Нам представляется интересным проследить степень влияния СМИ на общественное мнение посредством данных идеологем. Материалом для работы нам послужили высказывания с лексическими единицами национализм, народ, политика и их производными. Источником стала предвыборная статья В.В. Путина «Россия: национальный вопрос», опубликованная в «Независимой газете» 23 января 2012 г.
В ходе анализа обнаружилось, что идеологемы распределяются на две группы. Первая группа – «идеологемы ограниченного употребления», встречающиеся лишь в текстах, отражающих специфические проблемы национальной политики. Вторая группа – «общеупотребительные идеологемы», использующиеся в текстах, предназначенных для освещения разнообразных вопросов национальной политики.
Слово народ относится ко второй группе и номинирует группу людей, как политическую единицу, а контекстным партнером идеологемы является слово Россия. В результате актуализируются идеологические коннотации ‘всеобщий’, ‘мы’, ‘единство’.
Идеологема «политика» имеет несколько коннотаций – ‘деятельность’, ‘активность’.С одной стороны, идеологема транслирует образ власти, озабоченной данной проблемой, с другой стороны, идеологема создает иллюзию активности, не приводя доказательства самого действия.
Идеологема «национализм» имеет непосредственное отношение к проявлению национального антагонизма, поэтому ее следует отнести именно к идеологемам ограниченного употребления и негативно маркированным. В связи с этим прослеживается тенденция: национализм – это зло, разрушающее страну изнутри.
Итак, посредством использования идеологем в печатных СМИ формируется определенный образ национальной политики в государстве. Следовательно, идеологемы могут положительно влиять на нас, делая более толерантными, а могут вводить в заблуждение, навязывая ложное восприятие действительности.
Список литературы
Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд., доп. – М. : Большая рос. энцикл., 2002. – 709 с.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.