МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ

яковых в.ю. 1
1тобольский медицинкий колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общая характеристика работы

Актуальность. В конце 80-х годов прошлого века в России получили распространение и официальное признание такие силовые виды спорта, как армспорт, пауэрлифтинг, бодишейпинг, фитнесс, ритмоатлетизм и другие. Второе дыхание получил исконно русский вид спорта – гиревой. Российские атлеты быстро вышли на международную арену и твердо заняли ведущие позиции. Первые успехи в новом виде спорта принадлежат спортсменам, перешедшим в пауэрлифтинг из тяжелой атлетики. Они обладали прекрасными физичес­кими данными и поэтому не утруждали себя изучением техники, считая, что она достаточно проста. У них были основания так считать. Это объясняется тем, что соревновательные упражнения в пауэрлифтинге (приседания со штангой на плечах, жим на горизонтальной скамье, тяга становая) входили варсенал подготовки тяжелоатлетов, но как вспомогательные, а отсюда и отно­шение к ним. Другой объективной причиной послужило то, что требовалось время для переучивания на новую технику, а переучивать высококвали­фицированных спортсменов это сложный и трудный педагогический процесс, поэтому они компенсировали этот процесс высокими силовыми показа­телями, которые приобрели в тяжелоатлетическом спорте.

Есть еще одна причина – это отсутствие специалистов по пауэрлифтингу. До настоящего времени в этом виде спорта основная масса тренеров - либо бывшие, либо действующие штангисты. Между тем время идет, результаты атлетов растут, а вместе с ними растет и конкуренция. В свою очередь, рост конкуренции в соревнованиях требует пристального изучения всех видов подготовки (физической, технической, психологической, тактической, теоретической). В этой сложной цепи подготовки в атлетизме особую роль занимает этап начального обучения. Основополагающее значение в этом этапе имеет техническая подготовка. Причем обучение правильным техническим действиям становится чрезвычайно важным моментом, не только для спортсмена, но и для тренера. При занятиях пауэрлифтингом, где постоянно присутствуют высокие нагрузки на позвоночный столб и суставы, сопровождаемые сильным натуживанием, тренеру необходимо научить атлета (как, впрочем, научиться и самому спортсмену) биомеханически правильному движению, в результате чего спортсмен сможет достичь своих максимальных возможностей, сохранив при этом здоровье и естественно, спортивное долголетие. Учитывая тот факт, что пауэрлифтингом начинают заниматься с 15-16 лет после того как сформируется костный скелет перед тренером на начальном этапе обучения ставятся две задачи. Первая – это техника исполнения соревновательных движений, причём при постоянно нарастающих отягощениях. Вторая – это раннее участие спортсменов в соревнованиях, в сравнении с началом их обучения. Возникающее при этом противоречие между техникой исполнения и силовыми возможностями спортсменов приводит к микротравмам позвоночника, что исключает быстрое достижения силового результата.

Актуальность данного исследования обусловлена большим значением для теории и практики в этом виде спорта с одной стороны и недостаточной разработанностью в научной литературе с другой вопросов соотношения между техникой исполнения соревновательных движений и используемых предельных отягощений в тренировочном процессе и соревновательной деятельности у начинающих спортсменов.

Цель исследования: разработать методику развития силовых способностей у юношей 15-16 лет на этапе начальной подготовки в пауэрлифтинге.

Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс групп начальной подготовки в пауэрлифтинге.

Предмет исследования: методика развития силовых способностей.

Гипотеза исследования: предполагается, что силовую результативность в соревновательных упражнениях пауэрлифтинга у юношей 15-16 лет можно повысить, если:

– обосновать взаимосвязь и взаимовлияние между техникой обучения соревновательным упражнениям и силовой подготовленностью начинающих спортсменов на начальном этапе обучения

– разработать методику развития силовых способностей, которая будет включать развитие силы мышц не только участвующих в соревновательном движении, но и всех мышц туловища с учетом особенностей телосложения начинающих спортсменов.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы обучения соревновательным упражнениям в пауэрлифтинге и определить наиболее эффективные методы обучения;

  2. Разработать и экспериментально методику развития силовых способностей у юношей 15-16 лет на этапе начальной подготовки в пауэрлифтинге.

