ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

Немова А.С. 1, Мащенко М.В. 1
1НТГСПА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Кто владеет информацией, тот владеет миром»

У. Черчилль

Реформы в системе образования направлены на создание условий для самореализации и саморазвития личности учащегося на протяжении всей его жизни. Активно внедряющийся в школах ФГОС, подразумевает особое внимание к личностным результатам обучения школьника: целенаправленной познавательной деятельности на протяжении всей жизни, необходимых ценностно-смысловых установок, отражающих гражданские позиции в деятельности, способности ставить жизненные цели и достигать их. Таким образом, можно заключить, что в школе произошел сдвиг в сторону реализации воспитательных задач, направленных на формирование высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. При этом особое внимание должно уделяться воспитаниюответственности, патриотизма учащихся, усвоению ими гуманистических и демократических ценностей нашего многонационального общества. Современная школа должна формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве; ответственное отношение к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов. Согласно требованиям ФГОС каждый выпускник школы будет обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

Такое образование требует инновационного прорыва в применении образовательных технологий: совмещения обучения и воспитания на качественно новом уровне. Достижение успеха в обучении и воспитании одновременно, на наш взгляд, возможно при использовании интерактивных технологий, основанных с одной стороны на применении деятельностного подхода к обучению (приобретение личностного опыта какой-либо деятельности всеми учащимися), а с другой – на организации постоянного диалога всех участников образовательного процесса, позволяющего организовать необходимую обратную связь.

Регулярное использование интерактивных технологий обучения позволяет сформировать коммуникативную компетентность: продуктивные подходы к овладению информацией, умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность, умение сформулировать собственную точку зрения, обосновать ее, согласиться с допущенными ошибками и т.п. Интерактивные методы обучения способствуют повышению мотивации, поисковой активности учащихся и вовлеченности участников в процесс совместного решения проблемы. Чаще всего интерактивное обучение позволяет создать ситуацию успеха в учении, условия для неординарного мышления, возможности по-своему увидеть проблемную ситуацию, выходы из нее.

Можно выделить следующие формы и методы интерактивного обучения: игровые (дидактические, творческие, деловые игры и т.п.) и тренинговые.

Понятие «тренинг» в науке и практике трактуется многозначно. Согласно Кеннет Фи, тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности [1].

С. Гладышев рассматривает тренинг, как особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развивать. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. В реальной ситуации эксперименты могут привести к нежелательным последствиям. А в стадии урока любой навык или качество моделируются на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Так, на тренинге можно научиться гибкости, общению, принятию позиции другого, что очень полезно в жизни и творческой работе [2].

Пахальян В. Э. показывает, что тренинг – это совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Аналогичную трактовку данному термину дают С. Торп, Дж. Клиффорд (тренинг — это процесс, посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания)[7].

Согласно В. А. Саруханову, тренинг – деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекции и формирования способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ предлагаемых определений «тренинга» позволяет считать его многофункциональным методом, представляющим собой учебную программу или комплекс упражнений эффективной групповой работы, результатом которой будет получен конечный продукт – набор знаний и умений для участия в какой-то деятельности.

Формально тренинг – это групповое занятие под руководством ведущего, направленное на развитие личностных качеств индивида, лучшее понимание себя и других; один из специфических способов получения личностного опыта, где основу любого тренинга составляет групповая работа, что делает ее весьма удобной технологией влияния на личность в специально организованных групповых воздействиях.

Существует четыре основных вида тренингов: обучающие (любая деятельность, в которой человек учится чему-то новому); профессиональные (система воздействий, направленных на формирование и развитие у человека необходимых профессиональных качеств) общеличностные (упражнения, направленные на формирование отдельных способностей и качеств личности, необходимые для его полноценного существования в обществе) личностного роста (создание обучающей среды, в которой через упражнения участник может раскрыть и осознать интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты его деятельности). Современные тренеры стараются совмещать различные виды тренингов, но опыт показывает, что в школе более применимыми оказываются образовательные тренинги, модель которых основывается на использовании различных игр и учебных упражнений в процессе личностно важных коммуникаций, была предложена М. Форвергом (Германия) в 70-е годы.

