инвалидам, вовсе не принимались. В Тунгиро - Олекминском и Оловяннинском районах имеются лишь разделы в иных программах, предусматривающих мероприятия по социальной защите детей-инвалидов, оказание им адресной помощи.

В крае функционирует 29 учреждений, осуществляющих различные виды реабилитации детей-инвалидов. Из них в системе здравоохранения создано 7, в системе органов социальной защиты населения 14 и в системе образования 8 учреждений.

Проведенной проверкой было установлено, что между краевыми министерствами, осуществляющими работу с детьми-инвалидами, координация не выдерживает критики. Даже взаимные сверки по числу состоящих на учете детей-инвалидов не проводятся. Так, на учете в министерстве здравоохранения края состоит 4659 детей-инвалидов, в министерстве социальной защиты населения края – 3421. Министерством образования, науки и молодежной политики учтено 2405 детей-инвалидов школьного возраста, министерством социальной защиты населения края – 2606, а по сведениям министерства здравоохранения края таких детей 3212. Аналогичная ситуация на уровне муниципальных образований.

Также прокурорами выявлены многочисленные факты непринятия органами здравоохранения, социальной защиты населения, опеки и попечительства, должных мер, направленных на выявление и учет детей-инвалидов, соблюдение установленного порядка направления их на медико-социальную экспертизу и переосвидетельствование, в том числе в отношении лиц, оставшихся без попечения родителей.

По информации районных прокуроров в крае по причине ненадлежащего финансирования повсеместно нарушается гарантируемое ст.10 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» право детей-инвалидов на получение технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых за счет средств федерального бюджета. На момент проверки 122 ребенка-инвалида в 14 районах края (Агинский, Балейский, Забайкальский, Могойтуйский, Могочинский, Оловяннинский, Сретенский, Улетовский, Хилокский, Читинский и все городские районы) не были обеспечены креслами-колясками, ортопедической обувью, памперсами и другими техническими средствами реабилитации.

По этой же причине проживающие в Забайкальском крае дети-инвалиды и сопровождающие их лица не обеспечиваются своевременно по заявкам путевками на санаторно-курортное лечение. По информации министерства социальной защиты населения края в 2010 году такими путевками были обеспечены лишь 130 детей-инвалидов и 114 сопровождающих лиц, в текущем году – 200 и 163 соответственно, что крайне недостаточно.

В крае остается острой проблема обеспечения жильем семей, имеющих детей инвалидов. В связи с отсутствием достаточного объема жилищного строительства и финансовых средств очереди на получение жилья практически не уменьшаются. Семьи с детьми-инвалидами годами не могут улучшить свои жилищные условия. Например, в Балейском районе семья Чупровых, имеющая ребенка-инвалида, состоит на учете на предоставление дополнительной жилой площади с 2009г., в Чернышевском районе на учете состоит 12 таких семей.

Также в нашем регионе недостаточно специализированных дошкольных образовательных учреждений. До настоящего времени не принято мер для создания специального коррекционного учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в то время как таких детей-инвалидов в крае 1137 (24,4% от общего числа детей-инвалидов). Не принимается должных мер для предоставления детям-инвалидам возможности заниматься в учреждениях дополнительного образования. Из общего числа детей этой категории только 151 ребенок (3,2%) занимается физкультурой и спортом в системе дополнительного образования.

Не создано необходимых условий для получения детьми-инвалидами профессионального образования. В системе начального профессионального образования обучается только 63 ребенка-инвалида, являющихся выпускниками коррекционных образовательных учреждений для умственно-отсталых детей 8 вида. Для детей-инвалидов с психическими нарушениями, не способных продолжить образование в учреждениях начального профессионального образования, создана всего 1 группа из 6 человек на базе Черновской школы-интерната. Данная проверка показала, что исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов в Забайкальском крае не проводится или проводится в меньшей степени.

Взаключении необходимо отметить, что реабилитация является длительным, динамическим процессом, сопровождающим ребенка на разных возрастных этапах и учитывающим закономерности психического развития, в связи с чем, используется большой арсенал средств и методов в зависимости от возраста ребенка и причины инвалидности. Поэтому социальным службамнеобходимо в полной мере обеспечивать доступность медико-социальной помощи детям-инвалидам и их родным.

Просмотров работы: 2023