Методологической основой исследования являются: положения теории и методики физического воспитания (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов и др.); концепции о построении движений (Н.А. Бернштейн, В.М. Зациорский, А.С. Аруни, В.И. Селуянов); теоретико-методологические основы специальной силовой подготовки высокоспециализированных спортсменов в атлетических видах спорта (И.В. Бельский, Ю.Ф. Назаренко, С.Ю. Те).

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование включало в себя ряд этапов, на каждом из которых решались конкретные задачи. На первом этапе (2008-2009 учебный год) был осуществлен анализ специальной литературы, на основе которого была установлена степень значимости и разработанности проблемы обучения, соревновательным движениям в атлетизме, и в силовом троеборье в частности. Была разработана методика развития силовых способностей у юношей 15-16 лет на этапе начальной подготовки в пауэрлифтинге. На втором этапе (сентябрь-ноябрь 2010-2011 учебного года) был осуществлён отбор юношей 15-16 лет в группы начальной подготовки. В течение одного месяца были проведены занятия с юношами по изучению и закреплению техники соревновательных упражнений, как в контрольной группе, так и в экспериментальной. Одновременно с этим, как в контрольной группе, так и в экспериментальной проводился индивидуальный подбор средних и субмаксимальных весов для юношей. После чего были проведены соревнования в обеих группах по правилам силового троеборья. Результаты соревнований послужили исходными данными для нашего исследования. Задачей третьего этапа (декабрь 2010 года по май 2011 года) было проведение педагогического эксперимента. В роли тренера контрольной группы стала тренер спорткомплекса «Лидер» Н.И. Важенина, экспериментальной группы тренер этого же спорткомплекса В.Ю.Яковых (автор данного исследования). Оба тренера имеют 1 квалификационную категорию. Занятия в спортивных группах проводились по следующему расписанию. В.Ю.Яковых – понедельник, среда, пятница с 15.00 до 17.00 часов. Н.И.Важенина – вторник, четверг, суббота с 15.00 до 17.00 часов. В конце педагогического эксперимента было проведено итоговое тестирование, как и первое в виде соревнований. На четвёртом этапе (май-сентябрь 2011 года) обрабатывались полученные результаты, оформлялось исследование.

Практическая значимость исследования

1.Предложена методика развития силовых способностей у юношей 15-16 лет на этапе начальной подготовки в пауэрлифтинге.

2.Результаты исследования могут быть использованы тренерами на учебно-тренировочных занятиях в группах начальной подготовки по пауэрлифтингу.

Достоверность результатов исследования и выводов обеспечена и подтверждена следующим:

– комплексным использованием современных методов и методик исследования;

– сочетанием теоретического анализа материала и анализа полученных результатов педагогического эксперимента;

– качественным и количественным анализом результатов экспериментальной работы;

– использованием статистической обработки полученных результатов на основе информационных технологий с применением компьютерных программ;

– личным участием автора в проведении эксперимента как тренера-преподавателя.

База исследования. Исследование проводилось на учебно-тренировочных занятиях на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Детская юношеская спортивная школа №3», расположенная в спорткомплексе «Лидер» города Тобольска. Всего в исследовании приняло участие 24 спортсмена 1 года обучения.

Основное содержание исследовательской работы

Во введении обосновывается актуальность и проблемы исследования, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза.

В первой главе «Состояние проблемы обучения технике соревновательных упражнений в пауэрлифтинге» проведен теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования и значимости начального этапа в обучении соревновательным движениям у начинающих спортсменов. На основе анализа литературных источников были сделаны основные выводы которые дали возможность разработать экспериментальную методику развития силовых способностей.

Пауэрлифтинг (силовое троеборье), в переводе с англ. означает power –сила, lifting – подъем. Соревнования проводятся в трех упражнениях: приседании со штангой на плечах, жиме лежа на горизонтальной скамье и становой тяге. В каждом упражнении спортсмен должен показать максимальный результат, проявив максимальную силу. Спортивный результат в пауэрлифтинге определяется уровнем развития собственно-силовых способностей (медленной или жимовой силы) и скоростно-силовых способностей (взрывной силы).

