ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ ЧУВАШСКОГО НАРОДА, КАК ВАЖНОГО ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ ЧУВАШСКОГО НАРОДА, КАК ВАЖНОГО ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ.

Суркова Т.В. 1, Каримов Б.К. 2
1ЧГИКИ, факультет культуры
2ЧГИКИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во всех народных традициях существует деление видов занятий на мужские и женские. В древности мужчины выполняли работу, связанную с большой физической силой и опасностью, часто работали в коллективе. Женщины занимались делами, требующими тщательности, ловкости, развития мелких мышц кисти рук. Отдельные виды женского труда можно было выполнять в одиночку. И конечно, особым женским делом был уход за детьми.

Позднее к мужским делам стали относить большинство дел, связанных с внешним миром (вне дома и семьи), а многие женские дела были внутри дома и семьи. Изготовление большинства ремесленной продукции на продажу было мужским занятием.

Женские и мужские виды занятий. Очень многие виды деятельности выполняли как женщины, так и мужчины, у чувашей не существовало строгого разделения труда на женский и мужской. Но существовали, конечно, только женские или только мужские умения. Например, вышивка — это женское занятие, а кузнечным делом занимались только мужчины.

Обычно мужчина справлял дела во дворе, саду, ухаживал за лошадьми, а женщина работала в доме, в огороде и ухаживала за коровами, овцами.

Мужским занятием было добывание денег на уплату налогов, сев-пахота, крупные продажи и покупки, дела, связанные с дальними поездками, строительство сооружений.

Ближе к XX веку в России стали активно развиваться рыночные экономические отношения. И во многих крестьянских хозяйствах стали изготавливать продукцию не только для собственного пользования, но и на продажу. Этим в основном занималось мужское население.

С XX в. чувашское народное искусство существовало в следующих основных формах:

1) искусство предприятий народных художественных промыслов;

2) искусство народной среды;

3) искусство единичных мастеров и художников.

В художественных промыслах наиболее последовательно и самобытно развивался главный вид чувашского народного искусства - счетная вышивка. Первые вышивальные артели в Чувашии возникли в начале 1920-х гг. почти стихийно, как попытка спасения от голода. Они были связаны с живой народной средой и подпитывапись местной культурой. С 1930-х гг. промысел попал в централизованную систему, стал работать по образцам, утвержденным в Москве, подчиняться не только законам народного искусства и планового хозяйства, но и идеологическим установкам. Но деятельность талантливых художников, постигших основы чувашской вышивки, имевших профессиональную подготовку и опыт работы с мастерами, позволила сохранить промысел как специфическую художественно-производственную систему. В первую очередь нужно назвать Е.И. Ефремову, которая являлась художником вышивального промысла почти полвека.

Проблемой для промыслов Чувашии оказалась их чрезмерная централизация, поскольку в 1960-х гг. вместо небольших местных артелей были созданы укрупненные фабрики. Исследователи народного искусства настороженно относились к этим преобразованиям, которые прерывали взаимодействие промыслов с местными мастерами. Крупные предприятия, которые со временем стали акционерными обществами, оказались нежизнеспособны в новых экономических условиях 1990-х гг. Не помогли ни налоговые льготы, ни попытки создания центров народного искусства и костюма.

Заслуга вышивальных артелей состоит в сохранении - хотя в несколько искусственной форме - традиций и авторитета ручной чувашской вышивки. В настоящее время вместо крупных фабрик народных промыслов работают небольшие предприятия, которые стараются следовать изменившимся условиям, вкусам конкретных заказчиков и потребностям рынка.

В народной среде традиционные виды творчества, - вышивка, ткачество, шитье бисером и серебром, неразрывно связанные с костюмом, - бытовали только до первой пол. 1930-х гг., потом утратили этническую специфику. Из-за жестких ограничений мастерицы могли работать только «для себя», украшая свой небольшой домашний мир. Но постепенно, с развитием фольклорного движения, стали возрождаться любимые виды обрядовой культуры и праздничные костюмы, не полностью забытые за несколько десятилетий. К сожалению, прежние фольклорно-художественные традиции уже потеряли устойчивость, поэтому все чаще местные формы костюмов заменяются на «общечувашские», стилизованные художниками-профессионалами и работниками ателье. Так, единые головные уборы, расшитые ярким пластмассовым «бисером», распространяются во всех местах проживания чувашей - не только в республике, но по всей России.

Лесоразработка. Одним из мужских занятий была лесоразработка. Из бревен изготавливали срубы, доски и разную утварь. Сучья и ветки шли на топливо. Корни использовали для связки бревен в плотах во время лесосплава. Из сосновых пней изготавливали смолу (смолой покрывали деревянные крыши домов), из березовых — деготь (использовали для смазывания трущихся частей механизмов, как современное машинное масло, и для обработки кож) и уголь.

Бондарное дело. Широко было распространено бондарное дело, то есть изготовление бочек разных размеров. В бочках перевозили разные продукты. По заказу французской фирмы «Перрен» чувашские крестьяне изготавливали дубовую клепку, из которой во Франции собирали бочонки для вина.

Изготовление продукции из коры. Из внутренней части липовой коры изготавливали лыко (пушăт) и мочало (курăс).

Снятую со ствола кору нарезали на полоски, очищали наружную часть коры и высушивали. Получалось лыко, оно шло на изготовление лаптей и корзин.

Для получения мочала кору мочили в воде до 2 месяцев. Затем сдирали внутреннюю часть в виде полосок и развешивали сушить — получалось мочало. Из него делали мочалки, ткали циновки-рогожи (ашăк), из которых шили мешки-кули (чăпта). Для кулеткачества необходимо было три человека, обычно этим занималась вся семья [9,с. 27].

Из мочала и конопляных волокон вили веревки, канаты. Для этого на улице устанавливали специальное сооружение — чăкăр.

Для витья не очень толстых веревок в доме на стену вбивали специальный крюк йăрхах.

Плетеные изделия. В селениях, расположенных близ рек, на берегу которых было много зарослей ивы, изготавливали плетеные изделия: корзины, посуду, кузова тарантасов.

Из черемуховых и вязовых прутьев плели красивую мебель: диваны, кресла, столы, стулья, детские колыбели и т. п.

Изготовление кирпичей. Изготовлением кирпичей занималось население многих деревень, так как подходящую глину найти было несложно. В глину добавляли просеянный песок, воду и тщательно месили ногами. Затем из этой смеси формовали кирпичи. Их сушили и обжигали в специальных печах-горнах.

Портновское дело. Портновским делом — изготовлением верхней одежды из шкур и кожи — занимались исключительно мужчины. В Поволжье такими портными были в основном чуваши и татары. Обычно после окончания сельскохозяйственных работ они переходили из деревни в деревню и, живя в домах заказчиков, шили шубы (дубленки), тулупы и т. п.

Изготовление гребенок. Из рогов, а также из клена и березы делали гребенки. Рог вымачивали в воде, вычищали и отпиливали вершину, из которой делали пуговицы. Затем рога распиливали на пластинки. Их распаривали в кипятке, над горячими углями и клали под пресс. На выровненных пластинках пилками нарезали зубья. Готовые гребешки шлифовали, полировали.

Из 100 рогов получалось примерно 250 гребешков.