Современные тренинги требуют определенной организации пространства, то есть создания оптимальных условий для интенсивного общения и устранение внешних отвлекающих факторов. На тренинге создается атмосфера толерантности, раскованности и свободы, участники чувствуют себя в психологической безопасности. Использование тренинговых технологий при обучении, значительно меняется роль учителя, который превращается главным образом в фасилитатора – тренера, стимулирующего работу группы при выполнении заданий. Учитель, поддерживая атмосферу сотрудничества, играет роль более опытного специалиста в данной области, выступая одновременно аналитиком и комментатором. При этом тренер должен оставаться бесстрастным, он не может осуждать мнение участников тренинга, навязывать им свое в явном виде. Основной целью тренера является не мешать развиваться учащимся, «не тянуть одеяло на себя», а только направлять, причем ненавязчиво.

Основными принципами тренингового обучения согласно А. Н. Аверину, являются принципы активности, исследовательской позиции, осознанного поведения, субъект-субъектного общения, обратной связи. Причем обратная связь, используемая в тренинговых технологиях, позволяет участникам быстро корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать оптимальную стратегию поведения.

Важной особенностью тренинга является его структура. Как правило, в тренинговых занятиях выделяют пять стадий: подготовка (мотивация, настройка, планирование работы, установка правил), осознание (понимание сущности темы, ее значения лично для участника тренинга), переоценка (решение проблемных ситуаций на основе личного опыта, проблемное обсуждение решений, сравнение с личным опытом), действие (выполнение упражнений, творческих заданий, обсуждение результатов) и рефлексия (оценка результатов тренинга и степени удовлетворенности занятием всех участников).

Остановимся более подробно на возможностях использования тренинговых технологий на уроках информатики и ИКТ. Следует отметить, что проведение занятий в компьютерном классе, наличие локальной сети и выхода в Интернет и интерактивной доски открывает новые перспективы перед учителем – тренером. Тренер может значительно расширить аудиторию тренинга, задействовать внешних экспертов, кроме устных эмоциональных обсуждений, включить в работу тренинга обсуждение на форумах и в чатах. При такой форме организации занятий компьютер начинает выступать, как эффективное средство достижения практической цели, а не как объект изучения. Это позволяет учащимся без дополнительного стресса и страха потерпеть неудачу осваивать необходимые операции на компьютере. Кроме того, компьютер и локальная сеть позволяют более эффективно организовать пространство для группового проектирования.

Разработанная система тренингов по теме «Основы логики», позволила совместить приобретение учащимися теоретических знаний по данной теме, практических умений работы в табличном процессоре, а также воспитания коммуникационной культуры и формирования умений целеполагания. Проведение занятий в форме тренингов позволило значительно повысить познавательную активность учащихся и улучшить результаты обучения теме «Основы логики». Однако при систематическое использование тренинговых технологий на уроках позволило выявить и ряд сложностей:

– не все учащиеся готовы к открытому общению на уроке ( не менее 30% учащихся в 9-х и 40% в 10-х классах испытывают явные трудности при работе в малых группах и необходимости построения коротких убедительных монологов);

– не все учащиеся способны выдерживать темп работы тренинга (была выявлена группа учащихся, которые подтвердили свое желание хотя бы часть урока пассивно слушать учителя);

– тренинг требует значительной и тщательной подготовки учителя – тренера, что значительно увеличивает время подготовки к уроку;

– тренинг имеет большую продолжительность по времени (не менее 2 уроков), что иногда влечет необходимость смены расписания.

В заключение отметим, что использование тренинговых технологий на уроках информатики позволяет совмещать воспитательную и обучающую функции образования. Кроме того, в тренинге значительно активизируется познавательная активность учащихся, они легко включаются в работу на уроке. Однако еще не все учащиеся готовы к постоянной работе во время тренинговых занятий, не все умеют эффективно работать в группе, организовать необходимый продуктивный диалог, что свидетельствует о важности внедрения тренинговых технологий в образовательный процесс школы, особенно в условиях ФГОС.

Использованная литература

  1. Макшанов, С. И. Психология тренинга [Текст]. – СПб.: Питер, 1999.

  2. Мащенко М.В. Использование тренинговых технологий для повышения познавательной активности учащихся при обучении информатике и ИКТ // Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе. Материалы Всероссийской науч.-практич. конфер., Нижний Тагил, 28-29 января, 2011 г. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011, С. 144 – 150.

  3. Некрасова Л.А. Эффективные педагогические технологии в школьном биологическом образовании // Интернет-журнал "Эйдос".- 2011. - №10.

  4. Петровская, Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

  5. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.

  6. Ситников, А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психо-технологии [Текст]. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.

  7. Торп, С., Клиффорд, Дж. Коучинг: руководство для тренера и менеджера [Текст]. – СПб.: Питер, 2004.

Просмотров работы: 8322