Пауэрлифтинг относится к ациклическим видам спорта. Продолжительность упражнения в пауэрлифтинге несколько секунд. Механизм энергообеспечения анаэробный, ведущая энергетическая система – фосфагенная. Сердечнососудистая и дыхательная система у пауэрлифтеров практически ничем не отличается от нетренированных лиц. ЧСС составляет 64,7±3,5 уд/мин, пульсовое давление 50,1 ±5,8 мм рт ст.

При занятиях пауэрлифтингом предъявляются требования к нервной системе, а также к двигательной и вестибулярной сенсорным системам.

Приседание по праву считается одним из самых сложных упражнений силового троеборья, так как предъявляет повышенные требования к индивидуализации используемой техники. При этом учитываются различия в физической готовности и анатомических особенностях атлетов. В технике приседания существует понятие «мертвая точка». Наиболее часто это наблюдается в середине движения, при наклоне примерно 30 градусов. Это момент времени, когда действие ягодичных мышц сводится к минимуму, и мышцы-разгибатели ног должны брать нагрузку на себя. Для преодоления этой мертвой точки тазовый пояс должен резко пойти под гриф, чтобы позволить ногам включиться в работу. Если не выполнить этот сдвиг бедер вперед, тазовый пояс останется позади веса, нагрузка ляжет целиком на спину, рычаговый баланс будет нарушен, ногам придется вступать в работу в крайне неудобном положении, и подъем срывается.

Другое соревновательное упражнение, требующее максимальной концентрации усилий, умения в совершенстве управлять движениями и проявлять хорошую вестибулярную устойчивость – это становая тяга. Существует две основных разновидности тяги в пауэрлифтинге: становая, или классическая, и тяга «сумо». Классическая тяга выполняется при узко поставленных ногах (практически касающихся грифа штанги), естественно, при выпрямленной спине от начальной и до конечной фазы движения вверх. В этом случае вся нагрузка приходится на мышцы бедра (поэтому данная техника рекомендуется спортсменам со слабой спиной и длинными руками). Тяга «сумо» выполняется при максимально широкой постановке ног, так, чтобы носки практически касались блинов. Здесь напряжение переносится на мышцы спины, ноги включаются в работу лишь в начальной фазе подъема («срыва» штанги). Рекомендуется атлетам со слабыми ногами и короткими руками. У спортсменов с такими анатомическими особенностями сильно влияет на изменение техники подъема штанги наличие коротких пальцев, которые не в состоянии удержать большой вес. Для таких атлетов существует особый хват, когда фаланга большого пальца располагается под фалангой остальных четырех.

Большое значение в тренировке пауэрлифтера играет взрывная сила. Она помогает преодолевать мёртвую точку во всех трёх лифтёрских движениях. Взрывная сила также помогает закончить движение до тех пор, пока мышечные волокна не «устанут» настолько, что не смогут закончить движение. При развитии силовых способностей в тренировке пауэрлифтеров необходимо учитывать следующие физиологические особенности:

– максимальная мощность скелетных мышц положительно коррелирует с отношением быстрых волокон в данной мышце. Поэтому для достижения высоких результатов необходимо отбирать спортсменов с преобладанием данного типа волокон;

– гипертрофия (увеличение размеров) мышечных волокон происходит во основном за счёт быстрых волокон (особеннно тип lib, "при условии стимуляции синтеза с окружающими клетками сателлитами) в ответ на стимуляцию тренировкой с отягощениями, в особенности взрывной тренировкой;

– максимальный потенциал во взрывных движениях обуславливается быстрой составляющей в композиции мышечных волокон и, возможно, природой АТ Фазы, выделяемой мостиками соответствующих волокон.

Обучение в пауэрлифтинге, как и в других видах спорта, осуществляется различными методами. Наиболее распространенные из них:

– изложение педагогом учебного материала в виде рассказа, объяснения, бесед, консультаций;

– повторные упражнения со штангой, гирями, гантелями, силовыми тренажерами, упражнения из вспомогательных видов спорта;

– применение наглядных средств – демонстрация разучиваемых движений, наглядных пособий, посещение соревнований и тренировочных занятий других спортивных клубов;

– работа над литературными источниками, разбор учебных пособий, методических и научных статей и т.п.;

– проверка знаний, умений и навыков в процессе прикидок, соревнований, повседневных наблюдений, устного опроса.