Отходничество. Начиная с XVIII века крестьяне Поволжья все сильнее страдали от нехватки земли и от невозможности уплатить постоянно растущие налоги. И в связи с этим к концу XIX века среди чувашского населения стало распространяться отходничество, то есть уход крестьян на временные заработки в города на заводы, лесоразработки, транспорт. Живущие около судоходных рек нанимались в бурлаки [9,с.27].

В это время всю деревенскую работу выполняли женщины, старики и подростки.

С отходничеством среди чувашского населения стали распространяться изменения в материальной культуре: появились новые приемы ремесла, орудия труда, виды одежды, предметов быта и т. п.

Хотя отходники, особенно молодые люди, приносили домой хороший заработок, тем не менее, они часто сильно портились в нравственном отношении, развращались, приобретали дурные привычки, начинали пьянствовать, сквернословить. В их среде развивалось пренебрежительное отношение к родной культуре и языку.

Рассмотрим основные виды промыслов и ремесел, представленных в Чувашии повсеместно.

Вышивка. Во все времена народных промыслов в Чувашии одним из наиболее мобильных и процветающих было искусство вышивания. Вышивка по праву является одним их основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Прекрасны творения древних мастериц, дошедшие до нас из глубины веков, поражают взгляд изяществом и красотой вышитых узоров, филигранности их исполнения. Чувашские мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. На простом домотканом холсте шерстяными и шелковыми нитями создавали они свои неповторимые узоры, расшивая ими предметы убранства. Сурпаны и масмаки, женские рубахи и свадебные покрывала, жениховы платки, пояса и халаты - все украшалось вышивкой.

Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах. В элементах орнамента сохранены знаки древней рунической письменности, родовые знаки, символы. Изображения бытия в виде Древа жизни и первобытные понятия о Земле, небесном своде и светилах предстали в геометрических линиях и пропорциях узорного шитья. Таким образом, орнаментальное искусство воплощало в себе духовное богатство и художественную культуру своего народа. Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента, а также в особой декоративности, развитие которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стало украшать его одежду. Основные цвета вышивки - все оттенки красного - от темно-бордового до розово-красного, и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого.

Особенность чувашской вышивки - на обеих сторонах ткани (в основном белой) одинаковый рисунок. Так же для нее характерно такое сочетание "плотных" и "редких" швов. Украшения масмак, сара, яркач, хулчи зашиваются "плотным набором", вышивка ворота, нагрудных кеске, рукавов, швов и подола платья выполняется в основном косой стежкой и росписью. В чувашской вышивке насчитывалось более тридцати типов швов, которые выполнялись как на белом холсте, так и на красной выкрашенной мереловой краской основе. Вышивка исполнялась на домотканом холсте шерстными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Вышивали также мелками. На базаре покупали шелк - сырец, пряли и красили в домашних условиях. Иногда применялась серебряная и золотая нить, особенно при расшивке высокохудожественных уборов - масмаков, сурпаков, сара. Хлопчатобумажные и льняные нитки шли на крупные и менее ценные вышивки. Наиболее часто употреблялись такие типы швов, как роспись, косой стежок, гладь, тамбур. Они находили свое применение на сурпанах, сара, свадебных платках, покрывалах невесты, на расшивках фартуков, верхней одежды, кеске, масмаков, поясного наряда сара, окаймленным узором нагрудной вышивки на женской рубашке амат енчи кеске и т.д. Искусство вышивки чувашей оставило яркие следы в устном народном творчестве - в свадебных песнях невесты, легендах и т.д.

Украшения из бисера и серебра представляют собой одно из ярких и самобытных явлений в истории развития чувашского народного искусства. Народные украшения - это не просто предметы, призванные удовлетворить эстетические потребности. Это воплощение космогонических представлений народа в конструкцию, форму определенного предмета, символизирующего модель мира или его части.

Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. У чувашей существовала традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов. В комплект украшений или в костюм, выполненный в технике шитья серебром и бисером, входит женские и головные уборы хушпу и тухья, нагрудные украшения ама, шулкеме, девичий головной убор тухья, нагрудные украшения тевет, шейные украшения алка, май сыххи, наспинные пус хысе, ушные сарка и другие. Сюда же относятся браслет - сула, колечки и перстни сере. Женские и девичьи украшения чувашей среди поволжских народов имеют свои аналогии в костюмах марийцев, мордвы, удмурцев.

Бисерные головные уборы и украшения изготавливались большей частью в домашних условиях из купленных материалов. Бисер часто употреблялся и для изготовлений шейных украшений серке (наиболее древняя форма ожерелья в виде широкого крупного отложного воротника с застежкой сзади), ожерелья в виде бус с подвесками из раковин - ужовок. Из него низали подвески для кос, кисти с наспинным и поясным украшением. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок. Мастера избегали холодных тонов в шитье. Например, на головные уборы старались не пришивать синий или голубой цвет, т.к. синий считался символом смерти. Народные мастера смело помещали красный бисер на красный фон основы, добивались этим насыщенного цвета, особой силы воздействия на зрителя. Большое место в украшениях уделяли свободно свисающим монетам разной величины, бисерным кистям и т.д. Монеты нашивались на основу 2-5 рядов (в зависимости от характера украшения), чешуеобразно, реже - в ровный ряд, подчинялось четному ритмическому строю.

Монеты использовались различного достоинства от гривенника до полтинника, применение находили и серебряные рубли. Кроме настоящих серебряных монет (в виде овала) использовались дешевые искусственные такой же формы, известные под названием нухраток. Немало нухраток нашивалось на задние лопости хушпу и тухьи, нередко перемежались с бисером и тесьмой. Чем тяжелее, разнообразнее в узоре и цветовом сочетании было украшение, тем богаче и искуснее считалась ее владелица. Мелодичный звон висящих деталей при движении, исполнении танца складывался в красивую музыку. Видимо, от этого и осталось образное выражение "легкий серебряный звон", которое в народе живет и по сей день .

Керамика. Чувашия богата природными материалами. В том числе и глиной разных видов (белая, красная, желтая). Испокон веков мастера изготовляли домашнюю утварь: кувшины, жаровни, миски и тарелки, крышки, вазы, молочники. Здесь же имела свою нишу мелкая пластика: глиняная игрушка и свистулька. И та, и другая несли значение оберега домашнего очага (дома), они отпугивали "злых" духов. При их украшении, использовали несложные орнаменты из розеток, точек, кругов и линий. Мастера - свистулечники создавали персонажей из сказок, животных и птиц, раскрашивали их природными красителями, гуашью.

Заготовка глины - длительный и трудоемкий процесс. Найти хороший пласт и добыть, еще далеко не все. Глину очищали от примесей, определяли состав (жирная, тощая). Отягощали песком, если была недостаточно пластична. Или наоборот, разжижали водой и пропускали через сито перед просушкой. Далее, глине давали вызреть. И она, однородная, перемятая, плотно укрытая, без доступа воздуха ждала своего часа. Существовало несколько приемов изготовления изделий: скульптурный (от целого куска); жгутовой (жгут); пластовой (глину проминали через ткань, задавая фактуру и определенную толщину); гончарный (гончарный круг). Изделие должно было помимо своих основных функций "радовать глаз". Поэтому перед просушкой его декорировали. Вот на кувшине появился рельефный след, а здесь тонкий жгутик превратился в замысловатый узор. Применялся способ обжига в один или два приема; убельный (без декора) или политой (глазурь, эмаль).

