ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мокеева Т.Н. 1, Кузьменко И.В. 1
1Ивановский государственный университет Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Личность дошкольника складывается из многих качеств, важное место среди которых можно отвести творческим способностям. Ведь, ребенок, который не просто усвоил программу дошкольного учреждения, а дошкольник, способный к её творческому переосмыслению – вот, что требует современное общество.

Актуальность работы состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Креативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства [2]. Поэтому важно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Новые федеральные государственные стандарты дошкольного образования предполагают, что в процессе личностного становления ребенок постепенно приобретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые.

В своем исследовании мы пытались выяснить, каковы условия формирования творческих способностей дошкольников?

Цель исследования: изучить условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста и доказать их эффективность.

Объект исследования – процесс формирования творческих способностей детей.

Предметом исследования являются условия формирования творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза: мы предположили, что формирование творческих способностей дошкольников будет успешным при следующих условиях:

  • если будет использован ведущей вид деятельности (игра);

  • если будет проведена программа по формированию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками, родителями и педагогами;

  • если работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие);

  • если при формировании творческих способностей будет проводиться работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Творческие способности человека выражаются в его умении находить особый взгляд на что-то привычное и повседневное. Обязательными компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования творчески активной личности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. В дошкольном образовательном учреждении творчество развивается через различные виды деятельности ребенка, такие как: игровая, коммуникативная, продуктивная и другие. Разнообразность методов продиктована многогранностью процесса усвоения системы знаний, овладением основами наук, в которые входит в первую очередь игра, являясь одновременно и ведущим видом деятельности данного возраста. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры-экспериментирования, игры-забавы и т.п. – все они направлены на формирование творческого потенциала дошкольника. Но формирование творческих способностей будет достигнуто лишь при соблюдении определённых условий: раннее начало творческого развития, свобода в выборе видов деятельности и их многоплановость, создание благоприятной развивающей среды в детском саду, поддержание постоянного интереса к творческой деятельности и других.

Для диагностики творческих способностей дошкольников нами были использованы опросник Дж.Рензулли, субтесты Д.П. Гилфорда и методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». При первичной диагностике было выявлено, что творческие способности дошкольников сформированы недостаточно (рис. 1). Далее была составлена и апробирована программа по формированию творческих способностей детей, основанная на развитии творческого воображения и мышления как компонентов творческих способностей. Также в неё включены игры и упражнения, формирующие эмоциональную сферу и мероприятия для родителей воспитанников и педагогов детского сада.

Проведенная работа по формированию креативных способностей детей экспериментальной группы может считаться успешной, так как в итоге дети научились видеть что-то необычное в неопределенных фигурах и линиях, дорисовывая их до оригинальных сюжетных изображений. За счет использования приемов фантазирования дети смогли создавать совершенно новый образ, планировать его действия и даже жизненные этапы, сочиняя новые сказки и рассказы.

Рисунок 1. Сравнение общего уровня творческих способностей дошкольников на диагностическом этапе и контрольном этапе.

А главное, что в результате у детей возникло положительное эмоциональное отношение к играм и упражнениям на развитие творческого воображения и мышления, возросла познавательная активность и интерес; появилось стремление к новизне, к фантазированию.

Таким образом, осуществление широкого включения в педагогический процесс, разнообразных игр и упражнений на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполнит жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости и желания «творить». Работа по формированию творческих способностей будет эффективнее при комплексной работе по предложенной программе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с родителями и педагогами. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. [1].

Список литературы

  1. Зязюн, И.А. Онтология педагогического творчества / И.А.Зязюн // Педагогическая техника. – 2006. – С.154-156.

  2. Кузьменко И.В. Развитие творческого потенциала школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Научный поиск. – 2012. – № 4.5 – С.17-19.

Просмотров работы: 6007