В обучении технике соревновательных упражнений используется три метода: расчлененный, целостный и комбинированный.

Расчлененный методзаключается в том, что упражнения разделяют на составные части или фазы. Спортсмены овладевают каждой из них в отдельности, а затем только всем упражнением в целом. Польза этого метода несомненна, и применяют его не только в процессе обучения, но и в тренировке, когда нужно отшлифовать отдельные детали упражнения. Например, атлет плохо выполняет заключительное движение в тяге становой. Тренер подбирает средства, совершенствующие данный компонент техники. Конечно, после того как атлет станет выполнять заключительное движение в тяге правильно, нужно повторять упражнение в целом, чтобы закрепить его.

Целостный метод когда спортсмен выполняет упражнение в целом сразу после показа и необходимых объяснений педагога. Обучать соревновательным упражнениям целостным методом считается нецелесообразно, поскольку неизбежны ошибки. Однако этот метод может применяться при обучении несложным упражнениям. Именно к таким упражнениям, относительно несложным, по сравнению с тяжелой атлетикой, можно отнести соревновательные упражнения в пауэрлифтинге. Этот метод можно использовать также при обучении спортсменов, обладающих хорошей координацией движений и общей физической подготовкой.

Наиболее эффективен комбинированный метод: в начале изучают технику упражнений расчлененным методом, а затем – целостным.

Перед этапом начального обучения в пауэрлифтинге ставятся следующие задачи:

– получить техническую подготовку, которая должна в будущем исклю­чить возникновение ошибок. Это означает, что технические навыки должны быть прочными и, главное, биомеханически рациональными для конкретного спортсмена;

– получить хорошую общефизическую подготовку (ОФП);

– спортсмен должен получить специальную физическую подготовку (СФП), развивая большую физическую силу, которая достигается с помощью использования классических (соревновательных) и специально-вспомогательных упражнений;

– получить первоначальные навыки психологической подготовки для выступления атлета в условиях соревнований.

Прежде чем говорить о конкретных методиках в процессе обучения, необходимо обосновать целесообразность поставленных задач на каждом конкретном этапе.

О том, что навык должен быть прочным и перейти в динамический стереотип, говорить излишне. Практика спорта показывает, что атлеты, которые не обладают прочным навыком выполнения соревновательных упражнений в условиях состязаний, часто не могут реализовать свой физический потенциал, накопленный на тренировках, в результате высокого эмоционального и психического напряжения.

Соревновательный накал действует разрушающе на непрочный навык. Но это еще не все, что ожидает такого атлета на соревнованиях.

Возникает реальная опасность получения травмы, так как в условиях соревнований спортсмен поднимает либо пытается поднять максимальный или близкий к нему вес. В таких экстремальных условиях любое "неправильное" движение может привести к травме.

Далее необходимо сказать, что пауэрлифтинг – это чисто силовой вид спорта, во время занятий возникают высокие нагрузки на опорно-двигательный аппарат. В данном случае неправильно сформированный навык может оказаться причиной так называемого "износа" отдельных частей опорно-двигательного аппарата. Например, атлет постоянно выполняет становую тягу с согнутой спиной. В таком положении нагрузка на межпозвоночные отделы позвоночного столба возрастает в 2 и более раз, особенно на его поясничный отдел.

Нетрудно предположить, что при такой технике здоровье спортсмена будет под большим вопросом. Таким образом, хорошо поставленная техника, это вопрос не только высоких спортивных показателей, но и вопрос спортивного долголетия, что в конечном итоге сходится на одном понятии – здоровье спортсмена.

За внешней простотой техники соревновательных (классических) упражнений кроются сложные функциональные и морфологические изменения в организме спортсмена под воздействием этой нагрузки. Об этом крайне необходимо знать спортсмену и тренеру.

Исследования, проведенные в Сибирской государственной академии физической культуры, показали, что у большинства высококвалифицированных (мастера спорта и кандидаты в мастера спорта) пауэрлифтеров систолическое давление выше нормы на 20-30 мм. рт. столба.