Резьба по дереву. Работы мастеров в этой области отличаются разнообразием и изысканными формами, изяществом отделки. Здесь используются только такие деревья, как липа, береза, клен, яблоня. Резьбой украшались предметы домашнего обихода: солоницы, шкафчики для хранения хлеба, шкатулки, подносы, блюда, сосуды и, конечно же, знаменитые ковши для пива. Повсеместное распространение среди чувашей имели резные ковши. Великанами, как их называли в народе, достигавшими полутора метров, пользовались при варке пива, а из маленьких угощали во время обрядов, праздников. Технология включала в себя объемную, выемчатую и рельефную резьбу.

В быту крестьянской семьи повседневной посудой служили деревянные чаши, блюда, миски, солонки, стопы. В отличие от праздничной посуды - братинами и резными ковшами для пива, они украшались более скромно, но отличались богатством форм, выработанных мастерами за многие столетия. Домашняя утварь изготавливалась обычно из целого куска дерева, чаще корневища, долблением, выжиганием или резьбой. Форма, размеры посуды, а также выбираемый для нее материал, всегда диктовались ее назначением. Славится наш край и мастерами - краснодеревщиками, которые создают своими руками музыкальные инструменты: домбры, гитары, скрипки, гармошки, гусли. Это так же традиционные чувашские музыкальные инструменты: шакарма (род колотушки), трещотка, шакар (вид волынки), сарнаш (род дудки с широким раструбом), палнай, шахлич (свистулька), барабан. Мастера в своих изделиях не только добиваются чистоты звука, но и стараются создать какой-нибудь определенный образ.

Лозоплетение и изделия из бересты. Возникновение данного ремесла можно отнести к первым упоминаниям о заселениях человеком пойм рек или их близости - в местах обильного произрастания ивовых прутьев. Так, из ивовой лозы с древних времен изготавливались рыболовные снасти: кормушки для рыб, приспособления для ее ловли, корзины для переноса уловов. Постепенно изделия из лозы находили все большее применение в быту в виде утвари, предметов обихода: дорожные сундуки, корзинки, курительные трубки, столы, стулья и т.д. У чувашей, как и у всех народов лесной полосы, была сильно развита обработка дерева, почти вся домашняя утварь изготавливалась из дерева, в том числе и плетеная утварь из лозы, лыка, дранки, корней.

Лоза заготавливалась по берегам рек осенью и в начале зимы. Плели как из цельных, так и расщепленных пополам прутьев. Из инструментов требовался отточенный нож, из приспособлений - две доски: одна с просверленными насквозь отверстиями, другая с просверленными до половины толщины гнездышками. Доска с гнездышками была нижней, ее клали на вращающийся столик, другую устанавливали на такой высоте, какой должна была быть корзина или иная посуда из лозы. Прутья продевались в отверстия. Затем вплетали продольные прутья, которые стягивались. Наконец, делали дно, оплетая каркасные прутья продольными . Нынешняя технология повторяет технологию мастеров XIX века. Кроме того, используются элементы столярного и швейного ремесла, роспись по дереву и т.д.

Береста - природный материал (кора дерева березы, прошедшая длительную обработку в руках мастера) Здесь мастера используют определенные секреты изготовления своих работ. Каждый предмет привлекает своей изысканной формой, удивительным сочетанием орнаментов из шашечных, еловых и крестообразных фигур. В окрепшее изделие (будь то туесок или декоративное изделие) умело вводят крепежный шов в виде "косы", "ступеньки" или "елочного корня" в общую геометрию узора рисунка. Так же в декоре применяется прием тиснения, резного рисунка. Лоза и береста несут в дом тепло и уют, улучшают энергетику дома. Издревле считается, что ива и береза способствуют созданию благоприятной атмосферы в доме. Их естественный охристый оттенок приятен глазу. А слегка горьковатый запах создает весеннее настроение, напоминая нам пору пробуждения природы, когда снег только растаял и под весенним солнцем распускаются набухшие почки. Наряду с лозоплетением имело свое место и развитие плетения из бересты.

Работы чувашских мастеров в настоящее время представлены в следующих категориях [22]:

1. Художественная обработка дерева и других растительных материалов

Лозоплетение

Резьба по дереву

Плетение из лыка

Корнепластика

Изделия из бересты

Бондарное производство

Плетение из соломы

Роспись по дереву, украшения

Фитодизайн

2. Производство художественной керамики

3. Художественная обработка металлов

4. Художественная обработка камня

5. Художественная обработка кости и рога

6. Производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов

Национальная вышивка

Художественная вышивка

Филейная вышивка

7. Художественное ручное кружево

8. Художественное ручное ткачество

9. Художественное ручное вязание

10. Художественное ручное ковроткачество и ковродели

11. Художественная ручная роспись и набойка тканей

12. Художественная обработка кожи и меха

13. Прочие виды производств изделий народных художественных промыслов Сувениры

Изготовление национальных головных уборов

Бисероплетение

Изготовление музыкальных инструментов

Так же необходимо здесь отметить существование в Чувашии соответствующей гильдии мастеров.

Гильдия ремесленников Чувашской Республики создана 15 ноября 2002 года инициативной группой мастеров на добровольной основе как общественная организация с целью сохранения и преумножения традиций народных промыслов Чувашии, привлечения большего количества мастеров прикладного творчества, создания новых рабочих мест.

Начиная с 2002 года проводятся ежегодные республиканские конкурсы мастеров народных промыслов. В мае 2003 года состоялось открытие специализированного магазина по продаже изделий прикладного творчества "Народные промыслы Чувашии".

За время работы Гильдии был организован информационный банк данных лучших работ мастеров, организованы выступления на городском и республиканском телевидении. В рамках коллективных экспозиций ТПП ЧР на различных всероссийских и международных выставках организовывается стенд народных промыслов Чувашии.

Кабинет Министров республики утвердил положение о звании мастера народно-художественных промыслов Чувашии. Его цель – навести порядок на рынке труда и изделий народных ремесленников. В России существует определенная система признания художественной ценности изделий, как и во многих странах мира. В Чувашии такого не было. С одной стороны, Департамент развития предпринимательской деятельности и торговли решает вопрос классификации мастеров народно-художественных промыслов и закрепления за ними определенного вида продукции. С другой стороны, каждый мастер, закрепляя за собой определенный перечень изделий, сохраняет за собой авторское право на этот товар. Для того, чтобы получить статус мастера народных художественных промыслов Чувашской Республики, каждый претендент должен подать заявку установленного образца с фотографиями заявленных изделий и описание технологического процесса изготовления данного изделия. Одна фотография остается в Департаменте развития предпринимательской деятельности и торговли в архиве, другая выдается мастеру с соответствующей пометкой, что оно зарегистрировано Художественно-экспертным советом Чувашской Республики как изделие народных промыслов и авторское право на нее принадлежит именно этому мастеру.