У тяжелоатлетов, которые тоже поднимают большие веса, такое явление наблюдается значительно реже. Специалисты считают, что одной и, возможно, главной причиной этого, является более длительная "фаза" натуживания, которая имеет место у пауэрлифтеров. К тому же в пауэрлифтинге все три соревновательных упражнения более статичны, т.е. выполняются с гораздо меньшей скоростью движения штанги.

Чтобы избежать неблагоприятных сдвигов в организме атлета, необходимо уже на этапе начального обучения включать в программу тренировок упражнения ОФП (аэробная работа), которые будут оказывать благоприятное воздействие на сердечнососудистую систему занимающегося.

Третья задача, которая ставится перед этапом начальной подготовки, тоже правомерна. Обучать спортивной технике и развивать специальную физическую подготовку не только можно, но и нужно.

Целенаправленно развивать физическое качество сила на этом этапе нужно не за счет классических, а за счет специально-вспомогательных упражнений.

Такое сочетание технической и физической подготовки не помешает друг другу, т.е. развитие силы у пауэрлифтера не требует упражнений со сложной координационной структурой и к тому же скорость выполнения вспомогательных и классических упражнений практически одинакова. Поэтому задача по развитию силы при занятиях пауэрлифтингом должна присутствовать на протяжении всех этапов тренировки: от начальной подготовки до этапа спортивного совершенствования.

И наконец, последняя задача, которая ставится на этом этапе, является также очень важной.

Соревнования, как лакмусовая бумажка, выявляют все просчеты и недостатки всех видов подготовок. Прекрасно освоив на тренировочных занятиях спортивные движения, атлет не всегда может продемонстрировать их в условиях соревнований. Причина проста – спортсмен хорошо демонстрирует только то, чему научился в тех условиях, в которых тренировался. Поэтому уже на этапе начального обучения нужно решать задачу психологической подготовки. Только в условиях соревнований тренер может дать окон­чательную оценку деятельности своего ученика, тому, как прочно он освоил технику соревновательных упражнений.

Тренировка на выносливость снижает природную способность нервно-мышечной системы производить максимальную мощность. Тренировка на выносливость, выполняемая параллельно с тренировками с отягощениями (например, работа через день), мешает достижению оптимальной силы, мощности и массы тренируемых мышц. Параллельные тренировки на выносливость и тренировки с отягощениями снижают способность атлета выполнять взрывные движения, главным образом из-за адаптационных процессов, происходящих в мышце. Следовательно, тренировка пауэрлифтера должна быть высокоспециализированной. При разработке экспериментальной методики развития силовых способностей мы учли этот основной вывод и включили в нее упражнения направленные не на развитие силовой выносливости, а упражнения не сложной координационной структуры, направленные на развитие всех групп мышц с акцентом на взрывную работу.

Вторая глава «Методы и организация исследования» посвящена описанию методов и методик, используемых для решения поставленных задач, раскрытию организации и содержанию педагогического эксперимента со спортсменами.

Глава третья «Экспериментальное обоснование методики развития силовых способностей у юношей 15-16 лет на этапе начальной подготовки» посвящена описанию методики развития силовых способностей и ее экспериментальной проверке.

Разработанную методику мы рекомендуем для начинающих спортсменов, занимающихся на этапе начальной подготовки. В данный период у начинающих спортсменов еще не сформированы навыки соревновательных упражнений. В этой связи у них легче будет сформировать необходимые мышечные ощущения и укрепить необходимые группы мышц в зависимости от своего телосложения.

Обобщая данные литературных источников по подготовке спортсменов-силовиков, мы должны констатировать тот факт, что общепринятой методикой обучения на начальном этапе является последовательность занятий, имеющая преимущественную направленность на технику выполнения двигательных действий вначале с грифом, затем с минимальными отягощениями и потом совершенствование соревновательных упражнений с нарастающей весовой нагрузкой. Известно, что движения, в том числе и спортивные, человек выполняет в "согласии" со своими морфофункциональными особенностями, которые не всегда могут быть биомеханически рациональны. Таковые особенности оказываются недостаточными при формировании двигательного навыка. Например, у новичка относительно слабые разгибатели туловища. В этом случае, если мы будем обучать его по общепринятой методике, то чаще всего происходит формирование "некачественной" техники. И как бы тренер ни старался "поставить" занимающемуся правильную технику, слабая спина юного спортсмена не даст этого сделать, что в дальнейшем итоге сказывается на приросте силовых показателей в соревновательных упражнениях. Таким образом, методика развития силовых способностей включает в себя силовые упражнения с учетом индивидуальных особенностей телосложения каждого из спортсменов.

Для проверки эффективности предложенной нами методики был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие две группы экспериментальная и контрольная (по 12 человек в каждой). Контрольная группа занималась по обычной программе, утвержденной для ДЮСШ, экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике.

 

Шейный

отдел

Грудной отдел

Поясничный

отдел Крестцовый

отдел

Первое тестирование мы провели в ноябре 2010 года на базе спортивного комплекса «Лидер» г. Тобольска, в секции «атлетической гимнастики» (см. таблицу 1).

 

Как видно из таблицы, наблюдается незначительная разница результатов:

– в приседаниях со штангой контрольная группа имеет показатель выше на 6 кг., чем у экспериментальной;

– в жиме штанги, лёжа эта разница, составляет 4 кг.;

–в становой тяге в экспериментальной группе показатель выше, чем у контрольной на 4 кг.

Таблица 1

Результат исходного тестирования в контрольной и экспериментальной группах.

Тесты

Группы

Величины

X

mx

V

σ

t

 

Приседания со штангой

К

109,50

9,0200394

26,049196

28,523869

0,614689

>0,05

Э

103,50

3,7305049

11,397964

11,796892

Жим штанги лёжа

К

70,5

6,9701746

31,26472

22,041627

0,5082283

>0,05

Э

66,5

3,6552854

17,381996

11,559027

Становая тяга

К

102,5

4,7871355

14,769026

4,7871355

-0,691095

0,05

К

115

8,9442719

28,284271

24,595018

Жим штанги

К

70,5

6,9701746

31,26472

22,041627

0,6735159

>0,05

К

77,00

6,6749948

27,41323

21,108187

Становая тяга

К

102,5

4,7871355

14,769026

4,7871355

1,1163126

>0,05

К

110

4,7140452

13,551927

14,90712

Рис.2. Диаграмма показателей контрольной группы до и после педагогического эксперимента.

Из таблицы 2 и диаграммы видно, что в контрольной группе в конце исследования наблюдается незначительный прирост показателей. Разница результатов, между исходным тестированием и итоговым, составила:

– в приседании со штангой 5,5 кг.;

– в жиме штанги лёжа она составляет 6,5 кг.;

– в становой тяге 7,5 кг.

Таблица 3

Результаты соревновательных упражнений экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента.

Тесты

Группы

Величины

X

mx

V

σ

t

 

Приседания со штангой

Э

103,50

3,7305049

11,397964

11,796892

2,9568711

>0,05

Э

120

4,1499665

10,936122

13,123346

Жим штанги лёжа

Э

66,5

3,6552854

17,381996

11,559027

2,5212609

>0,05

Э

80,5

4,1799787

16,420191

13,218253

Становая тяга

Э

106,5

3,2532035

9,6596553

3,2532035

2,586131

>0,05

Э

120

4,0824829

10,758287

12,909944

Результаты экспериментальной группы после педагогического эксперимента представлены в таблице 3, из которой видно, что в экспериментальной группе разница показателей составила:

– в приседаниях со штангой составила 16,5 кг.;

– в жиме штанги, лёжа 14 кг.;

– в становой тяге 13,5 кг.

Во всех трёх соревновательных упражнениях различия достоверны.

Рис.3. Диаграмма показателей экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента.