Кроме того, в рамках государственной поддержки мастеров для них бесплатно организуются ярмарочно-выставочные мероприятия. В 2004 году было организовано специализированное торговое место "Город мастеров" около Чебоксарской пристани. Республика берет на себя расходы по организации выездных мероприятий, которые значимы для республики. Это ежегодный всечувашский "Акатуй" в Москве, Дни Чувашской Республики в других регионах, специализированная всероссийская выставка "Ладья". Это адресная поддержка мастеров. Каждый мастер может воспользоваться всеми видами государственной поддержки малого предпринимательства – субсидиями уровня процентных ставок, субсидиями лизинговых платежей, льготами по арендным платежам, получить консультационную помощь. Многие мастера пользуются льготами по арендным платежам, как заслуженные художники и деятели искусства Чувашской Республики.

До перестройки на многих предприятиях существовали цеха по производству сувенирной продукции, которые потом благополучно закрылись. И потребности в сувенирной продукции впоследствии обеспечивались за счет ручного труда мастеров. Серийного производства, как такового, не стало, поэтому каждое изделие получалось очень индивидуальным.

Сегодня государственная поддержка в продвижении брэнда "народно-художественные промыслы" в Чувашии направлена, с одной стороны на то, чтобы создать определенный перечень изделий сувенирного характера и создать фонд сувенирной продукции, с другой – отделить, как это принято в нормальной рыночной экономике, производство от процесса продажи. Мы создаем такие условия продвижения продукции, когда мастер постепенно переходит только на производство определенных изделий. В Чувашской Республике производством изделий народно-художественных промыслов занимаются более 3 тысяч мастеров. Из них около 500 человек делают это на профессиональной основе, то есть обеспечивают этим свою жизнь [3]. Эти пятьсот мастеров производят продукцию мелкосерийного характера. При этом им удается сохранять индивидуальность в изделиях. За последние год-полтора это движение резко пошло вперед: мы создали первый магазин изделий народно-художественных промыслов, в этом году открыли две торговые точки на вокзалах в Чебоксарах и Канаше, организовали активное продвижение изделий с помощью гостиничного бизнеса. Это делается для того, чтобы мастера могли творить для души и создавать произведения искусства.

Для оценки конкретных проблем, с которыми сталкиваются чувашские мастера при своей работе нами было проведено анкетирование 20 посетителей выставки декоративно-прикладного искусства, проходившей в галерее «6 на 7» (анкета приведена в Прил 1.). В качестве фокусной группы нами была выбрана молодежь до 30 лет, т.к. именно этот возраст позволяет говорить о потенциальном уровне культуры будущей России и Чувашии. Респонденты указали, что среди ремесел Чувашии им знакома вышивка, лозоплетение и резьба по дереву (в 100 % анкет), лишь четверо (20 % опрошенных) смогли назвать более пяти видов декоративно-прикладного искусства, представленных в Чувашии.

Посещение ярмарок, к сожалению не носит постоянный характер, а связан со случайным посещением у 70 % опрошенных. Это говорит о не достаточно высоком уровне информированности молодежи о проводимых мероприятиях посредством средств массовой информации, а также о низком уровне потребности в посещении подобных мероприятий среди респондентов, поскольку подобные выставки носят в нашей республике регулярный характер.

Все посетители выставки, принявшие участие в нашем опросе не отказали себе в удовольствии приобрести понравившуюся продукцию мастеров, представленных на стендах.

Знакомство с мастерами, представляющими декоративно-прикладное искусство республики также не было отличительной чертой всех респондентов, большая часть из них смогла перечислить лишь имена тех мастеров, стенды которых посетила недавно. 3 человека вообще не смогли назвать ни одного имени.

По мнению всех респондентов в республике не достаточно хорошо популяризируются промыслы и ремесла. Необходимы более масштабные выставки, программы обучения и встречи в школах и т.д.

В качестве бренда республики, опрошенные указали вышивку, а также лозоплетение и резьбу по дереву, т.к. все респонденты считают собственную деятельность исконно чувашским декоративно-прикладным искусством.

Данное анкетирование было направлено на выявление степени известности, популярности и коммерческой привлекательности чувашских народных промыслов.

Для того, чтобы посмотреть на развитие с другой стороны, нами были проведены беседы некоторым и мастерами.

Мазуркин Петр Яковлевич родился в 1949 г. в д. Большие Токшики (Моргаушский р-н, Чувашская Республика). Творчеством (игрушки из лыка, соломы, глины) занимается с детских лет. С 1970-х гг. создает произведения на основе традиций чувашского народного искусства (резьба по дереву, плетение из лыка, соломы и капроновых ниток, вышивка, скульптура).

Основные произведения: 1. Ковши, братины, кадки для меда, кадки для пива, кадки для сухих фруктов, стул-трон, оконные наличники, рамы для живописных полотен, ваза "В деревне", ваза "Силач", ваза "Ладья", вазы для цветов, пахталка, фигуры малой скульптуры, кувшины "Банный день", барельефная композиция "В бане" и др. Материал и техника выполнения: липа; рельефная, барельефная, контурная, накладная, трехгранно-выемчатая, кудринская, прорезь, объемно-скульптурная резьба. 2. Гусли, барабаны. Материал и техника выполнения: липа, сталь; рельефная и объемная резьба. 3. Шляпа, лапти осовремененной формы. Материал и техника выполнения: лыко; плетение. 4. Панно "Сеспель". Материал и техника выполнения: холст, капроновая нить; вышивка.

С 70-х гг. XX в. принимал участие в городских, районных, республиканских, региональных и всероссийских выставках. Заслуженный работник культуры Чувашской Республики. Произведения хранятся в фондах Чувашского государственного художественного музея (г. Чебоксары), Чувашского национального музея (г. Чебоксары), Российского музея этнографии (г. Санкт-Петербург), Музея народного творчества (г. Суздаль), Краеведческого музея с. Баня (Пловдивский окр., Болгария), Городского краеведческого музея (Эгер, Венгрия), Районного краеведческого музея (с. Моргауши, Моргаушский р-н, Чувашская Республика). П.Я.Мазуркиным создано более 1500 произведений. Он - лауреат I и II Всесоюзных фестивалей народного творчества. В 2003 г. стал дипломантом и призером всероссийского конкурса "Русь мастеровая".

Петр Мазуркин всю свою жизнь посвятил творению резных узоров из дерева. Петра Мазуркина прославило вдохновенное и мастерское воплощение в резных произведениях красоты родного края и его людей. И потому каждая новая выставка Петра Яковлевича – заслуженного работника культуры Чувашской Республики, действительного члена народной академии, лауреата всесоюзных фестивалей народного творчества, всероссийских и республиканских выставок народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народного мастера России – знаменательное событие.

Среди основных проблем, с которыми он сталкивается, П.Я. Мазуркин назвал сложности с транспортировкой своих творений, недостаточную поддержку со стороны республиканских властей в подержании уже имеющихся произведений в должном состоянии. Васильева Надежда Николаевна - народная мастерица. Родилась в 1958 г. в д. Новое Буяново Янтиковского района Чувашской Республики.

Образование: среднее специальное. Творчеством занимается с детских лет. Учителя - народные мастера по шитью бисером и монетами. Первые самостоятельные произведения созданы в начале творческо-педагогической деятельности в Детско-юношеском центре творческого развития (1990 г.).

Основные работы: женские головные уборы хушпу, девичьи уборы тухъя, налобная повязка масмак, нагрудные украшения ама, нагрудно-наплечные украшения тевет и др.

Материал и техника выполнения: холст, бисер, монеты, нитки, ленты, тесьма; шитье, плетение.

Орнамент: народные узоры искусства питья бисером и серебром низовых (анатри), средненизовых (анат енчи) и верховых (вирьял) чувашей.

Участвует в районных и республиканских выставках народного искусства и художественных промыслов.

На II Республиканском конкурсе мастеров народного искусства и художественных промыслов «Мастер — наследие народного искусства» по композиции «Шитье бисером и монетами» завоевала III место (Чебоксары, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, 2004 г.).

Является педагогом I категории, награждена дипломами и грамотами.

Произведения создаются для фольклорных коллективов, свадебных церемоний, хранятся в частных коллекциях.

По итогам II Республиканского конкурса мастеров народных художественных промыслов «Мастер — наследие народного искусства» присвоено звание «Мастер народных художественных промыслов Чувашской Республики» (17 апреля 2004 г.).

Надежда Николаевна считает, что в настоящее время отмечается подъем интереса к национальным видам декоративно-прикладного искусства не только в России, но и во всем мире. Она считает, что необходимо более активно популяризировать народные виды ремесел, которые позволят привлечь в республику туристов и поднять уровень культуры собственных жителей.

Ильбекова Александра Ивановна Чебоксары, художник-профессионал. Родилась в 1944 г. в г. Самарканде (Узбекская Республика). Творчеством начала заниматься в Чебоксарском художественном училище. Первые самостоятельные произведения появились в годы учебы в Московском технологическом институте Министерства бытового обслуживания РСФСР. Наиболее высокий художественный уровень достигнут в период работы мастером ковроткацкого цеха, главным художником Чувашского производственного объединения художественных промыслов «Паха тере», главным художником Чувашского творческо-производственного комбината Художественного фонда РСФСР, заведующей лаборатории по народному узорному ткачеству в Республиканском научно-методическом центре народного творчества.

Ей принадлежит начало развития монументальной формы чувашского народного ковроткачества на основе машинного производства. Она является автором возрождения древнего орнамента искусства ткачества, его цветового колорита, больших размеров и объемов, а также технических приемов.

Учителя: народные мастера-ткачихи, художник по вышивке Е.И.Ефремова. Ученики: участницы курсов по ткачеству из населенных пунктов и городов республики (лаборатория по чувашскому народному узорному ткачеству РНМЦ НТ).

Основные произведения: ковры «Праздничный», «Юбилейный», «Радужный», «Птицы», «Узоры родного края», «Радуга», комплект паласов и ковриков «Коралловый», паласы настенные, для диванов и кресел, занавес на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета.

Материал и техника выполнения: шерсть, ткань; машинное и ручное ткачество.

Орнамент: узоры головных повязок сурпан и сурпан тутри низовых чувашей (анатри).

Участвует в городских, республиканских, региональных, всероссийских выставках. Ковры и паласы, созданные ею, экспонировались в экспозициях Всероссийской выставки народных художественных промыслов (Москва, ВДНХ, 1977—1978 гг.), Всесоюзной выставки народных художественных промыслов (Москва, 1978 г.), зональных выставок «Большая Волга» (Казань, 1980 г.; Чебоксары, 1985 г.). Большой успех завоевали в выставках, проведенных в Бельгии (1978 г.), Белоруссии (1982 г.), Латвии (1982 г.), Швеции (1983 г.), Венгрии (1985 г.) и т.д.

Член Союза художников Российской Федерации, заслуженный художник Чувашской Республики. Награждена дипломами, грамотами, бронзовой медалью ВДНХ (паласы и ковры «Чувашский мотив», «Птицы», «Юбилейный», «Узоры-ромбы», 1977-1978 гг.).

Произведения хранятся в Чувашском государственном художественном музее, Чувашском национальном музее, находятся в Чувашском государственном театре оперы и балета, в офисах многих предприятий республики и в частных домах.

Чуклинова Елена Юрьевна - художник декоративно-прикладного искусства. Родилась в 1959 г. в г. Баку Азербайджанской Республики.

Образование: высшее. Творчеством начала заниматься в Чебоксарской детской художественной школе № 1. Первые самостоятельные произведения созданы в годы учебы на художественно-графическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. Учителя - педагоги университета и народные мастера.

Основные произведения: куклы-сувениры, женские головные уборы хушпу, девичьи тухъя, сумки, панно, шкатулки, сумка и кошелек «Закат» и др.

Материал и техника выполнения: ткань — ситец, холст, ленты, тесьма, бисер, монеты; вышивка, аппликация, нашивка, шитье мозаичное из лоскутов.

Орнамент: узоры народной вышивки. Многие произведения сюжетные или изображают состояние природы.

Участвует в городских, районных и республиканских выставках народного искусства и художественных промыслов.

Член Гильдии ремесленников Чувашии.

По итогам II Республиканского конкурса мастеров народных художественных промыслов «Мастер — наследие народного искусства» присвоено звание «Мастер народных художественных промыслов Чувашской Республики» (17 апреля 2004 г.)

Елена Юрьевна отмечает, что в настоящее время проводится не достаточное количество выставок, на которые можно было бы привлечь не только школьников и студентов, а также истинных ценителей произведений чувашского декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, все опрошенные мастера отметили недостаточно высокий уровень организации и популяризации чувашского декоративно-прикладного искусства в нашей республике.

С целью подъема уровня декоративно-прикладного искусства в Чувашии была принята Республиканская программа сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы [1].

Реализация программных мероприятий позволила принять необходимые меры по возрождению народного искусства: усовершенствовать нормативную правовую базу, создать дополнительные рабочие места в сфере производства изделий народных художественных промыслов, расширить ассортимент и наполнить товарный рынок изделиями народных художественных промыслов.

Одной из важнейших мер, направленных на установление правовых основ в области народных художественных промыслов Чувашской Республики, стало определение роли мастера в развитии народных художественных промыслов в Чувашской Республике (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 декабря 2003 г. N 307 "Об утверждении Положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам Чувашской Республики и Положения о мастере народных художественных промыслов Чувашской Республики").

В целом за период 2003 - 2009 годы в рамках программных мероприятий были проведены следующие работы:

Художественно-экспертным советом по народным художественным промыслам Чувашской Республики рассмотрено более 400 изделий 160 мастеров на предмет определения их изделиями народных художественных промыслов Чувашской Республики, в результате экспертизы изделия 109 мастеров были отнесены к изделиям народных художественных промыслов с присвоением мастерам звания: "Мастер народных художественных промыслов Чувашской Республики";

на базе производственных мастерских общества с ограниченной ответственностью "Мастерские "Художественный фонд" созданы центры возрождения ручного ткачества и национальной вышивки;

открыт салон-магазин "Народные промыслы" по ул. К.Маркса в г. Чебоксары с филиалом в г. Канаше;

на базе Чебоксарского профессионального училища N 23 создан музей "Традиционные народные промыслы Чувашии";

разработаны туристические маршруты с посещением мест традиционных художественных промыслов в Чебоксарском и Канашском районах;

создан фонд сувенирной продукции с национальной символикой;

издан буклет о народных художественных промыслах Чувашии;

на территории туристического причала Чебоксарского речного порта функционирует постоянно действующая специализированная выставка-продажа изделий народных художественных промыслов "Город мастеров", что расширяет возможности ознакомления с деятельностью мастеров и реализации их изделий туристам, прибывающим в г. Чебоксары.