Таблица 2,3 и рисунок 2,3 показывают нам, что силовые показатели в соревновательных упражнениях имеют прирост в обеих группах. Следовательно, общепринятая методика, используемая в контрольной группе и разработанная методика, используемая в экспериментальной группе на начальном этапе обучения соревновательным упражнениям, имеют место на существование. Учитывая, результаты, представленные в таблице 4, из которой видно, что во всех трёх упражнениях присутствует достоверность различий в пользу экспериментальной группы мы можем утверждать о большей эффективности разработанной методики обучения соревновательным упражнениям в группах начальной подготовки основанной на многоборной физической подготовке, в сравнении с общепринятой. Из диаграммы видно, что прирост результатов в соревновательных упражнениях у экспериментальной группы наблюдается по всем трём показателям.

Таблица 4.

Результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента.

Тесты

Группы

Величины

x

mx

V

σ

t

 

Приседания со штангой

К

115

8,94

24,59

28,28

0,507

>0,05

Э

120

4,14

10,93

13,12

Жим штанги лёжа

К

77

6,67

27,41

21,1

0,444

>0,05

Э

80,5

4,17

16,42

13,21

Становая тяга

К

110

4,71

13,55

14,9

1,603

>0,05

Э

120

4,08

10,75

12,9

Рис.4. Диаграмма сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента.

Из диаграммы видно, что во всех упражнениях экспериментальная группа опережает контрольную.

В выводах подводятся итоги проведенного теоретического и экспериментального исследования. Результаты педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу, и на этом основании сформулированы выводы и практические рекомендации.

Проведенное исследование позволяет заключить следующее:

  1. Анализ литературы показал, что состояние проблемы в обучении этим движениям на начальном этапе тренировочного процесса находится на достаточно высоком уровне. Обобщая данные литературных источников по подготовке спортсменов-силовиков, мы должны констатировать тот факт, что общепринятой методикой обучения на начальном этапе является последовательность занятий, имеющая преимущественную направленность на технику выполнения двигательных действий вначале с грифом, затем с минимальными отягощениями и потом совершенствование соревновательных упражнений с нарастающей весовой нагрузкой. Предлагаемые методики тренировок на выносливость и тренировок с отягощениями снижают способность атлета выполнять взрывные движения, главным образом из-за адаптационных процессов, происходящих в мышце, в связи, с чем они теряют свою эффективность в тренировочном процессе пауэрлифтеров. При этом также не учитываются особенности телосложения начинающих спортсменов.

  2. При разработке экспериментальной методики силовых способностей учитывалось предположение о том, что совершенствование техники соревновательных упражнений с нарастающей весовой нагрузкой необходимо начинать после того, как будут укреплены все мышцы туловища с учетом индивидуальных особенностей телосложения спортсменов, а не только те которые участвуют в соревновательном движении.

  3. В результате проведенного эксперимента, исследовав динамику уровня подготовленности спортсменов в группах начальной подготовки, мы можем утверждать, что общепринятая методика, используемая в контрольной группе и разработанная экспериментальная методика, используемая в экспериментальной группе на начальном этапе обучения соревновательным упражнениям, имеют место на существование. Учитывая, результаты, представленные в главе 3, из которой видно, что во всех трёх упражнениях присутствует достоверность различий в пользу экспериментальной группы мы можем утверждать о большей эффективности экспериментальной методики развития силовых способностей при обучении соревновательным упражнениям в группах начальной подготовки основанной на укреплении всех групп мышц с учетом индивидуальных особенностей телосложения спортсменов, в сравнении с общепринятой, что в свою очередь подтвердило рабочую гипотезу нашего исследования.

Используемая литература

  1. Атлетизм / Научно-методический реферативный сборник. – 1991, № 2. – 32 с.

  2. Атлетизм / Научно-методический реферативный сборник. – 1990, №10. – 32 с.

  3. Атлетизм /Научно-методический реферативный сборник. – 1990, №12. – 32 с.

  4. Архитектура тела. – 2000. – № 1-12.

  5. Божко А.И. Тяжелая атлетика / А.И. Божко. – М: Физкультура и спорт, 1989. – 196 с.

  6. Бельский И.В. Теоретико-методологические основы специальной силовой подготовки высокоспециализированных спортсменов в атлетических видах спорта / Автореф. Дис. Доктора педагогических наук. – Минск: АФК Республики Беларусь, 2000.– 42с.

  7. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Берштейн – М.: Медгиз, 1947. – 254 с.