По данным о состоянии народных художественных промыслов, на 1 января 2009 г. продукцию народных художественных промыслов, не считая 200 мастеров, производят 5 организаций республики: закрытое акционерное общество "Паха тере", общество с ограниченной ответственностью "Чувашский эксклюзив", открытое акционерное общество "Фирма "Шевле", общество с ограниченной ответственностью "Элита", общество с ограниченной ответственностью "Мастерские "Художественный фонд".

Республиканским Домом народного творчества одним из первых в России были созданы творческие лаборатории вышивки и ткачества как структурные подразделения самого Дома. Главная идея их создания заключалась в том, чтобы уже умудренные опытом мастера передавали свои знания молодому поколению. К сожалению, в результате реорганизации Дома народного творчества ,эти лаборатории пришлось сократить. Однако, одна единица методиста в ДНТ по ДПИ и ИЗО сохранена. Понятно, что для поддержания научной, методической, организационной деятельности на более серьезном уровне необходимы отделы или сектора, специализирующиеся только по данному направлению. Надеемся, что в дальнейшем перспективе , это станет для нас возможным.

В настоящее время в Чувашии действует 25 творческих лабораторий ДПИ в 19 районах и 9 городах: вышивки и ткачества - в Ибресинском, Шемуршинском, Моргаушском, Яльчикском, Мариинско-Посадском, Комсомольском, Красноармейском, Чебоксарском, Ядринском районах; лозоплетения - в Мариинско-Посадском, Козловском, Моргаушском районах, г.г. Чебоксары и Новочебоксарск; керамики - в Козловском, Вурнарском районах; резьбы и росписи по дереву - в Шемуршинском, Яльчикском, Ядринском районах; резьбы по кости - в г.Канаше; по изготовлению народных музыкальных инструментов - в Яльчикском, Вурнарском районах. В настоящее время руководителям этих лабороторий Домом народного творчества оказывается методическая и организационная помощь. За последние пять лет в Чувашском республиканском Доме народного творчества по отдельным видам ДПИ обучение прошло около 350 человек. Это , мастера из г.Чебоксары и сел Чувашской Республики, руководители любительских объединений сельских домов культуры, мастера НХП из чувашской диаспоры.

Бережное отношение к народным промыслам как части национальной культуры выражается не только в проведении ежегодных фестивалей и иных мероприятий, но и в неустанной работе по осмыслению традиций. В течение последних лет издано несколько замечательных альбомов, книг и пособий по этой теме, которые предназначены широкому кругу читателей. На Интернет-сайтах республики увеличивается количество ресурсов, посвященных творчеству мастеров, художественных промыслов и законодательной базе их деятельности.

В наши дни особую актуальность обретают слова крупнейшего исследователя чувашского искусства, академика А.А. Трофимова: «Народные промыслы и ремесла каждого народа являются национальным достоянием, а их произведения - богатством, создаваемым как для современников, так и для будущих поколений. Народное декоративно-прикладное творчество берет свои истоки из глубины истории, в нем прослеживаются богатые традиции, воззрения и выкристаллизованные понятия о прекрасном... Познание истоков художественных промыслов и ремесел позволяет оценить их современное состояние и решать насущные вопросы сегодняшнего дня» [16, c. 107]. Оптимистично то, что художественные промыслы и трудолюбивые народные мастера Чувашии находятся в постоянном движении. Этот процесс во многом черпает энергию в национальной культуре, сохранившей свою неповторимость и неизмеримый глубинный потенциал.

Анализируя состояние народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики, можно сделать выводы о наличии следующих основных проблем, характерных как для организаций, так и для индивидуальных мастеров и ремесленников:

- тяжелое финансово-экономическое состояние и нестабильность производства;

- отсутствие экономической концепции развития народных художественных промыслов;

- недостаточный технологический потенциал и сокращение материальной базы для развития производства, отсутствие необходимого оборудования, сырья и материалов;

- неразвитая маркетинговая деятельность, и, как следствие, затруднения, возникающие со сбытом продукции народных художественных промыслов;

- недостаточный уровень подготовки кадров;

- распад творческих коллективов;

- отсутствие единой системы, объединяющей производителей изделий народных художественных промыслов и ремесел, художников, организаций торговли и учебных заведений, готовящих специалистов в данной сфере;

- накопление на рынке продукции низкого художественного уровня и подделок.

Перечисленные проблемы свидетельствуют о том, что в ближайшее время государственная политика в данной области должна быть направлена, во-первых, на сохранение и укрепление организаций данной отрасли, во-вторых, на проведение адресной работы с представителями народных художественных промыслов и ремесел, для чего необходимо способствовать их объединению в творческие союзы и ассоциации.

Анализ факторов, влияющих на развитие народных художественных промыслов, а также опыт реализации предыдущей Программы развития, сохранения и возрождения народных художественных промыслов в Чувашской Республике показывают, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих мастеров, организаций народных художественных промыслов, органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления. Вместе с тем во многом этот процесс определяется эффективностью государственной поддержки, которая должна создать благоприятные условия для развития более полного потенциала народных художественных промыслов.

Разработанная Программа закладывает основы комплексного программно-целевого подхода к оказанию государственной поддержки народных художественных промыслов в целях повышения уровня культуры в Чувашской Республике, сохранения ее индивидуальности и самобытности, повышения качества и конкурентоспособности продукции мастеров и организаций народных художественных промыслов, что позволит в конечном итоге увеличить объем реализации выпускаемой ими продукции и создать дополнительные рабочие места в данной отрасли.

Для реализации целей и задач Программы правительства Чувашской Республики предполагается осуществить комплекс мероприятий, предусматривающих [1]:

1. Формирование и развитие инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов и ремесел посредством:

- оказания содействия в создании общественных объединений мастеров народных художественных промыслов и ремесленников в Чувашской Республике;

- развития взаимодействия с мастерами, организациями-производителями в области народных художественных промыслов и ремесел;

- создания и развития в муниципальных районах и городских округах домов ремесел, центров возрождения народных художественных промыслов, школ молодого мастера, творческих лабораторий, этноцентров;

- создания органами местного самоуправления структурных подразделений, занимающихся вопросами сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел;

- развития механизмов финансовой и имущественной поддержки организаций - производителей изделий народных художественных промыслов.

Реализация данных мероприятий позволит объединить в единую систему сведения о мастерах народного художественного промысла и ремесленниках, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики, и производимых ими изделиях, выявить новые направления развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике, повысить качество изделий и конкурентоспособность отрасли, а также создать благоприятную среду для развития и реализации имеющегося потенциала организаций-производителей изделий народных художественных промыслов, мастеров народных художественных промыслов и ремесленников в Чувашской Республике.

2. Популяризацию народных художественных промыслов посредством:

- проведения тематических программ на радио и телевидении, размещения в средствах массовой информации рубрик о народных художественных промыслах, ремеслах и сувенирной продукции;

- издания печатной продукции о народных художественных промыслах, ремеслах и мастерах в Чувашской Республике;

- создания Интернет-сайта об истории, культуре, традициях народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике;

- создания и тиражирования тематических CD-дисков о народных художественных промыслах и ремеслах в Чувашской Республике;

- организации обмена опытом между мастерами народных художественных промыслов и ремесел;

- организации экспедиционной деятельности с целью выявления новых видов народных художественных промыслов и ремесел;

- проведения ежегодного конкурса на лучшую публикацию о народных художественных промыслах и сувенирной продукции в Чувашской Республике.

Реализация данных мероприятий позволит обеспечить проведение целенаправленной и скоординированной работы средств массовой информации в области популяризации национальной культуры, формирования положительного общественного мнения, активного вовлечения населения в предпринимательскую деятельность в сфере народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики, а также воспитания подрастающего поколения на основе изучения истории и традиционной народной культуры, сохранения преемственности в сфере народных художественных промыслов и ремесел Чувашской Республики.

3. Проведение государственной образовательной поддержки посредством

- реализации образовательных программ по подготовке кадров для народных художественных промыслов и ремесел, специалистов по организации производства сувенирной продукции;

- организации и проведения семинаров, тренингов, конференций по вопросам сохранения и развития народных художественных промыслов и производства сувенирной продукции;

- организации и проведения мастер-классов по видам народных художественных промыслов и ремесел для студентов высших и средних специальных учебных заведений, учащихся профессионально-технических училищ, общеобразовательных школ, дошкольных учреждений;

- переподготовки и повышения квалификации специально отобранных преподавателей детских художественных школ, художественных отделений школ искусств и детских художественных студий;

- оказания консультационной помощи организациям и мастерам народных художественных промыслов по творческим, экономическим и юридическим вопросам;

- подготовки и выпуска учебно-методической литературы о народных художественных промыслах и ремеслах в Чувашской Республике.

Реализация данных мероприятий позволит повысить образовательный уровень кадров для народных художественных промыслов и ремесел, специалистов по организации производства сувенирной продукции, и, как следствие, создаст условия для повышения качества и разнообразия изготавливаемых изделий народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции.

4. Организацию сбыта и продвижения продукции народных художественных промыслов и ремесел, сувенирной продукции посредством:

- включения торговых точек, реализующих продукцию народных художественных промыслов, ремесел и сувенирную продукцию, в туристические маршруты, мониторинга их посещения;

- разработки бизнес-планов для мастеров народных художественных промыслов и организаций, работающих в сфере народных художественных промыслов и производства сувенирной продукции;

- содействия в реализации бизнес-проектов по развитию народных художественных промыслов и ремесел, отобранных на конкурсной основе;

- содействия в реализации бизнес-проектов, направленных на организацию производства сувенирной продукции, в целях массового производства изделий народных художественных промыслов в Чувашской Республике;

- проведения ежегодных конкурсов:

- на лучший эскиз, дизайн-проект, опытный образец сувенирной продукции, в том числе с национальной символикой, в целях массового производства;

- на изготовление сувенирной продукции, посвященной памятным датам, выдающимся людям Чувашской Республики, и туристических сувениров;

"Мастер - наследие народного искусства", "Конкурс молодых мастеров народных художественных промыслов";

- расширения производства сувенирной продукции, в том числе с национальной символикой, отобранной на конкурсной основе;

- организации фестивалей народных художественных промыслов и единых экспозиций организаций и мастеров народных художественных промыслов на республиканских и межрегиональных выставках-ярмарках;

- поддержки мастеров народных художественных промыслов и производителей сувениров по участию в республиканских, общероссийских, межрегиональных и международных фестивалях, выставках, ярмарках;

- участия мастеров народных художественных промыслов и изготовителей сувениров в межрегиональных и международных программах;

- изготовление коллекций национальной одежды и организация показов коллекций национальной одежды;

- организации в Чувашском национальном музее постоянно действующей выставки изделий мастеров народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции;

- организации передвижной выставки-продажи изделий народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции;

- организации передвижной выставки работ мастеров народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции;

- создания условий, способствующих расширению сети специализированных магазинов и отделов по сбыту изделий народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции;

- заключения с организациями - производителями изделий народных художественных промыслов, осуществляющими свою деятельность в Чувашской Республике, соглашений о сотрудничестве;

- создания магазинов-мастерских по производству и сбыту изделий народных художественных промыслов и ремесел.

Реализация данных мероприятий позволит расширить рынок сбыта изделий народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции.

Актуальные задачи по сохранению традиций и развитию декоративно-прикладного искусства включают:

- создание в республике благоприятной среды для создания инфраструктуры сбыта подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесленников;

- воссоздание разрушенной в 1990-1999 гг. системной инфраструктуры сбыта подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесленников;

- совершенствование форм государственной поддержки народного творчества, деятельности по созданию и реализации подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесел;

- создание системы, объединяющей производителей художественных промыслов и ремесел, художников, торговые сети и учебные заведения, готовящие специалистов в данной сфере;

- активное использование социально-культурной составляющей продукции народного промысла в нравственно-воспитательном процессе (особенно подрастающего поколения);

- объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления, организаций народных художественных промыслов и индивидуальных мастеров, а также общественных организаций в области популяризации народных художественных промыслов и ремесел в Российской Федерации и за ее пределами.

Заключение

Вопрос о выживании народного искусства возник не сегодня и даже не вчера. Он возник в ту пору, когда веками складывавшаяся картина мира начала резко меняться, когда тенденции обновления стали проникать буквально во все сферы жизни. Народная культура Нового и Новейшего времени существенно отличается от прошлых классических фольклорных форм. Во всём мире она утратила свою универсальную роль. То, что прежде существовало в нераздельном виде (материально-практическая, духовно-религиозная, познавательная и эстетическая деятельность человека), в современной культуре всё более дифференцируется, становится мозаичным и раздробленным.

Художественные промыслы России — это во многом результат сформировавшегося ещё в XVIII в. проекта по развитию народных ремёсел, которые поддерживались представителями власти с помощью всевозможных льгот и привилегий. Ярмарки XIX столетия, поражавшие богатством и разнообразием товаров, подтверждали важность кустарного производственной вещной традиции создавались в подмосковных усадьбах Абрамцево и Поленово, в Талашкине под Смоленском... Народное искусство оказывалось объектом творческих экспериментов меценатов, художников, историков искусства. Именно тогда зародился стиль а-ля рюс. Вещи из народного быта получали новую роль в культуре образованной части общества.

К сожалению, попечители не всегда понимали специфику народного искусства. Считалось, что мастеров нужно просвещать, учить «хорошему» вкусу. В советское время профессионализация народного творчества шла полным ходом. Академические художники и даже чиновники вмешивались в работу мастеров и кустарей, создавали для них образцы «в народной традиции». Экспорт и плановое производство, введение машинного оборудования, постоянное увеличение числа работников крупных промыслов (далеко не все из них обладали крестьянским мировоззрением и творческой одарённостью) ставили носителя традиции в новые условия, кардинально менявшие его мировидение и роль в культурном процессе.