  8. Вельский И.В. Магия культуризма / И.В. Вельский. – Минск: Мога-Н, 1994. – 306 с.

  9. Воробьев А..Н. Современная тренировка тяжелоатлета / А.Н. Воробьев. М.: Физкультура и спорт, 1964. – 207 с.

  10. Воробьев А.Н. Тяжелая атлетика: Учебник для институтов физической культуры, 3-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Воробьев – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 256 с.

  11. Воробьев А.Н. Тяжелая атлетика / А.Н.Воробьев. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 255 с.

  12. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н.Воробьев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 254 с.

  13. Донской Д.Д. Спортивная техника / Д.Д. Донской. – М.: Физкультура и спорт, 1962. – 40 с.

  14. Живора П.В. Армспорт: Техника, тактика, методика обучения: Ученое пособие для студентов вузов / П.В. Живора. – М.: Академия, 2001. – 11 с.

  15. Зациорский В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека / В.М. Зациорский, А.С. Аруни, В.И. Селуянов. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 144 с.

  16. Назаренко Ю.Ф Техника соревновательных упражнений в силовом троеборье: Учебно-методическое пособие / Ю.Ф. Назаренко, С.Ю. Те. – Омск: СибГАФК, 2001. – 27 с.

  17. Олимп: Независимый информационно-рекламный журнал по силовым видам спорта – 1992, №1. – 68 с.

  18. Карпман В.П. Тестирование в спортивной медицине / В.П. Карпман, З.Б. Белозерковский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.

  19. Лучкин Н.О. Тренировка начинающих атлетов. Трибуна мастеров тяжелой атлетики / Н.О. Лучкин. – М.: ФиС, 1963, С. 101-110.

  20. Медведев А.С. Основы спортивной техники. Планирование и построение тренировки тяжелоатлетов высших спортивных разрядов (метод. письмо) / А.С. Медведев. – М.: ГЦОЛИФК, 1981. – С. 14-19.

  21. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике: Учебное пособие для тренеров / А.С. Медведев. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 272 с.

  22. Носов Г.В. Гиревой спорт: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры / Г.В. Носов. – Смоленск: СГИФК, 1998. – 55 с.

  23. Пальцев В.М. Гиревой спорт в вузе: Монография / В.М. Пальцев. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 1994. – 148 с.

  24. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская литература, 1997. –583 с.

  25. Саксонов Н.Н. Анатомо-физиологические особенности тяжелоатлетов.-М.:ГЦОЛИФК, 1981. – 18 с.

  26. Спортивная медицина: Учебник для институтов физической культуры / под ред. В.Л. Карпмана. – М.: Физкультура и спорт, 1980, – 349 с.

  27. Те С.Ю. Особенности методики совершенствования технического мастерства тяжелоатлетов различного типа телосложения: Автореф. дис. канд. пед. наук. / С.Ю. Те. – М.: 1993. – 28 с.

  28. Тристан В.Г. Практикум по физиологии спорта: Учебное пособие / В.Г. Тристан. – Омск: СибГАФК, 1997. – 108 с.

  29. Уилмор Д.Х. Физиология спорта и двигательной активности / Д.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 503 с.

  30. Устинов Ю.В. Методика жима штанги лежа / Ю.В. Устинов // Мир силы. – № 1, 2008. – С.38.

  31. Устинов Ю.В. Методика обучения приседания со штангой / Ю.В. Устинов // Мир силы. – №2, 2008. – С. 39.

  32. Устинов Ю.В. Методика обучения становой тяги / Ю.В. Устинов // Мир силы. – №3, 2008. – С. 34.

  33. Фаламеев А.И. Методические указания по обучению тяжелоатлетическим упражнениям / А.И. Фаламеев. – Л.: 1977. – 47 с.

  34. Фредерик К. Хетфилд. Всестороннее руководство по развитию силы / Фредерик К. Хетфилд. – Новый Орлеан, 1983. – 288 с.

  35. Хартманн Ю. Современная силовая тренировка / Ю. Хартман, Х. Тюннеманн. – Берлин: Шпортферлаг, 1990. – 335 с.

 

25

 

Просмотров работы: 7779