В такой огромной стране, как Россия, процесс модернизации неровен и не везде одинаково интенсивен. Тем не менее он необратим. Некогда ведущая функция крестьянского искусства — утилитарно-бытовая сегодня сохраняется главным образом в этнических национальных округах, в глубинке, где вещи по-прежнему рождаются и живут на корнях быта. Там женщины ткут, вышивают одежду, мужчины строят дома, делают кадушки и многое другое.

Религиозно-магическая функция художественных промыслов, практически исчезнувшая в советские годы, вновь стала актуальной с конца 1980-х гг. С возвращением традиционных для России праздников — Рождества, Пасхи, Троицы, Масленицы — возродились и обрели популярность народный костюм, маски для ряженых, сани и уборы для лошадей, расписные пасхальные яйца и т. п. В Палехе, Мстёре, Холуе изготовляют иконы, складни, кресты...

Приметой последних лет является возникновение совершенно новой функции народных промыслов — памятно-культурной. Сундуки, коробки, лошадки-качалки и другие предметы старого ремесла, казалось бы навеки ушедшие из быта и прочно обосновавшиеся в музейных витринах, вновь привлекают людей. Чем? Во-первых, своей практичностью и тем, что сделаны они из природных материалов, а во-вторых — и это, наверное, главное, — милым нашему сердцу обликом, напоминанием о минувшем, невосполнимом.

Что же касается сувенирной функции художественных промыслов, то она стала зарождаться ещё в начале XX в. Уже тогда на роль основного потребителя изделий народных промыслов претендовал город. Деревенские мастера стремились исполнять модные запросы горожан, при этом традиционная вещь приобретала совершенно иной смысл. И сегодня жостовский поднос, фарфоровая скульптура из Гжели, дымковская фигурка для многих их обладателей — изысканные сувениры, подаренные или привезённые из поездки.

В последние десятилетия возрос интерес людей к своей истории. Происходит как бы второе рождение и бытование вещного мира в современной культуре, специально инициируемое политикой государства и общества. Возможно, уже на нашем веку сформируется новый крупный общественный проект в отношении художественных промыслов и народного творчества.

Художественные промыслы и ремёсла Чувашии на современном этапе развития существуют как в форме творчества индивидуальных мастеров, так и на предприятиях, сохраняющих коллективный опыт творчества и ремесленный характер воспроизводства продукции, усовершенствованный развивающимся технологическим прогрессом.

Возрождаются уникальные технологии и утерянные традиции изготовления изделий художественных промыслов. В связи с развивающимся технологическим прогрессом народные художественные промыслы и ремёсла, ещё сохранившие традиционные ремесленные способы создания вещей с их традиционным стилеобразованием, ограничиваются изготовлением технически простых вещей, с ярко выраженным эмоционально – образным содержанием, национальной и региональной тематикой. Большинство из них реализуется в качестве сувенирных и подарочных изделий.

Рынок промыслов заполнен изделиями, выполненными в стиле народных художественных промыслов, но без соблюдения технологий и традиций и представляющими собой сувенирный и ярмарочный вид кича. Изделия имеют низкую цену и, как следствие, конкурируют с изделиями народных художественных промыслов.

Можно отметить, что в Чувашии получили распространение достаточно широкий спектр ремесел и промыслов, которые связаны с историческим развитием быта народа. Основные традиционные занятия населения — пашенное земледелие, животноводство, хмелеводство, пчеловодство. Большое распространение получили промыслы по обработке дерева, кожи, шерсти, волокна и пр.

В настоящее время интерес в народным промыслам и ремеслам постепенно возрастает, но по мнению мастеров он еще не достаточно активен и данный вид деятельности нуждается в более полномасштабной поддержке со стороны государства.

Литература

  1. ФЗ "О народных художественных промыслах" от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ// Сайт (с) ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2010. - Режим доступа: (http://www.garant.ru/hotlaw).

  2. Постановление «О республиканской программе сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской республике на 2006 - 2010 годы» от 1 декабря 2005 г. N 302 (в ред. Постановлений Кабинета Министров ЧР от 28.08.2007 N 214, от 27.12.2007 N 369, от 22.02.2008 N 37) // Сайт (с) ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2010. - Режим доступа: (http://www.garant.ru/hotlaw).

  3. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство, 1982. – 256 с.

  4. Гжельские истории в записках коллекционера. Часть 1. Начала". — М.: Репроцентр М, 2004. — 356 с.

  5. Горячева Н.А. Декоративно-прикладное искусство. – М.: Искусство, 1986. – 175 с.

  6. Дмитриев И. А. Этнотеатральные формы в чувашском обряде. - Чебоксары: ЧГИГН, 1998. – 232 с.

  7. Егоров Н. И. Праздники и календарные обряды // Культура чувашского края. — Чебоксары: ЧКИ, 1994. – 160 с.

  8. Енькка Е. Повествование о чувашах: К 450-летию вхождения Чувашии в состав Рос. гос-ва / Худож.-ил. Е.В.Александрова.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001.- 54 с.

  9. Зись А. Виды искусства. - М., 2007. – 346 с.

  10. Иванов В. П., Фокин П. П. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. — Чебоксары: НИИ ЯЛИЭ, 1993. – 420 с.

  11. Ивлев В. П., Николаев В. В., Димитриев В. Д. Чуваши. Этническая история и традиционная культура. — М.: Дик, 2000. – 100 с.

  12. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М., 1990. Т.1. – 146 с.

  13. Культура чувашского края. - Чебоксары, 1995. – 198 с.

  14. Мадуров Д.Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. – М., 1965. – 244 с.

  15. Мастера народного искусства и художественных промыслов. Каталог-справочник. - Чебоксары, 2004. – 26 с.

  16. Меджитова Э. Д., Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. — Чебоксары: ЧКИ, 1981. - 246 с.

  17. Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного художественного творчества. – М., 2006. – 212 с.

  18. Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм от древности до современности. - М. - Чебоксары - Оренбург, 2002. – 118 с.

  19. Орнамент всех времен и стилей: В 2 т. / Под ред. О. Расинэ. – М., 2004. – 245 с

  20. Орнамент. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2003. – 312 с.

  21. Разина Т.М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. М., 2008. – 542 с.

  22. Сайт торгово-промышленной палаты ЧР. Каталог ремесленников / http://www.remeslo.tppchr.ru/index.php?Mn=3

  23. Трофимов А.А. Чувашская народная культовая скульптура. Чебоксары, 1993. - 237 с.

  24. Язык чувашского орнамента / http://grigoreva-tp.21411s12.edusite.ru/p36aa1.html

Приложение 1.

Анкета посетителей выставки декоративно-прикладного искусства

  1. Пол – возраст.

  2. Какие промыслы и ремесла Чувашии Вам известны?

  3. Как часто Вы бываете на выставках, ярмарках, в сувенирных магазинах, представляющих творчество мастеров декоративно-прикладного искусства Чувашии?

  4. Приходилось ли вам приобретать продукцию мастеров декоративно-прикладного искусства Чувашии? Если да, то что это было.

  5. Известны ли Вам имена кого-либо из местных мастеров? Если известны – назовите?

  6. Как Вы считаете, достаточно ли хорошо популяризируются промыслы и ремесла в нашей республике?

  7. Какие промыслы и ремесла, по Вашему мнению, могли бы стать национально-культурным брендом Чувашской республики?

Просмотров работы: 11425